Молодежь Бурятии, Улан-Удэ,
14 сентября 2016 г.
Дефицитная «автогражданка» 432 просмотра
С первого сентября этого года вступили в силу новые изменения к закону «Об ОСАГО». Банк России - регулятор страхового рынка - больше не сможет изменять тарифы по ОСАГО в течение года после их установления.
Закон, регламентирующий в том числе лимит на корректировку Центробанком тарифов по ОСАГО, был подписан президентом России Владимиром Путиным 23 июня 2016 года. Это исторический момент для автомобилистов, ведь за почти 10 лет существования этого вида страхования тариф по обязательной «автогражданке» менялся несколько раз. Впервые тариф по ОСАГО изменился в октябре 2014 года. Тогда Банк России поднял его на 23-30%. Вместе с этим был увеличен и лимит выплат за имущественный ущерб со 120 тысяч рублей до 400 тысяч рублей.
12 апреля 2015 года прошла очередная регулировка тарифа по этому виду страхования. Во второй раз Банк России увеличил тариф на 40%, а также расширил тарифный коридор, в рамках которого компании могут конкурировать по стоимости полиса, до 20%.
В результате в некоторых регионах полисы ОСАГО стали дороже для автовладельцев сразу на 60%, поскольку большинство страховщиков заключали договора по верхней границе тарифного коридора. Аналогичная ситуация происходила и в Бурятии. Банк России дважды повысил тариф ОСАГО в течение одного года, однако участники страхового рынка продолжали настаивать на убыточности этой сферы деятельности, а ряд компаний либо свернули продажи полисов, либо отказались от этого бизнеса. Как же теперь повлияют новые поправки к закону на жизнь автомобилистов?
Вечная мигрень для автовладельцев
Только за сутки 11 сентября, по данным ГИБДД России по Бурятии, на дорогах республики произошло 26 аварий с механическими повреждениями транспортных средств. Именно для получения компенсаций в случаях ДТП и цивилизованной регулировки последствий происшествий, казалось бы, и существует ОСАГО, или по-другому «автогражданка». На практике сфера автострахования - это не только запасной круг, но и большой бизнес, где как раз автомобилисты часто являются проигрывающей стороной.
С 25 апреля 2002 года в нашей стране появился закон об обязательном страховании автомобиля на случай аварии, это эпоха ОСАГО, которая продолжается и по сей день.
С тех самых пор ОСАГО для российских автомобилистов было и остается одной из самых волнующих тем. Особенно для тех из них, кто когда-либо попадал в ДТП и добивался выплат от своей страховой компании.
По данным ЦБ, во втором квартале этого года в Банк России поступило более 28 тысяч жалоб. Из них 69,6% составляют проблемы с ОСАГО. Четверть жалоб – на отсутствие бланков, а претензии на отказы выросли втрое. Жалобы на страховщиков составляют 80% от общего объема, среди них 87% жалоб - это проблемы, связанные с ОСАГО. Причем число жалоб на отказ в заключении договора ОСАГО выросло в 3 раза по сравнению с первым кварталом 2016 года. В Банке России отметили, что в два раза выросло количество звонков в контактный центр с жалобами на уклонение от заключения договора ОСАГО.
Необходимость ежегодного обновления страхового полиса влетает в копеечку автовладельцам. Так, сегодня единый тариф на ОСАГО даже в Бурятии не позволяет приобрести полис по одинаковой цене в разных компаниях. Средняя стоимость полиса в Улан-Удэ на малолитражное легковое авто составляет 3-6 тысяч рублей с учетом более 10-ти лет водительского стажа получателя страховки. Чем меньше стаж, тем дороже. Но для районов республики оформление ОСАГО - это серьезные вложения бюджета семьи, ведь здесь средняя стоимость полиса обойдется автомобилисту аж от 6 до 10 тысяч рублей.
Начинающий водитель должен быть готов выложить примерно от 11 тысяч рублей за свой первый полис ОСАГО, конечно, если речь не идет об автомобиле с высокой мощностью, ведь тогда раскошелиться придется еще больше. Тариф одинаков как для столицы Бурятии, так и для сельской местности, но компании накручивают цены. Кстати, такая разница в стоимости объясняется просто. Дело в том, что в России введен запрет на навязывание страховщиками дополнительных платных услуг, в виде страховки жизни и здоровья и т.д. Однако на деле компании никак не реагируют на запрет и продолжают под разными предлогами присоединять к ОСАГО и другие виды страхования. Часто это происходит путем намеренного затягивания с выдачей полиса.
- Я не мог получить ОСАГО около одного месяца. Отказывался переплачивать и постоянно перепроверял стоимость, которую мне заявляли. В итоге я купил все-таки полис с переплатой, потому что просто не мог его уже забрать, они мне все время говорили, то одно не так с документами, то другое. Я устал ждать и полис мне обошелся примерно в 8 тысяч рублей в Заиграевском районе, - рассказал автовладелец Кирилл Коморин.
При этом, если на рынке Бурятии оформлением автостраховки занимаются около 20 лицензированных компаний, то только примерно четверть из них продают полис физическим лицам, другие оформляют полисы для компаний-перевозчиков и т.д., то есть найти страховую, которая поможет с легальным ОСАГО в республике сложно. - Думаем, что страховых компаний, занимающихся непосредственно ОСАГО, скоро может стать еще меньше. Это произойдет, если компании не найдут возможности для извлечения дополнительной прибыли, а полисы ОСАГО - это не такой уж и прибыльный для нас бизнес. Запрет на изменение тарифа в течение года точно скажется на нашей работе, - пояснила Елена К., сотрудница одной из страховых компаний Улан-Удэ.
Очередные пробки
Другая головная боль автовладельцев - это проблема с оформлением страхового полиса. С незавидной периодичностью в Бурятии куда-то исчезают все полисы и о их возвращении никто не может сказать ничего определенного. Так, те, кто успел получить полис в июне и июле этого года, везунчики. Ведь уже в августе заветных «бумажек» невозможно было найти в офисах страховых компаний.
Дефицит полисов ОСАГО автовладельцы успели ощутить уже давно, и проблема только усугубляется. Сейчас многие офисы страховых компаний опустели. Длинные очереди из автовладельцев с полисами на замену исчезли с пониманием, что придется ждать лучших времен. Самые отчаявшиеся отправились в соседние регионы, чтобы без лишних хлопот оформить ОСАГО.
Как пояснили в одной из страховых компаний, временный дефицит полисов все же присутствует. Но это не значит, что их совсем никому не выдают. Для того, чтобы получить полис, необходимо в компании написать заявление, сдать документы, предъявить авто и подождать 3-4 недели, пока не подойдет очередь на оформление. А до тех пор, автовладельцам придется ходить пешком.
Ситуация печального дежавю с отсутствием доступа к страховке происходила и ровно два года назад. Весной 2014 года дефицит бланков по ОСАГО в некоторых страховых фирмах объяснили «возросшей нагрузкой». Тогда многие компании неплохо заработали, заставив автовладельцев переплатить за полис. Некоторые страховые фирмы в Улан-Удэ при расчете стоимости полиса не учитывали и скидку за безаварийную езду, это коэффициент «бонус-малус».
Происходящее, мягко говоря, вызывает недоумение, ведь полис ОСАГО является таким же важным документом, как водительское удостоверение. За поездки без страховки грозит штраф. В 2016 году штрафуют уже по новым правилам. Для всех, кто относится к числу людей, которые осознанно не приобретают страховой полис или попросту пропустили дату окончания срока действия, что привело к просрочке полиса, предусмотрен штраф в размере 800 рублей.
Для жителей некоторых регионов актуальна схема страхования только на определенный период, например, только на лето-осень. Такая страховка оформляется на целый год, но действует она в течение только определенного срока. В этом случае бывает, что осень затянулась или весна наступила намного раньше и автолюбители, не обращая внимания на календарь, отправляются в путь. Однако, если инспектор поймает такого автовладельца в период, который не предусмотрен страховым полисом, штраф составит всего 500 рублей.
Кроме того, согласно Кодексу об административных правонарушениях, за повторное управление транспортным средством без полиса обязательного страхования, санкций никаких не предусмотрено. Это означает, что каждый раз попадаясь инспектору без ОСАГО, инспектором будет каждый раз выписываться один и тот же штраф, в зависимости от ситуации, из-за которой водитель управляет авто без полиса. Сумма может набежать значительная.
Потому в ГИБДД автолюбителям без страховки советуют отказаться от поездок на автомобиле и пересесть на общественный транспорт.
Если ситуация усугубится уходом большинства страховых компаний с рынка, автоюристы рекомендуют обращаться с письменным заявлением в Нацбанк, обладающий регулирующими полномочиями.
Свет в конце тоннеля
По некоторым данным, Бурятия попала в «чёрный список» ОСАГО из-за «автоподстав».
И все препоны могут быть связаны именно с этим.
Кроме того, просто оформить легальный полис часто недостаточно для получения выплат при наступлении страхового случая. Сегодня нередки эпизоды, когда доказать реальную стоимость ущерба при ДТП настолько сложно, что автовладельцам приходится обращаться в суды. Многие приобретают незаконные полисы в различных фирмах, не имеющих лицензии на продажу ОСА-ГО. Виновник ДТП с фиктивным страховочным документом не только не заплатит, но сам окажется жертвой ситуации.
Случается, что даже легальные ОСАГО не гарантируют легкого получения компенсации. Ведь не последнюю роль играют автоюристы.
По данным Национального института финансовых исследований (НАФИ) и Института региональных проблем, по договорам ОСАГО за прошлый год каждая вторая выплата по суду была получена не пострадавшими в ДТП, а «автоюристами». Это означает, что за указанный период автовладельцы недополучили примерно 7,74 млрд. рублей. В регионах, в том числе, вероятно, и в Бурятии процветает рынок «черных автоюристов».
Так неужели за 10 лет существования «автогражданки» власти так и не нашли возможности создать условия для нормальной работы этой системы?
Федеральные эксперты уверены, что решить проблему может установление приоритета натурального возмещения по ОСАГО (то есть ремонт машины) над денежными компенсациями. По данным ТАСС, участники рынка полагают, что соответствующая поправка будет одобрена Госдумой уже в осеннюю сессию 2016 года.
Минфин России как субъект законодательной инициативы на страховом рынке также намерен всерьез реформировать ОСА-ГО. Министерство предлагает отменить коэффициент мощности автомобиля, поскольку никакой взаимосвязи между мощностью авто и убыточностью нет.
Кроме того, владельцам новых машин могут разрешить приобретать полисы ОСАГО на 2-3 года, а не на один год, как это принято сейчас для всех.
Министерство предлагает увеличить сумму возмещения ущерба при оформлении ДТП с применением европротокола (без вызова сотрудников полиции) до 100 тысяч рублей вместо действующих 50-ти тысяч рублей, а также изменить учет региональных коэффициентов, которые утратили свою актуальность.
Свою лепту готов внести и Российский союз автостраховщиков (РСА). Союз подготовил план взаимодействия с региональными властями по вопросам доступности ОСАГО и борьбы с мошенническими действиями автоюристов на этом рынке.
- Однако усилий только страховщиков и регулятора недостаточно, потому что одной из основных причин нежелания компаний работать в отдельных регионах являются действия мошеннических групп автоюристов. Потери несут не только страховщики, но и сами потребители услуги. Нужно комплексное решение проблемы, и здесь не обойтись без активного содействия местных властей. Поэтому мы разработали план работы с главами субъектов РФ, - сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игорь Юргенс.
Предложения уже направлены в Банк России. А автовладельцам остается только надеяться, что абсурдная ситуация с обязательной «автогражданкой» когда-нибудь благополучно разрешится.
Ольга СТЕПАНЕНКО
Вся пресса за 14 сентября 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 декабря 2024 г.
|
|
AK&M, 18 декабря 2024 г.
Американская Stone Point приобрела долю в британском страховом брокере Ardonagh
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 18 декабря 2024 г.
Онлайн-страховщик судится с партнером за «лицо»
|
|
5 колесо, 18 декабря 2024 г.
В России дешевеет ОСАГО, а выплаты по страховке растут: что происходит?
|
|
Лента.Ру, 18 декабря 2024 г.
Проверки ОСАГО с дорожных камер запустят в трех российских регионах
|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 18 декабря 2024 г.
В Свердловской области видеокамеры подключат к проверке ОСАГО
|
|
Tazabek, Бишкек, 18 декабря 2024 г.
Жогорку Кенеш принял законопроект о страховании в первом чтении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Новые юрисдикции оказывают влияние на ситуацию на европейском сегменте кэптивного страхования: AM Best
|
|
Вечерний Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловские автовладельцы купили полисов каско на 410 млн рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Лидеры в области данных в сфере страхования считают внедрение ИИ решающим фактором для сохранения конкурентоспособности
|
|
РИА57, Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловцы стали реже страховать жизнь и здоровье
|
|
Сургутская трибуна, 18 декабря 2024 г.
Жители Югры вложили в страхование 14 млрд рублей
|
|
korins.ru, 18 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования: поправки коснутся растениеводов и животноводов
|
|
Российская газета онлайн, 18 декабря 2024 г.
«ДМС становится частью базового соцпакета»: ВСС рассказал об основных тенденциях на рынке страхования
|
|
Агентство городских новостей Москва, 18 декабря 2024 г.
Почти 3 млн полисов электронного ОСАГО продано в Москве в январе – ноябре
|
|
РБК.Татарстан, 18 декабря 2024 г.
В Татарстане снижается число уголовных дел о мошенничествах в страховании
|
|
Интерфакс, 18 декабря 2024 г.
ВСС инициировал законодательное расширение полномочий страховщиков для борьбы с мошенниками
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
Более 3,5 млн жителей Донбасса и Новороссии оформили полисы ОМС
|
 Остальные материалы за 18 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|