Компания,
23 мая 2016 г.
Груз кризиса
1050 просмотров
Согласно данным ЦБ, рынок страхования грузов за последний год сократился примерно на 5–8% в денежном выражении. «Сборы по страхованию грузов в России за прошлый год снизились на 8%, до 20,2 млрд руб. Это самый низкий показатель за последние пять лет. При этом количество заключенных договоров страхования упало более чем на четверть – с 1,83 млн в 2014 г. до 1,37 млн в 2015-м», – подтверждает руководитель направления андеррайтинга генеральных грузов АО «Согаз» Максим Калинин.
«Объем перевозок упал на 10–15%, даже в рублевом выражении», – добавляет начальник управления андеррайтинга по страхованию грузов и ответственности транспортных операторов СК «Согласие» Олег Родин.
Соответственно страхование не могло остаться в стороне. Начальник управления транспортного страхования СК «Абсолют страхование» Евгения Безденежных называет транспорт кровью бизнеса, которая чутко реагирует на состояние всего организма – экономики. «Рынок страхования грузов, являясь индикатором деловой активности, отреагировал на кризисные явления снижением премии в 2015 г. на 7%.
Динамика в страховании грузов имеет отложенный характер, поэтому влияние снижения грузооборота будет еще какое-то время сказываться на размере страховой премии. Контейнерооборот портов России в 2015 г. снизился на 25%», – добавляет директор департамента страхования судов и грузов СК «Либерти страхование» Сергей Семенков. По его словам, падение грузооборота во внутрироссийских перевозках было менее заметным. Снижение количества перевозок частично компенсировалось увеличением рублевой стоимости грузов, застрахованных в иностранной валюте, вызванным ростом курсов валют по международным контрактам и инфляцией. Помимо снижения застрахованного грузооборота на динамику рынка влияет планомерное снижение страховых тарифов, которое наблюдается несколько последних лет. При этом убыточность страхования грузов растет не такими темпами, что свидетельствует об улучшении безопасности грузоперевозок.
Многие из опрошенных «Ко» экспертов считают, что в период кризиса 2008 г. падение рынка страхования грузов было более глубоким и затяжным, нежели сейчас. Но есть и иная точка зрения, ведь тогда не было экономических санкций и ответных санкций со стороны России. «Введение экономических санкций, в том числе ответных ограничительных мер, негативно сказалось на рынке грузоперевозок. Поставки продовольствия, нефтегазового оборудования, других товаров, попавших под запрет, сократились. Переориентация, к примеру, импортеров продуктов питания на страны Латинской Америки и Азии не помогла полностью возместить падение импорта из стран Европы», – констатирует директор департамента страхования транспортных операторов ПАО «САК «Энергогарант» Ирина Чистякова.
Из-за сокращения импорта также страдают перевозчики, спрос на услуги которых упал. Чтобы выжить, они вынуждены разрабатывать новые маршруты, искать новых заказчиков и логистических партнеров. «Настоящий кризис мне кажется более мощным по последствиям с кризисом 2008 г., но спрос на страхование грузов существует. Количество обращений к нам за страхованием грузов по сравнению с 2015 г. выросло, а объем товаров снизился. Интерес к страхованию предприниматели из сферы логистики не утрачивают. Страхование, как защита предприятия, является одним из оптимальных инструментов», – отмечает начальник департамента страхования грузов и ответственности перевозчиков АО «СК «Пари» Сергей Лапашин.
Пере/недоэкономить
В кризис компании задаются вопросом: на чем можно сэкономить без особенного ущерба для качества предоставляемых услуг? «Наиболее очевидный и популярный путь экономии на рынке страхования грузов – отказ от страхования в принципе и перекладывание всей ответственности за сохранность груза на фактических перевозчиков, – говорит начальник управления страхования морских рисков и грузов СК «Альянс» Екатерина Юмашева. – Но в нем есть пара нюансов, о которых не стоит забывать: перевозчик отвечает, только если доказана его вина, и при наступлении крупного убытка перевозчику проще реорганизоваться и формально уйти от ответственности, чем платить огромный штраф за груз, например, погибший в результате ДТП». Гораздо более умный путь, считает она, – это анализ рисков, которые несет компания, проведение мероприятий по снижению уровня этих рисков (loss prevention), а также построение оптимальной страховой защиты по различным направлениям: имущество, ответственность и личное страхование.
Примером такого подхода в страховании грузов может быть использование франшизы. Чем выше франшиза, тем ниже страховой тариф. При увеличении франшизы клиент может существенно оптимизировать свой страховой бюджет, при этом сохранив защиту от существенных убытков, а убытки менее франшизы можно урегулировать с участием перевозчиков. «Универсальных рецептов для всех в этом сегменте не существует, т.к. слишком много факторов риска учитывается при котировке. Для разработки рецепта требуется совместная работа с опытным и надежным страховщиком», – заключает Екатерина Юмашева.
Совершенно иного мнения придерживается Олег Родин: «Грузовладельцы должны сами страховать грузы, а не перекладывать это на перевозчиков и экспедиторов. Ни в коем случае нельзя рассчитывать, что страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов может во всех случаях предоставить полную страховую защиту груза от всех случаев».
Клиенту в первую очередь не стоит экономить при выборе своих контрагентов (исполнителей услуг) – поставщиков, перевозчиков, страховщиков. «Надо сразу задуматься, на чем сэкономят те, кто выставляет цену значительно ниже средней по рынку, из каких средств будут производить выплаты демпингующие страховщики. Те, кто готов пойти на нарушения закона – даже по вашей просьбе – при составлении документов, будут вести себя точно так же, когда зайдет речь об исполнении обязательств», – советует Максим Калинин. По его словам, сэкономить можно на заключении генеральных договоров, что снижает расходы страховой компании на обслуживание и соответственно позволяет снизить ставку. Кроме того, долгосрочные стабильные отношения с определенным страховщиком, когда известна страховая история предприятия, когда оно из года в год показывает, что со своей стороны принимает все меры к недопущению или снижению убытков, – хороший повод к небольшому, но регулярному снижению ставки, даже если происходили страховые случаи. Если страхователь при этом своевременно предоставляет данные и оплачивает страховую премию – у страховщика появляется дополнительный повод побороться за клиента.
Зачистка демпингующих
Опрошенные «Ко» эксперты неоднократно упоминали, что не стоит обращаться к компаниям, цены на страхование грузов у которых ниже рыночных. Дело в том, что тарифы давно устоялись – они уже близки к уровню рентабельности по данному виду страхования. Следовательно, у страховщиков нет объективных причин предлагать тарифы ниже рыночных. Это может говорить только об одном – о демпинге, со всеми вытекающими последствиями как для самого страховщика, так и для его клиентов.
«На рынке примеры демпинга есть. Клиентам, желающим таким образом сэкономить, надо быть готовыми к тому, что при крупных убытках страховщик, не накопив достаточно средств на выплату, не сможет выполнить свои обязательства», – предупреждает руководитель направления управления разработки страховых продуктов СК «БИН страхование» Алексей Пашков. «Демпинг – это пиррова победа. Да, сегодня одни сократили бюджет, другие привлекли новый бизнес. А что будет завтра, когда настанет время платить по счетам? Чемпионы по новому бизнесу не будут иметь достаточных резервов для выполнения обязательств по заявленным убыткам, а чемпионы по сокращению бюджета будут ходить и объяснять своим руководителям, почему страховая не платит», – добавляет Екатерина Юмашева. Именно такие компании, которые занимаются откровенным демпингом и не формируют достаточных резервов для покрытия возможных убытков, как раз и попадают на карандаш к регулятору рынка – Центробанку.
Из официальной статистики ЦБ следует, что в 2015 г. количество страховщиков сократилось на 70 – до 334 организаций. «По всей видимости, эта тенденция сохранится и в 2016 г. Рынок покидают компании, которые не занимаются активно страхованием грузов, поэтому их уход никак не отразится на рынке страхования грузов в целом», – говорит Ирина Чистякова. Очевидно, что расчистка рынка страхования, пусть и не такими темпами, какие наблюдались на банковском рынке, продолжится и в текущем, и в следующем году.
«Дело в том, что убытки происходили, происходят и будут происходить. Чтобы в случае наступления убытка произвести выплату, требуется сформировать некий запас – страховые резервы. В нормальной ситуации ставки формируются, исходя из расчетов, основанных на статистике убытков, с закладкой на будущее, – рассуждает Максим Калинин. – А теперь представьте компанию, которая собирает заведомо меньше денег, чем потребуется для выплат. Непосредственно для клиента такой страховой пирамиды это опасно невыплатой страхового возмещения».
То есть страхователю придется нести расходы самому, из своего кармана, отвечать по обязательствам перед контрагентами, самому разбираться с виновниками наступления убытка, справляться со всеми последствиями без помощи квалифицированных специалистов по урегулированию убытков, что наверняка усугубит ситуацию. Вероятность же получить свои деньги с демпингующей страховой компании в большинстве случаев приводит только к трате времени и денег на малоперспективные судебные разбирательства.
Максим ЛОГВИНОВ
Вся пресса за 23 мая 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Страхование грузов, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
31 марта 2025 г.

|
|
cbr.ru, 31 марта 2025 г.
Интерес туляков к страхованию жизни вырос

|
|
cbr.ru, 31 марта 2025 г.
Страховой рынок региона в 2024 году увеличился почти вдвое

|
|
Autonews.ru, 31 марта 2025 г.
Как изменится ОСАГО для мотоциклов в апреле. Переплата до 20%

|
|
Комсомольская правда-Крым, 31 марта 2025 г.
Инсценировал ДТП: крымчанина будут судить за мошенничество на 5,5 млн рублей

|
|
Российская газета онлайн, 31 марта 2025 г.
1 апреля произойдет автоматический пересмотр коэффициента за безаварийную езду

|
|
56orb.ru, Оренбург, 31 марта 2025 г.
Страховая компания «Югория» отмечает 27-летие

|
|
Рязанские ведомости, 31 марта 2025 г.
Страховой рынок в Рязанской области увеличился почти вдвое

|
|
Новости Воронежа, 31 марта 2025 г.
Скрытые платежи и автоуслуги: в России появится закон против тихого грабежа

|
|
Российская газета онлайн, 31 марта 2025 г.
Россияне увеличили вложения в накопительное страхование в четыре раза

|
|
Новости Воронежа, 31 марта 2025 г.
Воронежским водителям с 1 апреля пересчитают коэффициенты на ОСАГО

|
|
tengrinews.kz, Алматы, 31 марта 2025 г.
Штрафы начнут влиять на стоимость автостраховки в Казахстане

|
|
МедиаРязань, 31 марта 2025 г.
В 2024 году страховой рынок рязанского региона увеличился почти вдвое

|
|
МК в Туле, 31 марта 2025 г.
В Тульской области объем страховых взносов вырос до 15,4 млрд рублей

|
|
РИА Новости, 31 марта 2025 г.
Коэффициент по ОСАГО за безаварийное вождение изменится в апреле

|
|
Интерфакс, 31 марта 2025 г.
Компания «PPF Страхование жизни» сменила юридическое название и провела ребрендинг

|
|
Амител, Барнаул, 31 марта 2025 г.
В каких ДТП можно оформить европротокол и как это правильно сделать?

|
|
Газета.Ru, 31 марта 2025 г.
Сменили имя. PPF Страхование жизни продолжит работу под брендом Everia Life

|
 Остальные материалы за 31 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|