Коммерсантъ,
20 апреля 2016 г.
Страховщики сливают ОСАГО
1651 просмотр
В Национальном банке Башкирии (подразделение ЦБ) вчера подтвердили растущее число жалоб автовладельцев на отказы страховщиков в оформлении полисов ОСАГО. Автомобилисты недовольны, что страховые компании продают «автогражданку» исключительно в пакете с дополнительными услугами, но и для этого приходится выстаивать очереди. Наказать страховщиков регуляторы пока не могут, призывают автомобилистов вместе с жалобами собирать доказательства нарушений и подключать к разбирательству правоохранительные органы.
Вчера Нацбанк Башкирии распространил релиз, в котором подтвердил растущее число обращений автовладельцев с жалобами на действия страховщиков. Автомобилисты жалуются на отказы в оформлении полисов ОСАГО и на навязывание дополнительных услуг, следует из сообщения Нацбанка. Число обращений, равно как и принятые меры для урегулирования ситуации, регулятор не уточняет.
Башкирские автовладельцы, по данным „Ъ“, не могут беспрепятственно оформить полисы ОСАГО начиная с февраля 2016 года. Страховщики предлагают им в нагрузку дополнительные виды страхования, но и такие полисы выдают только в порядке очереди. Так, в офисах некоторых страховщиков, например «Согаза» и ВСК, очередь надо физически занимать с раннего утра, а количество принимаемых в день посетителей ограничено. В марте, как сообщал „Ъ“, страховщики объясняли трудности с оформлением ОСАГО сбоями в системе Российского союза автостраховщиков, с помощью которой рассчитывается коэффициент бонус-малус, а также отсутствием бланков ОСАГО.
Вчера в опрошенных „Ъ“ местных отделениях ВСК и «Согаза» сообщили, что бланки есть, но наплыв посетителей такой, что предоставить полисы всем желающим по первому требованию не удается. «Когда мы приходим на работу, они (автовладельцы.— „Ъ“) уже стоят у двери. То ли с вечера, то ли с ночи занимают»,— сказала сотрудница в офисе ВСК. Директор уфимского филиала СГ «Уралсиб» Гузель Аскарова связала нашествие посетителей с приостановкой лицензии башкирской страховой компании «Резонанс» и сокращением агентских сетей других страховых компаний. «Ситуация на рынке ОСАГО становится критической, так как во многих регионах этот вид страхования настолько убыточен из-за активности автоюристов и мошенников,— говорит госпожа Аскарова.— Страховые компании предпочитают сворачивать бизнес. В 2015 году ОСАГО стало точкой поддержки всего страхового рынка, показав рост в 45%, но уже к середине этого года эффект от повышения тарифов сойдет на нет».
Сами страховщики факты отказов в оформлении «чистого» ОСАГО и навязывания допуслуг категорически отрицают. А собеседник в Нацбанке республики говорит, что доказать нарушения сложно, так как автовладельцы не прилагают к жалобам доказательств. Это препятствует возбуждению административных дел по ст. 15.34.1 КоАП РФ (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг), отметил собеседник в Нацбанке. Ведомство вчера призвало автовладельцев собирать аудио- или видеозаписи нарушений «нерадивых» страховых компаний и направлять их не только в ЦБ, но также в прокуратуру и правоохранительные органы. Регулятор также разъяснил, что если автомобилисты считают допстраховку «навязанной», то могут отказаться от нее в течение пяти дней. Кроме того, автовладельцам напомнили о возможности оформить электронные полисы, правда, с оговоркой, что пока это лишь право, а не обязанность страховщика. Например, на сайте лидера рынка «Росгосстраха» оформление электронного полиса вчера было невозможно.
В прокуратуре республики сообщили, что в центральный аппарат ведомства поступило не более 20 жалоб на отказы в оформлении ОСАГО. Информацию по административным производствам в ведомстве уточнить затруднились.
Руководитель регионального управления ФАС Зульфира Акбашева недоумевает, что мешает надзорным органам прийти в офисы страховщиков и убедиться самим в том, что нарушения есть. «Когда это входило в нашу компетенцию, мы выезжали на место и разбирались»,— заявила она. В 2013 году УФАС оштрафовало «Росгосстрах» (около 70% рынка ОСАГО в Башкирии) за злоупотребление доминирующим положением на рынке и навязывание дополнительных услуг к ОСАГО (см. „Ъ“ от 24 октября 2013 года). Проблемы с ОСАГО в регионе возникали и в 2014 году, когда отказы в оформлении «чистой» «автогражданки» были такими же массовыми. После этого ЦБ повысило тарифы: так, в 2015 году сборы страховщиков в Башкирии увеличились на 46%, до 5,3 млрд руб., а полис в среднем с 2014 года подорожал в полтора раза.
Юрист Николай Костенко не исключает, что дефицит полисов ОСАГО создается страховщиками искусственно. «Это может быть связано с желанием заработать на продаже „допов” или таким образом простимулировать ЦБ на дальнейший рост тарифов,— предполагает он.— Республиканские страховщики с самого начала были недовольны установленными для них тарифами ОСАГО. Им всегда казалось, что они занижены».
В пресс-службе Российского союза страховщиков (РСА) попросили учитывать разницу между навязыванием допуслуг и кросс-продажами. «Продажа полиса ОСАГО — это “точка соприкосновения” с клиентом, возможность для страховщика предложить и другие свои услуги»,— отметили в РСА.
Булат БАШИРОВ, Наталья ПАВЛОВА, Ильмира АЛИМГУЗИНА
Вся пресса за 20 апреля 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Регионы, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 декабря 2024 г.
|
|
РИА Новости, 27 декабря 2024 г.
Родственники 17 умерших в аварии Ми-8 в августе на Камчатке получили выплаты СК «Согласие»
|
|
cbr.ru, 27 декабря 2024 г.
Калужане вкладывали деньги в инвестиционное страхование жизни
|
|
РБК.Татарстан, 27 декабря 2024 г.
Убытки из-за погоды: аграрии Татарстана получили 117 млн рублей по страховке
|
|
Финмаркет, 27 декабря 2024 г.
Числа жалоб потребителей на страховщиков в РФ в январе-октябре сократилось на 28%
|
|
Банки.ру, 27 декабря 2024 г.
Какие авто покупают теперь россияне и на какие оформляют страховки: исследование «Авто.ру» и Банки.ру
|
|
Российская газета онлайн, 27 декабря 2024 г.
Катастрофа в Керченском проливе станет прецедентом в морском праве
|
|
NEWS.ru, 27 декабря 2024 г.
Названы самые необычные случаи страховки в России
|
|
Вечерний Барнаул, 27 декабря 2024 г.
71% российских автомобилистов поддерживает информирование об отсутствии полиса ОСАГО с помощью портала «Госуслуги»
|
|
ПРАЙМ, 27 декабря 2024 г.
Группа ПСБ запустила продажи ОСАГО в новых регионах России
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Экономические риски остаются на первом месте из-за экстремальных погодных условий в страхах АТР
|
|
Клерк.Ру, 27 декабря 2024 г.
Подписан закон о гарантиях прав граждан при страховании жизни: какие положены выплаты
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
В 2025 году ожидается стабилизация и рост рынка страхования имущества и ответственности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Ожидается достаточно стабильная ситуация при обновлениях перестрахования с 1 января 2025 года
|
|
Агентство городских новостей Москва, 27 декабря 2024 г.
В НСИС разъяснили порядок учета электромобилей страховщиками
|
|
Бизнес-новости Республики Коми, 27 декабря 2024 г.
Премия по ОСАГО в России снижается, а выплаты растут
|
|
Аргументы и факты-Томск, 27 декабря 2024 г.
Мошенники из Томска и Новосибирска обманули страховщиков на 4,5 млн рублей
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 27 декабря 2024 г.
«Заплатят пассажиры»: Перенаправление самолета обходится компаниям в миллион рублей
|
 Остальные материалы за 27 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|