Коммерсантъ,
20 апреля 2016 г.
Страховщики сливают ОСАГО
1666 просмотров
В Национальном банке Башкирии (подразделение ЦБ) вчера подтвердили растущее число жалоб автовладельцев на отказы страховщиков в оформлении полисов ОСАГО. Автомобилисты недовольны, что страховые компании продают «автогражданку» исключительно в пакете с дополнительными услугами, но и для этого приходится выстаивать очереди. Наказать страховщиков регуляторы пока не могут, призывают автомобилистов вместе с жалобами собирать доказательства нарушений и подключать к разбирательству правоохранительные органы.
Вчера Нацбанк Башкирии распространил релиз, в котором подтвердил растущее число обращений автовладельцев с жалобами на действия страховщиков. Автомобилисты жалуются на отказы в оформлении полисов ОСАГО и на навязывание дополнительных услуг, следует из сообщения Нацбанка. Число обращений, равно как и принятые меры для урегулирования ситуации, регулятор не уточняет.
Башкирские автовладельцы, по данным „Ъ“, не могут беспрепятственно оформить полисы ОСАГО начиная с февраля 2016 года. Страховщики предлагают им в нагрузку дополнительные виды страхования, но и такие полисы выдают только в порядке очереди. Так, в офисах некоторых страховщиков, например «Согаза» и ВСК, очередь надо физически занимать с раннего утра, а количество принимаемых в день посетителей ограничено. В марте, как сообщал „Ъ“, страховщики объясняли трудности с оформлением ОСАГО сбоями в системе Российского союза автостраховщиков, с помощью которой рассчитывается коэффициент бонус-малус, а также отсутствием бланков ОСАГО.
Вчера в опрошенных „Ъ“ местных отделениях ВСК и «Согаза» сообщили, что бланки есть, но наплыв посетителей такой, что предоставить полисы всем желающим по первому требованию не удается. «Когда мы приходим на работу, они (автовладельцы.— „Ъ“) уже стоят у двери. То ли с вечера, то ли с ночи занимают»,— сказала сотрудница в офисе ВСК. Директор уфимского филиала СГ «Уралсиб» Гузель Аскарова связала нашествие посетителей с приостановкой лицензии башкирской страховой компании «Резонанс» и сокращением агентских сетей других страховых компаний. «Ситуация на рынке ОСАГО становится критической, так как во многих регионах этот вид страхования настолько убыточен из-за активности автоюристов и мошенников,— говорит госпожа Аскарова.— Страховые компании предпочитают сворачивать бизнес. В 2015 году ОСАГО стало точкой поддержки всего страхового рынка, показав рост в 45%, но уже к середине этого года эффект от повышения тарифов сойдет на нет».
Сами страховщики факты отказов в оформлении «чистого» ОСАГО и навязывания допуслуг категорически отрицают. А собеседник в Нацбанке республики говорит, что доказать нарушения сложно, так как автовладельцы не прилагают к жалобам доказательств. Это препятствует возбуждению административных дел по ст. 15.34.1 КоАП РФ (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг), отметил собеседник в Нацбанке. Ведомство вчера призвало автовладельцев собирать аудио- или видеозаписи нарушений «нерадивых» страховых компаний и направлять их не только в ЦБ, но также в прокуратуру и правоохранительные органы. Регулятор также разъяснил, что если автомобилисты считают допстраховку «навязанной», то могут отказаться от нее в течение пяти дней. Кроме того, автовладельцам напомнили о возможности оформить электронные полисы, правда, с оговоркой, что пока это лишь право, а не обязанность страховщика. Например, на сайте лидера рынка «Росгосстраха» оформление электронного полиса вчера было невозможно.
В прокуратуре республики сообщили, что в центральный аппарат ведомства поступило не более 20 жалоб на отказы в оформлении ОСАГО. Информацию по административным производствам в ведомстве уточнить затруднились.
Руководитель регионального управления ФАС Зульфира Акбашева недоумевает, что мешает надзорным органам прийти в офисы страховщиков и убедиться самим в том, что нарушения есть. «Когда это входило в нашу компетенцию, мы выезжали на место и разбирались»,— заявила она. В 2013 году УФАС оштрафовало «Росгосстрах» (около 70% рынка ОСАГО в Башкирии) за злоупотребление доминирующим положением на рынке и навязывание дополнительных услуг к ОСАГО (см. „Ъ“ от 24 октября 2013 года). Проблемы с ОСАГО в регионе возникали и в 2014 году, когда отказы в оформлении «чистой» «автогражданки» были такими же массовыми. После этого ЦБ повысило тарифы: так, в 2015 году сборы страховщиков в Башкирии увеличились на 46%, до 5,3 млрд руб., а полис в среднем с 2014 года подорожал в полтора раза.
Юрист Николай Костенко не исключает, что дефицит полисов ОСАГО создается страховщиками искусственно. «Это может быть связано с желанием заработать на продаже „допов” или таким образом простимулировать ЦБ на дальнейший рост тарифов,— предполагает он.— Республиканские страховщики с самого начала были недовольны установленными для них тарифами ОСАГО. Им всегда казалось, что они занижены».
В пресс-службе Российского союза страховщиков (РСА) попросили учитывать разницу между навязыванием допуслуг и кросс-продажами. «Продажа полиса ОСАГО — это “точка соприкосновения” с клиентом, возможность для страховщика предложить и другие свои услуги»,— отметили в РСА.
Булат БАШИРОВ, Наталья ПАВЛОВА, Ильмира АЛИМГУЗИНА
Вся пресса за 20 апреля 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Регионы, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
13 марта 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 13 марта 2025 г.
«Сбербанк Страхование» призвал усилить контроль за страхованием экорисков

|
|
ТАСС, 13 марта 2025 г.
Доходность НСЖ в Сбере по итогам 2024 года выросла

|
|
Газета.Ru, 13 марта 2025 г.
Страхование экологических рисков назвали способом финансирования ликвидации катастроф

|
|
Новая Сибирь, Новосибирск, 13 марта 2025 г.
Минсельхоз поможет крестьянину вернуть веру в полис

|
|
Российская газета, 13 марта 2025 г.
Автоюристы начали изымать деньги у виновников мелких ДТП

|
|
ПРАЙМ, 13 марта 2025 г.
«СберСтрахование жизни» может присоединиться к ПДС

|
|
Финмаркет, 13 марта 2025 г.
«Финам» позитивно оценивает перспективы акций группы «Ренессанс Страхование»

|
12 марта 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 12 марта 2025 г.
Угонщики переквалифицировались на хищения грузовиков в 2024 году

|
|
РИАМО, 12 марта 2025 г.
Россиянам ответили, возможно ли застраховать риск попадания дрона

|
|
Финам.Ru, 12 марта 2025 г.
Позитивная годовая отчетность поддержит акции «Ренессанс Страхования»

|
|
Ведомости онлайн, 12 марта 2025 г.
Чистая прибыль компании «Сбербанк Страхование» выросла до 23 млрд рублей

|
|
Коммерсантъ онлайн, 12 марта 2025 г.
Чистая прибыль «Ренессанс Страхования» за 2024 год превысила 11 млрд руб.

|
|
Forbes, 12 марта 2025 г.
Менеджмент «Ренессанс Страхования» рекомендовал дивиденды с доходностью 5%

|
|
РБК (RBC.ru), 12 марта 2025 г.
К сервису Группы SRG для страховых агентов подключилась СберСтрахование

|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 12 марта 2025 г.
Страхи агрострахования и как с ними бороться обсудили депутаты Заксобрания Новосибирской области

|
|
Интерфакс, 12 марта 2025 г.
Страховщик жизни Сбербанка запустит первую в России программу ДСЖ в марте

|
|
korins.ru, 12 марта 2025 г.
Законопроект об информировании о завершении сроков ОСАГО не согласуется с действующим законодательством

|
 Остальные материалы за 12 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|