НИА Хакасия,
3 августа 2016 г.
В Хакасии за ОСАГО выстроены длинные и плотные очереди 512 просмотров
Из-за агрессии автоюристов в Хакасии и других регионах России стало трудно оформить полис ОСАГО. Страховщики буквально отказываются от программы обязательного страхования, приносящей им сплошные убытки. Иные компании и вовсе уходят с рынка.
Если вы имеете автомобильные права и пусть даже небольшой водительский стаж, вам нетрудно будет поставить себя в такую ситуацию. За рулем собственной машины вы вместе с семьей отправляетесь на отдых.
Но сладкие отпускные предвкушения прерывает соседний автомобиль, въезжающий вам в задний бампер или в крыло. Травма не капитальная, но точно требующая ремонта и, соответственно, страхового возмещения ущерба, предусмотренного в вашем полисе ОСАГО.
Ясно, что скорой компенсации ждать не приходится, а на битой машине дальше не поедешь, так что предстоит отыскать ближайший автосервис и отстегнуть от отпускных денег незапланированную сумму на экстренный ремонт.
Вы впадаете в тоску, из которой вас выводит неожиданно скоро прибывший на место ДТП мужчина. Из визитной карточки следует, что вы имеете дело с аварийным комиссаром, который представляет адвокатское бюро.
Угодно ли вам, спрашивает он, подолгу обивать пороги своей страховой компании (которая не испытывает желания отдавать вам деньги), затем водить хоровод с независимой экспертизой (и еще неизвестно, что она там заключит), после чего томительно ожидать самого факта перечисления денег? Мало вам в жизни удовольствий? Убедившись, что описанная перспектива вас не прельщает, комиссар предлагает альтернативу. Прямо здесь и сейчас он готов выплатить вам наличные деньги, достаточные для оперативного ремонта машины. Вы же, со своей стороны, передаете его фирме право представлять ваши интересы перед страховой компанией, оформившей вам ОСАГО. Все абсолютно легально: вот договор, вот платежка, а вот и инспектор ГИБДД подъехал, он подтвердит законность этих действий. И, кстати, протокол ДТП оформит.
Так что вам крупно повезло.
Конечно, будучи человеком нелегковерным, вы догадываетесь, что тут есть засада, и денег, вероятно, получите меньше, чем вам причитается.
Но зато сбережете время, нервы и не будете, лежа на пляже, думать о том, как договариваться со страховщиками.
Так что вы ставите подпись, пересчитываете полученные купюры и прощаетесь с комиссаром, не заботясь о том, что произойдет уже без вашего участия.
А будет вот что: автоюрист, оформив требуемые бумаги, подаст иск к страховой компании. Суд примет иск в производство, как бы не заметив, что пострадавшее транспортное средство не было предъявлено страховщику (оно и понятно: если бы травмированную машину предъявили, срубить с него денег удалось бы кратно меньше, чем задумано). Но надо заметить, что основной доход автоюриста извлекается не из того, что знакомый эксперт из имеющейся в каждом городе палаты судебной экспертизы что-то там накрутит по ущербу. Тут как раз цифры небольшие: цены на запчасти известны, на ремонтные работы — тоже.
Фишка же таится в тех пени и штрафах, которые опытный адвокат найдет способ взыскать со страховщика, а это, на минуточку, до 50 процентов к сумме ущерба. Набегают такие пени и штрафы чаще всего из-за того, что страховые компании тянут с выплатами, а тут еще автоюрист охотно удлиняет срок тяжбы — что ему стоит, к примеру, отправить исковые документы обычной почтой.
Да и в суде сначала пройдет предварительное слушание, потом одно заседание, следом другое — часики тикают, пени растут.
Что касается суда, то ему выдан весь комплект документов, включая, разумеется, иск по ДТП и подтверждающее сумму иска заключение независимого эксперта (проверять степень его независимости — не барское дело). В нашей стране абсолютное большинство судебных разбирательств по ущербу в результате аварий на дорогах решается в пользу потерпевшего. Никто не скажет, что это несправедливо, поскольку защищены права потребителя.
Однако описываемая нами коллизия порождает нешуточную общероссийскую проблему. И вот уже Генпрокуратура РФ и Центробанк в качестве надзорного ведомства в сфере страхования, проработав данные МВД, ФНС и Росфинмониторинга, устанавливают: резко возросшее количество судебных разбирательств по ОСАГО напрямую связано с активизацией на российских дорожных просторах нового вида юридического бизнеса, квалифицируемого как представительство физического лица, понесшего ущерб в ДТП, в судебных разбирательствах со страховыми компаниями. Как вы поняли, речь именно об автоюристах.
Но что же конкретно они нарушают? Случается, не брезгуют инсценировками липовых ДТП, использованием поддельных полисов ОСАГО, которых, по оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), сейчас гуляет по стране примерно четыре с половиной миллиона. Это, разумеется, мошенничество, но не всегда уловимое. Прослушиваются и легкие коррупционные ноты: кто-то ведь оперативно извещает автоюристов о ДТП, кто-то завышает стоимость ущерба, кто-то пристрастен в зале суда. Но это еще поди докажи.
Во всем же остальном автоюристы живут в ладу с законом. Они, как правило, люди опытные, в недальнем прошлом работники правоохранительных органов и страхового бизнеса, любого шума стараются избегать. Оказывают правовые услуги в деле возмещения ущерба по ОСАГО, а разве это запрещено? Ничего подобного. И нет комиссарам ровно никакого дела до того, что их борзость ложится на плечи страховых компаний непомерным грузом выплат. В прошлом году рынок автострахования потерял на этом ни много ни мало 10 миллиардов рублей.
Последствия комиссарской агрессии породили совсем уж странную на первый взгляд ситуацию: стало трудно оформить полис ОСАГО. Страховщики повально отказываются от программы обязательного страхования, приносящей им сплошь убытки. Иные компании и вовсе уходят с рынка. В Москве очередей за ОСАГО пока еще не замечено, а вот в Ростовской и Волгоградской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, Дагестане, Хакасии они выстроены длинным и плотным строем.
Заметим, кстати, что бизнес автоюристов зародился на южно-курортных трассах, но довольно-таки скоро распространился по иным направлениям. Если год назад в РСА говорили о трех проблемных регионах, то сегодня уже о тридцати, куда включены, к примеру, Челябинская и Мурманская области. В Москве и Питере также зафиксировано несколько случаев, по ним ведется расследование.
Комиссары в непыльных шлемах — работа, что там говорить, не пыльная, — спровоцировав синдром приобретенного ОСАГО-дефицита, поставили под угрозу принцип всеобщности и обязательности страхования транспортных средств. Водитель, выехавший на дорогу без полиса, — это даже не потенциальный, а фактический нарушитель закона, а сообщество таких водителей способно создать форменный автомобильный беспредел.
Чтобы как-то преодолеть ситуацию, Российский союз автостраховщиков изобретает щадящие схемы ведения бизнеса: например, приобретая полис ОСАГО, автовладелец может получить гарантии сразу нескольких фирм, договорившихся о солидарной ответственности. С этим предложением представители страхового бизнеса уже обратились в правительство РФ. Совещаются о том, как бороться с автоюристами в МВД и Генеральной прокуратуре. Всеобщая тревога обоснованна: под ударом отечественный страховой рынок, на котором ОСАГО — один из крупнейших сегментов.
Необходимы и меры законодательного характера. Закон РФ об ОСАГО предусматривает досудебное соглашение сторон, в то время как в Законе о защите прав потребителя прямым текстом сказано: досудебное разрешение споров возможно, но не обязательно.
Суды же руководствуются именно последним законом.
И автоюристы изящно пользуются лазейкой — возможностью проигнорировать разрешение вопроса до суда.
Вообще надо отдать должное их изобретательности: схема отъема денег у страхового бизнеса сочинена в лучших традициях мошенничества на грани. И практическая деятельность новоявленных правозащитников впечатляет.
Причем впечатляет она не только наблюдателей, но и оперативно-следственные органы, которые с нарастающей активностью тормозят лихое ралли автоюристов по бескрайним российским дорогам.
Справка
По данным Российского союза страховщиков, в 2011–2015 годах средний объем выплат страховщика по ОСАГО в досудебном порядке составил 35 616 рублей, тогда как по суду — 62 944 рубля.
Таким образом, считает РСА, на рынке ОСАГО складывается тяжелая ситуация, связанная с неблагоприятной судебной практикой во многих регионах Российской Федерации, - пишет на своих страницах «Вечерняя Москва».
Вся пресса за 3 августа 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Регионы, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 декабря 2024 г.
|
|
Российская газета, 19 декабря 2024 г.
В ФФОМС заявили, что цифровые полисы ОМС сегодня у 22 млн россиян
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 19 декабря 2024 г.
В Свердловской области премии по страховкам выросли на 49% за год
|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 декабря 2024 г.
Не только онкология
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 19 декабря 2024 г.
«BUSINESS GUIDE РЕЙТИНГ ТОП - МЕНЕДЖЕРОВ ГОДА»
|
|
Ведомости, 19 декабря 2024 г.
Владелец сгоревшего склада Ozon ответил на претензии «Ингосстраха»
|
18 декабря 2024 г.
|
|
AK&M, 18 декабря 2024 г.
Американская Stone Point приобрела долю в британском страховом брокере Ardonagh
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 18 декабря 2024 г.
Онлайн-страховщик судится с партнером за «лицо»
|
|
5 колесо, 18 декабря 2024 г.
В России дешевеет ОСАГО, а выплаты по страховке растут: что происходит?
|
|
Лента.Ру, 18 декабря 2024 г.
Проверки ОСАГО с дорожных камер запустят в трех российских регионах
|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 18 декабря 2024 г.
В Свердловской области видеокамеры подключат к проверке ОСАГО
|
|
Tazabek, Бишкек, 18 декабря 2024 г.
Жогорку Кенеш принял законопроект о страховании в первом чтении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Новые юрисдикции оказывают влияние на ситуацию на европейском сегменте кэптивного страхования: AM Best
|
|
Вечерний Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловские автовладельцы купили полисов каско на 410 млн рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Лидеры в области данных в сфере страхования считают внедрение ИИ решающим фактором для сохранения конкурентоспособности
|
|
РИА57, Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловцы стали реже страховать жизнь и здоровье
|
|
Сургутская трибуна, 18 декабря 2024 г.
Жители Югры вложили в страхование 14 млрд рублей
|
|
korins.ru, 18 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования: поправки коснутся растениеводов и животноводов
|
 Остальные материалы за 18 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|