Югополис, Краснодар,
28 апреля 2016 г.
Капкан по имени ОСАГО 726 просмотров
«Югополис» вместе в автовладельцами пытался пройти семь кругов ада в надежде получить заветный полис.
Для краснодарских водителей, которые в ближайшее время намерены продлить полис ОСАГО, у нас две новости, и обе плохие. За минувший год базовые тарифы «автогражданки» увеличились едва ли не в два раза, а очереди в офисы страховых компаний выросли еще больше. Ежедневно тысячи краснодарцев штурмуют кабинеты страховщиков: не для того, чтобы получить заветный полис, а чтобы пройти процедуру отмечания — списки пишутся от руки, и если ты пропускаешь ежедневную перекличку, то квест под названием «Как получить ОСАГО в Краснодаре и не сойти с ума» приходится проходить заново.
В безликое здание офис-центра на ул. Путевой мы приходим ко времени «ч» — к 17.00. Узкий коридор перед кабинетами страховой компании «Уралcиб», как трамвайный вагон в час пик, — забит под завязку. Чтобы пробраться к столику со списками жаждущих получить страховой полис, нужно приложить немало усилий. В коридоре толпятся клерки, пенсионеры, мамы с детьми дошкольного возраста. Дети не плачут, видимо, к такой толчее уже привыкли.
— Стаж вождения у меня 13 лет, автомобиль ВАЗ-2109, - рассказывает один из водителей, Сергей Супрун. — Записался на получение полиса 10 дней назад, был 101-м. Сейчас мой номер 79. Думаю, через две-три недели полис я получу. Прихожу сюда каждый день, а что делать? И в прошлом, и в позапрошлом году полис оформлял в этой компании, теперь хочу воспользоваться положенными скидками. К тому же, как говорят, в этом году при оформлении ОСАГО не навязывают дополнительные услуги, как это было раньше. За десять дней в очереди, конечно, насмотрелся всякого — и истерики здесь бывают, и драки разнимать приходится. Но люди терпят — деваться некуда. В прошлом году мне повезло: пришел сюда к половине пятого утра, был седьмым в очереди, к вечеру того же дня вышел на улицу с полисом. Теперь же приходится ждать.
— Так и напишите: форменное безобразие! - делится с нами еще один автолюбитель, Виктор Холдин, водитель «Лады Калины» с 17-летним стажем вождения. — Я в очереди начинал со 124 номера, сейчас, через две недели, я — девятнадцатый. Девушки, которые полисы выписывают, работают медленно — в день документ на руки получают 3-4 человека. А страховщики только пожимают плечами: мол, у нас система в компьютере виснет. Альтернативы нет, нервы на исходе.
Мы спускаемся на несколько этажей ниже: в этом же здании расположена еще одна страховая компания — «СОГАЗ». В примерно таком же по размерам коридоре очередей нет, в креслах сидят несколько человек, в руках у них — составленные от руки списки.
— Вы про наших страховщиков плохое не пишите, - наставляет нас 50-летний водитель «Фольксвагена» Валерий Филко. — Я сейчас в очереди 159-й. Ну, так и что? — недельку, вторую, и полис получу. Здесь расторопнее, чем в других компаниях работают, — в день по 20 полисов выдают. А что очередей нет, так мы модернизировали систему: отказались от перекличек, списки заново переписывает тот, кто в этот день последним на получение оказывается. И, знаете, удобно!
Выходим на улицу из этого страхового морока и думаем: удивительно все-таки, как быстро привыкает человек к свалившимся на него проблемам. Многодневным очередям за заветным полисом уже никто не удивляется, возмущенных — единицы. Люди принимают правила игры, которые им навязывают страховщики. А куда деваться: ездить по городам и весям без обязательного полиса решаются немногие.
В двух кварталах — офис компании «Росгосстрах»: в тесном предбаннике также не протолкнуться.
— Живу в соседнем доме, — рассказывает водитель «Хюндай Элантра» с 30-летним стажем Владимир Чурый. — Сюда хожу несколько раз в день — проверить ситуацию, отметиться в списке. Хорошо, я на пенсии, а что делать остальным? Сегодня вот к одиннадцати утра подошел очередник, списочник, а зашел на оформление только после четырех. И, знаете, он счастлив — мучения закончились. Я 11 апреля в очереди был 110-м, через неделю продвинулся — уже 28-й. Обидно, конечно, что на ровном месте создаются проблемы — страховщики затягивают, как могут, выдачу полисов. Но как им противостоять? Второй год все шумят — и пресса, и водители, а результата как не было, так и нет.
Проблеме с очередями за полисами ОСАГО в Краснодаре действительно второй год. И ситуация практически не меняется.
Представители страховых компаний дают «причесанные» комментарии типа: «мы работаем в рамках закона, дополнительные услуги не навязываем, а очереди создаются из-за большого количества желающих переоформить полисы».
— В ситуации, когда одни компании покинули рынок ОСАГО, ряд других закрыли свои офисы продаж в районах края, а третьи говорят своим клиентам, что у них нет в наличии бланков полисов, клиентский поток в офисы компании «Росгосстрах», в том числе в Краснодаре, действительно существенно увеличился. Все наши офисы работают полный рабочий день, полисы продаются без ограничений. Кроме нас на Кубани страхование ОСАГО, согласно данным ЦБ, осуществляют еще около 50 страховых компаний, — ответили на вопросы «Югополиса» в региональном представительстве «Росгосстраха». — По данным на начало апреля этого года филиал «Росгосстраха» в Краснодарском крае заключил 105 000 договоров ОСАГО. Сейчас при продаже полиса для выставления водителям, вписанным в него, коэффициента бонус/малус работники страховых компаний обязаны проверять данные о машине и водителе через базу АИС ОСАГО, оператором которой является Российский союз автостраховщиков. К сожалению, нередки сбои связи, что увеличивает время обслуживания клиентов.
В соответствии со ст. 12.37 КоАП «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», размер штрафа для водителей, не имеющих полис ОСАГО
Если же называть вещи своими именами — страховщики тянут время и нервы клиентов, полагая, что он уйдет за оформлением полиса в другую компанию.
Почему? Где это видано, чтобы коммерсанты разбрасывались клиентами?
Все просто: работа с ОСАГО страховщикам невыгодна, они фактически делают это себе в убыток. Количество автомобилей растет как на дрожжах, вместе с этим увеличивается и число ДТП, а значит, растут и страховые выплаты участникам дорожных аварий.
— Сейчас расчет ОСАГО производится согласно стоимостным коэффициентам, в частности, по коэффициентам регионов, в которых используется автомобиль, — рассказывает адвокат Антон Яновский. — С 1 апреля прошлого года стоимость ОСАГО подверглась корректировке. В результате «автогражданка» подорожала в 11 субъектах РФ. В настоящий момент коэффициент в Адыгее, например, равен 1,3, а в Краснодаре — 1,8. Стоит отметить, что в подобной практике нет ничего нового, ведь она давно применяется в других видах страхования, в том числе при расчете цены договоров КАСКО. Последние поправки в законодательство существенно увеличили лимиты ответственности автостраховщиков. Изменения коснулись не только случаев повреждения имущества, но и причинения вреда жизни и здоровью. Кроме того, было упразднено ограничение объема суммарной ответственности страховой компании. Именно поэтому существенно выросла стоимость полиса ОСАГО.
И, соответственно, снизился интерес страховых компаний к работе на рынке ОСАГО. Вот простой пример: если в серьезной аварии повреждено три автомобиля и причинен существенный вред здоровью двух водителей (третьего считаем виновником аварии), то примерная величина убытка страховщика составит более миллиона рублей. При этом стоимость ОСАГО в 2016 году для частных лиц, владеющих легковым транспортом, не может превышать 25 943 рубля 40 копеек.
Прибавим к этому то, что страховщик, работающий в крупном российском городе, например, в Краснодаре, каждый месяц урегулирует несколько десятков, а то и сотен заявленных страховых событий. Кому нужны такие убытки? Отсюда и очереди за полисами, которые не прекратятся до тех пор, пока не будет изменена сама система.
Попыткой облегчить ситуацию стало внедрение с лета прошлого года системы выдачи электронных полисов. Впрочем, вздохи облегчения тысяч краснодарских водителей в скором времени сменились воплями проклятия. Российский союз автостраховщиков (РСА) едва ли не каждый месяц рапортует об очередной порции выданных Е-ОСАГО, причем Краснодар, по версии РСА, занимает лидирующую позицию среди российских регионов по их количеству. На деле же получить электронный полис добровольного автострахования удается лишь единицам из тысяч желающих.
Это признают и сами страховщики, и тот же РСА — система выдачи электронных полисов не проработана. Сайты страховщиков оказались технически не подготовлены к масштабному наплыву клиентов.
В начале весны этого года «Росгосстрах», через который проходила продажа 70% всех оформляемых в электронном виде полисов, сообщил о временной приостановке их продаж в интернете.
Как сообщил журналистам глава страховой компании Дмитрий Маркаров, сколько продлятся работы на сайте, пока не известно. Он заметил, что из более чем 80 страховщиков, имеющих лицензию ОСАГО, электронными продажами занимаются меньше 20.
— Ранее мы уже сталкивались с зависанием систем, - говорит Маркаров, — в этот раз честно оповестили всех о проблеме. Мы наблюдаем лавинообразный рост продаж в токсичных, нерентабельных регионах, при этом покупки совершаются не водителями, а, скажем так, профессиональными посредниками, запросы идут с одного адреса.
Токсичными регионами, отметим, страховщики ОСАГО называют Краснодарский край, Волгоградскую и Ростовскую области. Именно тут в судах добиваются успеха автоюристы, которые путем выкупа прав требований у автовладельцев отсуживают у страховщиков многотысячные выплаты.
По данным РСА, наибольшее количество электронных полисов ОСАГО с 1 июля 2015 года по 28 марта 2016-го также продано в этих регионах: 34,3 тыс. в Краснодарском крае, 19 тыс. — в Волгоградской и 11,8 тыс. — в Ростовской области.
Отметим, что 19 тысяч электронных полисов на пятимиллионную Кубань, где по статистике каждый второй житель, включая младенцев и стариков, имеет автомобиль, — это капля в океане.
Что же делает водитель, у которого нет времени и душевных сил на многодневные очереди в страховые компании? Правильно, он идет к перекупщикам. «Страховая барахолка» расположилась, как многим известно, на ул. Лизы Чайкиной, аккурат напротив здания МРЭО ГИБДД.
— Я работаю с девяти до шести, на очереди к страховщикам просто нет времени, — рассказывает сотрудница крупной краснодарской компании Анна Иванова (фамилия изменена). — Базовая ставка ОСАГО на мой автомобиль «Шевроле» составляет 7 с небольшим тысяч рублей, еще 4 тысячи я заплатила человеку с табличкой «Делаем ОСАГО». Получение полиса заняло от силы 15 минут. Конечно, шансы на то, что нарвешься на фальшивку, есть, но у этого человека оформляли полисы все сотрудники нашей службы безопасности, а их на мякине не проведешь.
Увы, даже корочка СБ в кармане, не защитит водителя от встречи с мошениками: в начале апреля краевая прокуратура заявила, что поддельные полисы ОСАГО в Краснодаре продают именно напротив здания МРЭО ГИБДД. Это выяснилось во время проверки, но, как водится, установить личность продавца не удалось, и материалы проверки были направлены в полицию для решения вопроса об уголовном преследовании.
Отметим, что прокуратура в течение последнего года в вялотекущем режиме реагирует на ситуацию с выдачей полисов ОСАГО в Краснодарском крае. Несколько раз надзорное ведомство рапортовало о штрафе в размере 50 тысяч рублей, который был наложен на очередного страховщика, навязавшего дополнительную услугу очередному водителю.
Очереди в страховые компании не исчезают. Зато активизируются мошенники.
Так, в марте этого года стало известно, что службы безопасности страховых компаний «СОГАЗ» и «ЖАСО» выявили на Кубани несколько десятков подозрительных заявлений на страховые выплаты по ОСАГО. Все они поступили в филиалы страховых компаний в конце 2015 года. В них шла речь о ДТП, якобы произошедших на территории Курганинска.
Заявления были поданы в филиалы через юридических представителей потерпевших, так называемых автоюристов. В некоторых бумагах фигурировали одни и те же потерпевшие в авариях. Суммы выплат, указанные в заявлениях, варьировались от 40 тыс. до 400 тыс. рублей.
На данный момент выявлено 46 фактов страхового мошенничества. По заявлениям компаний полиция уже возбудила 10 уголовных дел.
Страховщики предположили, что на Кубани работает организованная преступная группировка с участием автоюристов, специализирующаяся на мошенничестве в сфере ОСАГО. При этом, по данным компании, с деятельностью этой ОПГ столкнулись не только «СОГАЗ» и «ЖАСО», но и еще как минимум четыре страховщика.
Свой мониторинг ситуации с ОСАГО в Краснодарском крае провели представители ОНФ. Общественники собрали информацию о 17 страховых компаниях, работающих в регионе, опросили автолюбителей из 14 районов края. Выяснилось, что 80% страховых компаний навязывают дополнительные услуги на суммы от 1 тыс. до 10 тыс. руб., в 70% компаний наблюдаются очереди более чем в 100 человек. Страховые компании принимают в день не более 3-4 человек.
Что делать в этом замкнутом круге водителю, чья страховка закончится в ближайшее время? Варианты все те же: или очередь с перекличкой к страховщику, или встреча с перекупщиком, или — на свой страх и риск — передвижение на автомобиле без обязательного полиса.
А за ближайшим углом нарушителя ждет-не дождется автоинспектор.
— В соответствии со ст. 12.37 КоАП «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» на водителя, не имеющего полис ОСАГО накладывается штраф в размере 800 рублей, — говорит Михаил Земляков, старший инспектор по пропаганде ОБ ДПС ГИБДД по г. Краснодару. — С начала года в Краснодаре было выявлено 2666 таких нарушителей. Еще 475 водителей оштрафованы за то, что не были вписаны в полис ОСАГО, сумма штрафа в таком случае составляет 500 рублей.
Валентина АРТЮХИНА
Вся пресса за 28 апреля 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|