Дело, Киев,
29 июня 2016 г.
Тормоз вместо руля: к чему приводит бездеятельность Нацкомфинуслуг 714 просмотров
Эффективность работы Нацкомфинуслуг на порядок ниже, чем других регуляторов финрынка. В частности, виной тому называют «временность» нынешнего состава Комиссии, задача которого дотянуть регулятор до момента его ликвидации и разделения полномочий между НКЦБФР и НБУ. Но сплит Комиссии все не происходит, а состояние рынка — не улучшается.
Действующий состав Нацкомфинуслуг «у руля» уже больше полутора лет, однако проблем на небанковском финансовом рынке за это время не просто не стало меньше, а даже прибавилось.
Прямо перед носом у регулятора подотчетные ему финансовые компании принимали непосредственное участие в банкротстве Банка «Михайловский». ООО «Инвестиционно-расчетный центр», связанное с банком, накануне введения временной администрации в кредитное учреждение «перебросило» на баланс банка вкладов на 1 млрд грн. В то же время розничный кредитный портфель банка был переоформлен на баланс компании «Плеяда».
Есть претензии к регулятору и у лизинговых компаний. Участники рынка заявляют о массовых случаях мошенничества. «Появилось очень много компаний, которые, «прикрываясь статусом» лизинговой компании, получают от потребителей авансы за несуществующую технику и автомобили или предлагают клиентам подписать кабальные договора, по которым потенциальные лизингополучатели рискуют вообще не получить приобретаемое имущество», — рассказывает директор ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» Марина Масич.
Согласно официальной статистике, за время работы нового руководства Нацкомфинуслуг исключила из реестра несколько десятков страховых и финансовых компаний.
В большинстве случаев это были «мертвые» компании, которые не вели никакой деятельности. В то же время обо всех «громких» банкротствах — уход с рынка СК «Нова», банкротство СК «Гарант-Авто» и СК «ЭККО» — клиенты узнавали постфактум.
Нацкомфинуслуг вводила в компании временную администрацию или отзывала лицензии уже после того, как компании месяцами не выполняли свои обязательства перед потерпевшими. Например, «Гарант-Авто» была исключена из Моторного (транспортного) страхового бюро Украины в конце 2014-го, а только в феврале 2015-го регулятор лишил ее соответствующей лицензии и в начале апреля ввел временную администрацию.
В начале 2016-го Нацкомфинуслуг попыталась спасти Украинскую охранно-страховую компанию. Был подписал план финансового оздоровления с акционерами УОСК: планировалось, что до конца лета компания восстановит финансовую платежеспособность. Однако клиенты страховой до сих пор ждут выплат. Например, 1 июня Верховный суд рассматривал дело 2014 года, по которому УОСК до сих пор не выплатила потерпевшей всего лишь 17 тыс. грн.
Связаны руки
Пока эффективность работы Нацкомфинуслуг гораздо ниже, чем у других финансовых регуляторов — НБУ и НКЦБФР. Ни очистки рынка, ни борьбы с финансовыми махинациями, ни защиты прав потребителей не видно. В Нацкомфинуслуг признают: полномочий для наведения порядка на рынке у комиссии недостаточно. «Нацбанк смог через принятие соответствующего закона получить больше полномочий. Но даже в таких условиях ему сложно проводить чистку банковского рынка. Рынок небанковских финансовых услуг намного больше, поэтому наводить порядок здесь гораздо сложнее», — сетует член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
Решить ситуацию могло бы принятие законопроекта о ликвидации Нацкомфинуслуг и разделении полномочий комиссии между Нацбанком и Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Соответствующий законопроект еще год назад был подан в Верховную Раду. Но несмотря на то, что президент назвал его одним из первоочередных по степени важности, депутаты за него до сих пор не проголосовали. В очередной раз он вносился в повестку дня парламента в четверг, 16 июня. Но, как обычно, он оказался в «непроходной» части, поэтому депутаты даже не дошли до его рассмотрения. Лишь однажды спикер провел «сигнальное» голосование по нему, однако нужного количества голосов в зале не оказалось: в поддержку документа высказались 155 депутатов из необходимых 226.
Первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Михаил Довбенко на заседании парламента заявил, что этот документ поддерживают Кабмин, Нацбанк, НКЦБФР, а также сама Нацкомфинуслуг. Однако в профильном комитете голоса разделились поровну. «Нацбанк и НКЦБФР структурно более организованы, а значит, осуществляемый ими контроль будет качественнее, чем сейчас», — считает замглавы профильного комитета Руслан Демчак. «Нацбанк с 2014 года уменьшил количество банков на 80 единиц и планирует дальнейшее сокращение для стабилизации системы. В результате принятия законопроекта Нацбанку будут переданы более 2100 новых субъектов регулирования, количество которых за прошлый год выросло на 10%, а количество новых обособленных подразделений — на 1000 точек. Вместо реформирования финансовых рынков будет осуществляться механическое сокращение субъектов», — сокрушается секретарь профильного комитета Максим Поляков.
Он предлагает отозвать законопроект, предусматривающий ликвидацию Нацкомфинуслуг. «Специализированные органы регулирования рынков финансовых услуг — это скорее преимущество, чем недостаток украинской системы регулирования в целом. Наши усилия должны быть направлены на усовершенствование деятельности существующих регуляторов с целью достижения ими европейских стандартов работы и защиты прав потребителей», — считает Поляков.
Примечательно, что во время руководства Полякова в Нацкомфинуслуг никаких изменений в качестве регулирования не произошло.
Источники в парламенте утверждают, что причина нехватки голосов в отсутствии единой позиции в отношении ликвидации Комиссии среди основных политических сил.
В самом Нацбанке еще год назад заявляли, что готовы в случае принятия закона перенять на себя часть функций Нацкомфинуслуг, хотя особого рвения у представителей банковского регулятора не наблюдалось. Но уже в этом году в Нацбанке создается департамент надзора за небанковскими учреждениями. В интервью FinClub замглавы НБУ Екатерина Рожкова рассказывала, что при Нацбанке создана проектная группа в составе четырех человек, задача которой — проанализировать законодательную и методологическую базу, регулирующую небанковские финансовые учреждения, и дистанционно, по финансовой отчетности, определить состояние рынка. В случае перехода под контроль Нацбанка небанковского финансового рынка его регулирование будет осуществляться по тем же принципам, что и банковского.
В зоне комфорта
Среди страховщиков есть как сторонники, так и противники создания из НБУ мегарегулятора. «Практика показала, что Нацкомфинуслуг — нежизнеспособный институт. Ни о каком надзоре здесь и речи быть не может. Его нужно отсекать хирургическим путем и создавать новую модель надзора и передавать регулирование в Минфин. В существующей ситуации надзор практически отсутствует», — считает генеральный директор УФС Галина Третьякова.
Не согласен с ней генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский. «Переход в НБУ приведет к хаосу на 1-2 года. Мегарегулятор в нынешней экономической и политической ситуации — огромное зло, которое просто зачистит рынок под госбанки/госкомпании, несколько иностранцев и пару своих бизнесов. В финансовом секторе добавится 50 тысяч безработных», — комментирует он.
Впрочем, практика показывает, что «очистку» небанковского финансового рынка можно провести без особо ущерба для самого рынка. Например, по данным Нацкомфинуслуг, на 1 апреля 2016 года были зарегистрированы 352 страховые компании, из них 306 — рисковые. Год назад их было 330. При этом на первые 50 компаний в первом квартале 2016-го пришлось 89% собранных премий — 6,78 млрд грн. И 200 компаний привлекли 100% премий — 7,6 млрд грн. Из 46 компаний по страхованию жизни лишь половина осуществляют активную деятельность: на долю 20 СК пришлось 99,2% премий. Остальные СК в лучшем случае являются «спящими», а часть действующего бизнеса используется для минимизации налогообложения.
Кредитных союзов в начале апреля в Украине действовало 577 против 589 годом ранее. Их членами являются 722 тыс. человек, что на 100 тыс. меньше, чем на конец 1 квартала 2015-го.
За год они привлекли менее 1 млрд грн депозитов и выдали 1,78 млрд грн кредитов.
При этом количество кредитных компаний, которые могут выдавать займы, выросло до 117 — на 24 структуры. Их кредитный портфель в несколько раз больше кредитного портфеля кредитных союзов — 9,4 млрд грн. За последний год активность таких учреждений выросла на 70%.
Существенно выросло за год и количество финансовых компаний — 456 до 609. Среди видов деятельности таких компаний — предоставление гарантий, поручительств, выдача кредитов, факторинг, финансовый лизинг, операции по обмену валют и по переводу денежных средств, а также администрирование покупок в группах.
Из более чем 200 лизинговых компаний активными участниками рынка являются не более 20.
Впрочем, «спящий» и фактически неконтролируемый бизнес — не единственная головная боль регулятора. Еще одна большая проблема не банковского финансового рынка — непрозрачная структура собственности. Страховые и финансовые компании оформлены на оффшорные компании или на «подставных» лиц, что мешает регулятору и проверяющим органам определять связанных лиц. Например, после вступления в силу изменений в закон о лицензировании год назад, страховые компании, акционерами которых являются представители страны-агрессора (России) должны были лишиться лицензий на работу в Украине. Однако акционеры СК «Провидна» (Росгосстрах) и «ИНГО Украина» (Ингосстрах) переоформили «дочки» на кипрские структуры, которые были зарегистрированы в 2014-2015 годах. Это позволило формально избежать санкций регулятора. При этом по факту руководят украинскими компаниями прежние собственники. Формальное отсутствие связанных лиц допустило и аферу вокруг Банка «Михайловский».
За прошедший год ни одна компания, подконтрольная Нацкомфинуслуг, не понесла ощутимого наказания. Штрафы и предупреждения — основные меры, которые использует регулятор. Однако на собственников и топ-менеджеров они практически не действуют.
Даже очистка рынка от «спящих» компаний могла бы вполовину, если не больше, сократить количество участников рынка, что облегчило бы контроль за оставшимися участниками и улучшило бы его качество.
У оставшихся после чистки компаний тоже немало проблем. Недокапитализация, формирование капитала за счет «мусорных» ценных бумаг и неликвидных финансовых инструментов, деньги, зависшие в неплатежеспособных банках, высокие риски при ведении бизнеса — это неполный перечень всех проблем, присущих небанковскому финансовому рынку.
Не выполняет регулятор и свою роль по защите прав потребителей финансовых услуг.
У потерпевших есть два варианта — жаловаться в Нацкомфинуслуг или идти в суд. Как показывает практика, второй метод зачастую оказывается более эффективным. Правда, отстоять свое право на страховую выплату — лишь половина дела. Получить положенные средства от СК — совершенно другое. И если у компании денег нет, то помочь в этом не сможет даже регулятор.
Маленькими шагами
Александр Залетов утверждает, что в своих действиях Нацкомфинуслуг руководствуется Комплексной программой развития финансового сектора Украины до 2020 года и принимаемые сейчас документы будут способствовать очистке рынка. Например, с 12 мая вступили в силу новые требования к активам и резервам страховых компаний. «Когда мы пришли, активы страховых компаний составляли 70 млрд грн. По итогам 2015 года они снизились до 60 млрд грн. Я думаю, реальный показатель — порядка 35-40 млрд грн», — говорит Александр Залетов. Сейчас комиссия готовит документ, который ужесточит требования к капиталу страховщиков, а также к ломбардам и финансовым компаниям.
Такие меры если и будут способствовать повышению платежеспособности участников рынка, то только в далекой перспективе. Несмотря на то, что регулятор уже подготовил девять временных администраций для работы с неплатежеспособными СК, механизм временного администрирования на страховом рынке себя не оправдал. Для вывода с рынка неплатежеспособных компаний нужны жесткие меры. На них пока Нацкомфинуслуг не готов.
«Нынешний состав регулятора в принципе сложно назвать самостоятельным. При назначении их неофициально назвали «временным составом», который должен был продержаться до момента ликвидации Нацкомфинуслуг. Ни о какой самостоятельности и независимости речь не шла. Неудивительно, что никаких радикальных изменений на небанковском рынке не происходит», — считают в одной из финансовых ассоциаций.
РУДЕНКО Виктория, специально для Delo.UA
Вся пресса за 29 июня 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
|
мвд.рф, 20 декабря 2024 г.
В Республике Башкортостан завершено расследование крупного мошенничества в сфере страхования
|
|
Новости транспорта, 20 декабря 2024 г.
Запчасти на ВАЗ и Volkswagen подорожали больше всего в сравнении с сентябрем
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
Страховщики оценивают ущерб от урагана на Майотте в €650-800 млн
|
19 декабря 2024 г.
|
|
За рулем, 19 декабря 2024 г.
Страховщики с начала года продали 27 млн электронных полисов ОСАГО
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
«Вызывает серьезное опасение»: эксперты прокомментировали ситуацию со страховым мошенничеством в Новосибирске
|
|
Медвестник, 19 декабря 2024 г.
Бадма Башанкаев попросил страховщиков не «кошмарить» мелкие больницы
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
С 19 декабря средняя стоимость автозапчастей выросла в обновленной редакции справочников РСА на полпроцента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
МСФО 17 создает ряд проблем для перестраховщиков и страховщиков
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
За 5 лет в РФ почти удвоилась доля возбуждаемых уголовных дел по заявлениям страховщиков о страховом мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Расходы на страхование от государственных дефолтов возросли из-за падения цен на нефть на Ближнем Востоке
|
|
korins.ru, 19 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
ЦБ РФ предлагает снизить нижнюю границу тарифов в ОСОПО по ряду объектов
|
|
Рязанские ведомости, 19 декабря 2024 г.
В Рязанской области растет страховой рынок
|
|
Tazabek, Бишкек, 19 декабря 2024 г.
За 7 месяцев рынок страхования увеличился на 60%, - Госстраховая организация
|
|
НовостиВолгограда.ру, 19 декабря 2024 г.
Волгоград назвали одним из самых устойчивых к депрессии городов
|
 Остальные материалы за 19 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|