РИА Новости,
2 июня 2016 г.
Как вернуть деньги за навязанную страховку 2325 просмотров
Теперь можно отказаться от навязанных страховых услуг, и в течение 10 дней получить деньги обратно за ненужный, но оплаченный страховой продукт. С 1 июня все страховые компании обязаны соблюдать 5-дневный «период охлаждения» за навязанный страховой полис. В этот срок человек может расторгнуть договор и полностью вернуть деньги.
Отказаться можно будет практически от всех популярных видов страхования: жизни, от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования, страхования финансовых рисков и некоторых других. Юристы говорят, что в 95% случаев различные страховки предлагают «в нагрузку» к самому распространенному и обязательному для всех автовладельцев страховому продукту – полису ОСАГО.
Расторгнуть договор клиент сможет в течение пяти рабочих дней с момента его заключения, но только если за этот период не произошел страховой случай.
Кросс-продажи или навязывание
«Инициатива прекрасно повлияет на весь страховой рынок: повысится и качество страховой услуги, и уровень доверия к страхованию со стороны клиентов. Мы поддерживаем инициативу регулятора полностью», — заявил официальный представитель компании «АльфаСтрахование». В компании отметили, что и ранее предлагали своим клиентам собственный «период охлаждения» сроком до 16 дней, например, в страховании имущества физических лиц.
В Российском союзе страховщиков (РСА) сообщили: право отказа добровольной дополнительной страховки при продаже ОСАГО начало действовать с октября 2015 года. Эта мера, по их оценкам, уже привела к резкому снижению объема навязываемых страховых услуг — почти на 70%.
В отраслевой ассоциации, впрочем, отметили: следует различать навязывание и кросс-продажи. «Например, если тебе продают ОСАГО и предлагают застраховать квартиру с 50-процентной скидкой – это кросс-продажи. А если говорят: не застрахуешь квартиру — не продадим ОСАГО, это навязывание», — объяснила представитель РСА Вера Склярова.
Законодательство и раньше запрещало заставлять клиентов заключать договор добровольного страхования при покупке ОСАГО. С 1 сентября 2014 года необоснованный отказ страховой организации от заключения договора ОСАГО и навязывание дополнительных услуг карается штрафом – 50 тыс. рублей.
Доказать — легко
В то же время, доказать сам факт принуждения к сделке было непросто. «Сложность состояла в следущем: нужны были доказательства – аудио- и видеозапись, подтверждающая, что клиенту услугу навязали. Роспотребнадзор принимал эту жалобу, выписывал постановление, направлял ее в суд. Но для суда куда важнее подпись на договоре страхования: раз она стоит, ее поставил человек дееспособный, то нет факта навязывания. В результате, получить обратно свои 1000-2000 рублей могли лишь самые упорные», — объяснил руководитель общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. Позже процедуру упростили: основанием для рассмотрения стало наличие двух полисов – ОСАГО и, например, добровольного страхования жизни с одной датой. Эффективность ее также была сомнительной.
Теперь все гораздо проще, так как появился правовой механизм – «период охлаждения».
«Заявление в страховую о навязанной услуге можно написать сразу же после покупки страховых продуктов. Страховая обязана его зарегистрировать, и в течение 10 дней вернуть деньги. Ни в какие внешние инстанции обращаться не требуется, если только страховая откажется возвращать деньги. Но отказ маловероятен – ведь в этом случае страховая компания, вернув страхователю деньги, избежит штрафа в 50 тысяч за навязывание услуги», — поясняет Пушкарь. Но, по его словам, особо принципиальные могут пойти дальше и «наказать» страховую. «Возврат денег не лишает гражданина права пожаловаться на страховую компанию в Роспотребнадзор, и добиться того, чтобы она была оштрафована, так как факт навязывания услуги имел место», — добавляет он.
Дефицит и криминал
В обществе защиты прав потребителей отмечают: многие страховые компании сознательно создавали дефицит бланков полисов ОСАГО. «Они говорили: мы можем вам продать полис ОСАГО, если вы купите договор страхования жизни за 1000 рублей», то есть продавали автогражданку в «пакетах», которые сами же и придумали.
В отраслевой ассоциации признают: проблема дефицита полисов ОСАГО действительно есть – в основном, в регионах. Изначально проблемных регионов по ОСАГО было три: Ростовская область, Краснодарский край, и Волгоградская область. Потом к ним добавились еще два: Челябинская и Мурманская области.
В дефиците полисов ОСАГО в РСА винят так называемых «автоюристов» — это, по сути, полукриминальные группировки. «Они подъезжали на место ДТП, предлагали водителю на руки 20 тыс. рублей, и выкупали у него права требования по ОСАГО, а дальше стрясали со страховых компаний огромные суммы», — говорит Склярова. Это, по ее словам, привело к тому, что убыточность по продажам полисов ОСАГО в регионах достигала 300%. Cтраховые компании начали отказываться продавать ОСАГО без других страховых продуктов. Осталось в итоге три компании – продавца ОСАГО (хотя лицензия на продажу автогражданки есть у 80-ти), к которым огромные очереди.
В РСА уверены: проблему решит единый страховой агент по продаже полисов ОСАГО – он также начал действовать с 1 июня. Страховщики подпишут многостороннее соглашение, по которому все лицензированные продавцы ОСАГО будут обязаны его продавать, но исходя из количества полисов, продаваемых каждым в среднем по стране.
Впрочем, ситуацию накаляют не только «автоюристы», но и крупные игроки страховой отрасли. Один из последних скандалов: «Росгосстрах» предлагал провести платную проверку аккумулятора автомобиля желающим приобрести ОСАГО. За навязывание автолюбителям договора о проведении технического осмотра и (или) оказания услуги по контрольной диагностике аккумуляторной батареи, а также за отказ от заключения договора ОСАГО по причине прохождения техосмотра у другого оператора компанию оштрафовали на 12 млн рублей.
«Навязывание запрещается не только страховок, но и любых услуг или товаров, будь то акции, или губная помада», — подчеркнули в РСА.
Предупрежден — значит вооружен
Разъясняют ли страховщики своим клиентам возможность отказа от навязанных услуг? В профильной ассоциации утверждают, что да.
«По требованию ЦБ офисах всех страховых компаний сейчас есть брошюры – там разъясняется порядок, что и как делать, если услугу навязывают», — говорит Склярова.
Но в обществе защиты прав потребителей уверены: никакой революции на рынке страховых услуг нововведение не произведет, так как большинство о нем не узнает. «Думаю, страховые продолжат навязывать услуги просто исходя из того, что большинство об этом не знают, либо не вспомнят, что когда-то о таком читали», — предполагает юрист. – Очень часто так бывает при нововведениях: закон есть, но им не пользуются».
По мнению Пушкаря, чтобы мера была эффективной, ЦБ должен заставить страховые компании крупными буквами в договоре указать информацию о том, что в течение 5 рабочих дней можно вернуть деньги за навязанный продукт. Аналогично тому, как это сейчас делают банки в договорах потребительского кредитования – указывают эффективную процентную ставку. Тогда это будет работать.
Юрист отмечает, что «период охлаждения» не затрагивает банки, которые также часто навязывают страховые продукты при выдаче кредита. «Основание здесь простое – у банка есть право не предоставлять кредит без объяснения причин», — поясняет он. Это же касается и КАСКО, которое банки обязывают покупать при автокредите: по закону заемщик обязан страховать предмет залога, коим является автомобиль.
Наталья ДЕМБИНСКАЯ, обозреватель РИА Новости
Вся пресса за 2 июня 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
4 декабря 2024 г.
|
|
Право.Ru, 4 декабря 2024 г.
Кабмин предложил запретить навязывать услуги и страховку
|
|
Парламентская газета, 4 декабря 2024 г.
Путин: Необходимо обеспечить возвратность средств при долевом страховании жизни
|
|
Известия онлайн, 4 декабря 2024 г.
Путин предложил создать механизм по налоговому вычету при долевом страховании жизни
|
|
Волга Ньюс, Самара, 4 декабря 2024 г.
На скорость не влияет: более четверти водителей с полисом каско не обращаются к страховщику с царапинами и сколами
|
|
Forbes, 4 декабря 2024 г.
Банк России «в условиях санкций» продлил послабления для страхового рынка
|
|
Российская газета онлайн, 4 декабря 2024 г.
Путин анонсировал начало программы долевого страхования жизни
|
|
Коммерсантъ-Новосибирск, 4 декабря 2024 г.
Полис от ЧС
|
|
ТАСС, 4 декабря 2024 г.
Путин: с 1 января в РФ заработает долевое страхование жизни граждан
|
|
РИА Новости, 4 декабря 2024 г.
Путин попросил принять законы по долевому страхованию жизни
|
|
Коммерсантъ онлайн, 4 декабря 2024 г.
ЦБ продлил меры поддержки для страхового рынка на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 4 декабря 2024 г.
ЦБ разрешил страховщикам не раскрывать чувствительную к санкциям информацию
|
|
Медвестник, 4 декабря 2024 г.
«Альфастрахование» выкупило сеть клиник «Семейный доктор»
|
|
Финмаркет, 4 декабря 2024 г.
UnitedHealth прогнозирует выручку в 2025 году на уровне $450-455 млрд
|
|
За рулем, 4 декабря 2024 г.
Каждому курьеру по страховому полису - нам объяснили, для чего это нужно
|
|
Tazabek, Бишкек, 4 декабря 2024 г.
В Бишкеке подписали меморандум о страховании экспорта
|
|
Интерфакс, 4 декабря 2024 г.
Минсельхоз уточнит порядок страхования с господдержкой для садоводов
|
|
cbr.ru, 4 декабря 2024 г.
Банк России продлевает послабления для страхового рынка, срок действия которых истекает 31 декабря 2024 года
|
 Остальные материалы за 4 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|