Рамблер (Rambler News Service, RNS), ИА,
24 июня 2016 г.
О вызовах и потенциале роста рынка страхования 1814 просмотров
По итогам I квартала 2016 г. страховой рынок показал неплохую динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По сравнению с I кварталом 2015 г. прирост сборов составил 12,8%, или 34,2 млрд руб. Конечно, здесь существенную роль сыграл эффект «низкой базы»: I квартал прошлого года, пожалуй, самый провальный период за несколько лет.
А сейчас и вся экономика демонстрирует некоторые признаки оживления; это отражается и в небольшом, но все же росте кредитования, спроса на другие финансовые услуги и страхование. Пока что это неустойчивый рост, но при стабилизации макроэкономических параметров и переходе к экономическому росту от падения в прошлом году и текущей стагнации мы увидим и ускорение роста страхового рынка.
Прошлый год продемонстрировал небольшой прирост взносов (чуть более 3%), однако если бы не повышение тарифов ОСАГО, рынок бы упал в абсолютном выражении более чем на 2%. Ключевым драйвером роста в I квартале 2016 г. стало не ОСАГО (эффект повышения тарифов уже почти исчерпан), а страхование жизни (+18 млрд руб./+77,3% к I кварталу 2015 г.). ОСАГО, конечно, тоже подросло (+12,9 млрд руб./+35,4% к I кварталу 2015 г.), но слабее, чем в 2015 году. Рост страхования жизни был обеспечен за счет, прежде всего, некредитных продуктов - ИСЖ, продаж классического страхования жизни через банки. И это очень позитивный момент: если еще несколько лет назад страхование жизни было почти на 2/3 привязано к кредитам, то сейчас соотношение не просто поменялось, но и стало более существенным преобладание некредитного страхования жизни. Хотя продажи все равно осуществляются через банки - и это часто клиенты, представляющие средний класс, имеющие сбережения, стабильный доход, это очень привлекательная клиентская база для страховщиков, залог будущего роста рынка. Самое главное - качественного роста, не конъюнктурного.
Что происходит на других сегментах? Падение не первый год наблюдается в автокаско: спад в I квартале 2016 г. составил -6,6%, или -2,8 млрд руб., по сравнению с I кварталом 2015 г. Вряд ли стоит ожидать роста продаж автомобилей в этом году - все прогнозы негативные. Соответственно, и автокаско останется падающим сегментом рынка.
Таким образом, разные сегменты рынка показали противоположную динамику. Кроме ОСАГО и жизни показали прирост еще страхование имущества физических лиц (прежде всего, это коробочные продукты) и некоторые виды страхования ответственности. Почти все остальные виды страхования падают не первый год по объемам взносов. В результате, в I квартале 2016 г. существенно изменилась структура сборов: ОСАГО опередило автокаско; существенно выросла доля страхования жизни по сравнению со структурой I квартала 2015 г. Концентрация рынка усиливается: в I квартале 2016 г. 80% рынка пришлось на 19 компаний. При этом 66% рынка пришлось на 10 компаний.
Убыточность в настоящий момент стабилизировалась: после увеличения тарифов ОСАГО и повышения почти всеми участниками рынка тарифов по автокаско мы видели непродолжительный период корректировки уровня выплат и комбинированной убыточности и в дальнейшем «плато» - стабилизацию показателей на уровне середины прошлого года. К счастью, и риски девальвации пока повторно не реализовались, что также помогло сдержать рост убыточности. Но в настоящее время - в 2016 году - можно констатировать, что период стабильности убыточности закончился. Убыточность ОСАГО уже начала расти с ускорением; при этом вклад автоюристов и мошенников в рост убыточности все более заметен. Эта проблема должна быть системно решена: это в интересах как клиентов, так и регулятора, и страховщиков.
Мошенничество на рынке ОСАГО стало огромным бизнесом, очень рентабельным. Впрочем, это не единственный вызов рынку. Формирование спроса на страховые услуги, развитие страховой культуры, а самое главное - повышение технологичности рынка, его «дигитализация», - вот еще серия ключевых вопросов на повестке дня. Постепенно возрастает доля прямых продаж (без посредников), при этом доля онлайн-продаж сохраняется на крайне низком уровне - ниже 0,5% от всех продаж. Да, в отдельных видах она больше - например, в страховании выезжающих за рубеж, в страховании физлиц - коробочных продуктах. Но все же доля е-продаж должна вырасти кратно за короткое время. Это важнейший вопрос: рынок должен «оцифроваться», чтобы снизить издержки, стать более привлекательным для клиентов. «Дигитализация» касается не только и не столько продаж: это и управление процессом и мониторинг (телематика, космический мониторинг, гаджеты для онлайн-мониторинга объекта страхования), это и работа с big data, и дистанционное урегулирование, и электронный документооборот со всеми контрагентами (и с госорганами, конечно же). В конечном счете, это принципиально новый уровень управления, понимания рисков, качества и скорости обслуживания клиентов, революционное снижение издержек. Рынок пострадал от кризиса. Темпы роста по итогам года вряд ли будут двузначными, как в I квартале. У нас очень серьезные вызовы на рынке ОСАГО и в ряде других сфер. Нам предстоит огромная работа - законодательная, по борьбе с мошенниками, по снятию противоречий в нормативной базе. Но оптимизм наш связан с ускорением технологического развития. Страховой рынок так быстро осваивает новые технологии и «дигитализируется», что через несколько лет мы увидим совсем другое качество работы. Отмечу, что более подробное обсуждение тенденций развития финансовых рынков России, в том числе и страхового, пройдет на одном из пленарных заседаний XXV Международного финансового конгресса в Санкт-Петербурге.
Игорь ЮРГЕНС, Президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков
Вся пресса за 24 июня 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Технологии, Тенденции, Страховое мошенничество
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 сентября 2024 г.
|
|
Агроэксперт, 27 сентября 2024 г.
НСА: задача по охвату в России агрострахованием до 30% посевных может быть достигнута раньше 2030 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 сентября 2024 г.
Сельскохозяйственное страхование будет играть большую роль в экономике Вьетнама
|
|
Forbes, 27 сентября 2024 г.
Страховые компании начали публично продавать коллекторам просроченную задолженность
|
|
Агроинвестор, 27 сентября 2024 г.
Аграрии уже получили не менее 3 млрд рублей страховых выплат
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 27 сентября 2024 г.
В Новосибирской области выявлено более 200 преступлений в автостраховании
|
|
РБК.Новосибирск, 27 сентября 2024 г.
Автомобилисты Новосибирска переплачивают за страховку из-за мошенников
|
|
Frank Media, 27 сентября 2024 г.
Страховые компании стали публично продавать просроченную задолженность
|
|
Business FM Томск, 27 сентября 2024 г.
Выплаты по ОСАГО в Томской области выросли в 1,6 раза
|
|
Report.Az, Баку, 27 сентября 2024 г.
В Азербайджане перестраховочные премии снизились на 10%
|
|
newstracker.ru, 27 сентября 2024 г.
Назначен новый глава Фонда медстрахования на Ставрополье
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 27 сентября 2024 г.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» застрахует транспорт на 40,7 млн рублей
|
|
Inbusiness.kz, 27 сентября 2024 г.
Nomad Insurance увеличила емкость по катастрофическим рискам до 20 млрд тенге
|
|
Финмаркет, 27 сентября 2024 г.
ЦБ РФ выделяет 3 конфликтные зоны в банкостраховании, рассчитывает найти решения в диалоге с участниками рынка
|
|
Деловой квартал-Екатеринбург, 27 сентября 2024 г.
Эксперты: Водители продолжат переплачивать за страховку из-за активности мошенников
|
|
ГТРК Томск, 27 сентября 2024 г.
Выплата по полису ОСАГО для томских водителей выросла в 1,6 раза
|
|
Адвокатская газета, 27 сентября 2024 г.
КС не усомнился в порядке страхового возмещения причиненного автомобилю вреда по ОСАГО
|
|
РИА Новости, 27 сентября 2024 г.
ГК BestDoctor объявила о ребрендинге и запуске единой онлайн-страховой
|
 Остальные материалы за 27 сентября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|