korins.ru,
3 октября 2016 г.
НАФИ: Убыточность в автокаско в 2016г снижалась, в ОСАГО ускорила рост 863 просмотра
Убыточность по моторным видам страхования в 2016 году показала противоположную динамику: в автокаско снижалась, в ОСАГО ускорила рост. Доля моторного страхования на рынке достигла максимума за счет роста доли ОСАГО, причем во II полугодии доля автокаско может еще снизиться. И эти факторы будут определять финансовый результат крупнейших страховщиков в ближайшее время. Такие выводы представлены в аналитическом обзоре НАФИ «Динамика структуры и убыточности страхового рынка в 2016 году: франшиза спасает автокаско, автоюристы губят ОСАГО?».
Как сообщается в обзоре, комбинированная убыточность автокаско стабильно снижается. Начиная с I квартала 2015 года на рынке автокаско происходит падение комбинированной убыточности – за последние 5 кварталов она снизилась со 107% до 81%. Причинами снижения выплат являются распространение страхования с франшизой, системное повышение тарифов почти всеми участниками, нарастающее на рынке использование сегментации клиентов и селекции рисков и интенсификация работы специалистов по урегулированию убытков. По результатам 2016 года вероятно дальнейшее уменьшение годовой комбинированной убыточности до 85%-87%.
На этом фоне наблюдается дальнейший рост убыточности ОСАГО, причем в основном за счет «скрытых» в официальной статистике выплат – растет доля судебных выплат, в т.ч. автоюристам. Инфляционный фактор в настоящее время не столь значим, тем более что повышение тарифов позволило на некоторое время сгладить проблему роста убыточности. Однако уже по результатам 2 квартала 2016 года эффект повышения тарифов можно считать отыгранным. Комбинированная убыточность по ОСАГО с учетом судебных выплат и расходов по итогам года превысит 100%, а в отдельных регионах она существенно выше.
Структура каналов продаж в первом полугодии 2016 г. изменилась незначительно. Ключевым каналом являются агенты (физические лица, индивидуальные предприниматели) - 39,8% премий.
Постепенно прирастает доля прямых продаж (без посредников) страховых организаций: Во II квартале 2016 года прямые продажи составили 32,9% от общего числа сборов и приросли на 1,5 п.п. по сравнению с 2013 годом. Доля онлайн-продаж остается при этом незначительной.
Концентрация рынка выросла по всем линиям бизнеса и вероятно будет увеличиваться дальше. Количество компаний, контролирующих 80% рынка страхования во II квартале 2016 года уменьшилось на -9,1% и составило 22.
Динамика комбинированной убыточности моторных видов страхования: рост убыточности ОСАГО
В течение 2012-2016 гг. на страховом рынке наблюдается снижение рентабельности страховых операций, в т.ч. рост убыточности по моторному страхованию. Для многих компаний моторное страхование стало полностью убыточным. В части ОСАГО решение регулятора по повышении тарифов позволило на некоторое время сгладить эту проблему. Однако по результатам II квартала 2016 года можно судить о том, что эффект повышения тарифов можно считать отыгранным, поскольку без учета сезонного спада произошел дальнейший ее рост в сравнении с 2013-2015 гг., сообщает НАФИ.
По сравнению со II кварталом 2013 года ККУ ОСАГО во II квартале 2016 года увеличился на 13%. Уровень комиссионного вознаграждения по моторным видам страхования постепенно снижается на протяжении рассматриваемого периода, - после незначительного скачка в I квартале 2016 года уровень комиссионного вознаграждения продолжил снижаться. Снижение комиссии также сопровождается постепенным отходом от использования агентских каналов продаж. Прямые продажи по моторным видам страхования выросли на 1 п.п. за рассматриваемый период.
По сравнению с 2012 годом уровень выплат по моторным видам страхования увеличился на +4,3 п.п.
Как сообщается в обзоре, выплаты по автокаско находятся выше среднерыночного уровня выплат на протяжении 2012-2015 гг. и оказались ниже среднерыночного уровня только в I квартале 2016 года (на 4,3 п.п.), после чего убыточность автокаско продолжила снижаться (на -4 п.п. от I кв 2016 г.).
Начиная с I квартала 2015 года, на рынке автокаско происходит спад комбинированной убыточности – за последние 5 кварталов она снизилась со 107% до 81%.
Причинами снижения выплат являются распространение страхования с франшизой, нарастающее на рынке использование сегментации клиентов и селекции рисков и интенсификация работы специалистов по урегулированию убытков.
По результатам 2016 года вероятен спад годового уровня выплат по автокаско до 70%-72%, прогнозирует НАФИ.
Ситуация с убыточностью на рынке ОСАГО продолжает оставаться сложной. Высокий ККУ в данном сегменте обеспечивает падение рентабельности капитала до уровня 2-3% годовых. Прогноз НАФИ по уровню убыточности на рынке ОСАГО в 2016г. - 77-82%.
Одной из причин возможной стабилизации убыточности на рынке ОСАГО является уточнение порядка предоставления автомобилей, пострадавших в ДТП на страховой осмотр (с 1 июля 2016 года согласно Закону об ОСАГО). Данное законодательное изменение может серьёзно помешать мошенникам, занимающимся фальсификацией актов осмотра и искусственным завышением стоимости запчастей.
Средний размер премии по ОСАГО во II квартале 2016 года составил 128% от среднего размера премии в I квартале 2013 года, при этом средняя выплата выросла в 1,71 раза. За рассматриваемый период средняя выплата выросла на 24 тыс. руб. больше, чем средний размер премии.
В 2015 году рост выплат моторных видов страхования (ОСАГО, автокаско) значительно замедлился по сравнению с динамикой 2013-2014 гг., а динамика сборов наоборот оказалась более положительной (на 0,8 п.п.). Не стоит ожидать продолжение роста сборов, поскольку без учета роста тарифов на ОСАГО в 2015 году динамика вероятно была бы отрицательной, говорится в обзоре.
Первое полугодие 2016 года показало худшую динамику за последние три года – рынок сократился на 11%. Уровень выплат ОСАГО составил рекордные 68%, а средняя выплата – 58 226 рублей.
Рост среднего размера премии и средней выплаты по моторным видам страхования
Количество заключенных договоров по ОСАГО по сравнению со II кварталом 2015 года осталось практически неизменным (+0,2%), что позволяет говорить о том, что значительная часть прироста рынка была обеспечена ростом тарифов на ОСАГО.
Повышение тарифов на ОСАГО существенно сказалось на среднем размере премии: во II квартале 2016 года средний размер премии вырос на 34,2% по сравнению с II кварталом 2015 года. Причинами роста выплат стали мошенничество со стороны автоюристов, девальвация рубля и рост цен на автозапчасти. Снижение средней выплаты во 2 –м квартале 2016 года объясняется резким ростом количества урегулированных страховых случаев (+29,6% от I кв. 2016 г.).
Динамика структуры каналов продаж: постепенный рост прямых продаж
В период 2013-2016 гг. структура премий страховых организаций изменилась незначительно и является стабильной. Однако важно заметить, что в рассматриваемом периоде постепенно прирастает доля прямых продаж (без посредников) страховых организаций. Во 2-м квартале 2016 года прямые продажи составили 32,9% от общего числа сборов и приросли на 1,5 п.п. по сравнению с 2013 годом.
Кроме того, за последний год заметно удешевление услуг посредников, связанное с активным сокращением страховщиками своих расходов в первую очередь за счет урезания комиссий (в 2015 году комиссионное вознаграждение составило 19,6%, что на 3,3 п.п. ниже, чем в 2014 году). Это говорит о том, что страховые организации предпринимают усилия по формирования собственных сетей продаж и отходу от агентского канала, что следует считать положительным трендом.
Доля премий, получаемых через сеть Интернет остается незначительной (0.4 п.п.)
Структура посреднических каналов продаж за период 2013-2016 гг. изменилась незначительно. Ключевым каналом продаж по прежнему являются агенты (физические лица, индивидуальные предприниматели) (39,8% премий). Следующим по размеру каналом является банкострахование (31,6%), доля которого значительно выросла за прошедший период. Заметен прирост доли нестраховых посредников (турагентства, медицинские организации, объекты почтовой связи). За прошедший период данный канал прирос на 0,6 п.п. и составил 1,1% собираемых премий За рассматриваемый период снизился объем продаж через автосалоны (на 2,6 п.п.)
Динамика структуры каналов продаж моторных видов страхования: следование отраслевым трендам
В период 2012-2016 гг. структура премий в сегменте моторного страхования (ОСАГО, автокаско) изменилась незначительно. Изменения соответствовали трендам на страховым рынке в России: в рассматриваемом периоде постепенно возрастает доля прямых продаж (без посредников) страховых организаций. Если в I квартале 2016 года прямые продажи составили 22,7%, то во II квартале 2016 года они составили 19,1%, сообщает НАФИ.
Доля премий, получаемых через сеть Интернет остается незначительной (0.6 п.п.).
Для моторных видов страхования ключевым каналом продаж являются агенты (физические лица, индивидуальные предприниматели) (57,4% премий), доля которых увеличивается на протяжении всего рассматриваемого периода. Следующим по размеру каналом являются другие юридические лица, включая агентские компании (21,8%).
Доля продаж в банковском канале составляет 3,6%, что значительно ниже, чем в целом на страховом рынке.
За рассматриваемый период несколько снизился объем продаж через дилерские сети и организации, занимающиеся продажей автомобилей (на 2,6 п.п.).
В структуре посреднических продаж ОСАГО доля агентских продаж (физические лица и предприниматели) занимает наибольшую долю (74,1%) и крайне незначительно изменяется во времени. Следующим по размеру каналом является реализация страховых полисов через другие юридические лица (включая агентские компании) (16,9%). Третим по размеру каналом являются автосалоны (6,8%). Эти три канала занимают 97,8% от реализуемых через посредников страховых услуг, остальные каналы продаж занимают незначительные доли.
Структура продаж автокаско тоже распределяется между тремя основными каналами. Преобладающим остается реализация через агентов (физических лиц и индивидуальных предпринимателей) (35,2%), на второй план выходит реализация страховых услуг через другие юридические лица (включая агентские компании) (28,1%), на третьем месте находятся автосалоны (25,7%). Доля банкостраховых продаж автокаско за последние 3 года (2013-2015 гг.) существенно не изменилась.
Высокая концентрация рынка
Во II квартале 2016 года произошло дальнейшее снижение численности страховых компаний на рынке. В течение 3 месяцев рынок покинуло 13 страховщиков или 4,3% от их общей численности на 31.03.2016 г. Основная причина - несоблюдение требований регулятора. Следует считать данный тренд скорее позитивным, поскольку уход с рынка недобросовестных игроков будет иметь положительные последствия для всего рынка страхования. Количество компаний, контролирующих 80% рынка страхования во II квартале 2016 года уменьшилось на -9,1% и составило 22.
При этом суммарная доля крупнейших десяти компаний составила 66% рынка:
«Можно заключить, что концентрация рынка выросла по всем линиям бизнеса и вероятно будет увеличиваться дальше. Кроме того, рост концентрации рынка и сокращение количества страховых компаний не отразились негативным образом на присутствии страховщиков в регионах, в том числе благодаря широким филиальным сетям федеральных компаний», - говорится в обзоре. Темпы прироста взносов компаний, зарегистрированных в Москве и Московской области, в 2015 году составили 6,1%, при этом темпы прироста страхового рынка здесь были равны 3,6% за этот период – т.е. доля федеральных компаний на рынке росла, в том числе за счет расширения присутствия в других регионах. При этом данное количество компаний обеспечивает достаточный уровень конкуренции и облегчает контроль за рынком со стороны регулирующих органов.
Вся пресса за 3 октября 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Исследования, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 декабря 2024 г.
|
|
AK&M, 18 декабря 2024 г.
Американская Stone Point приобрела долю в британском страховом брокере Ardonagh
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 18 декабря 2024 г.
Онлайн-страховщик судится с партнером за «лицо»
|
|
5 колесо, 18 декабря 2024 г.
В России дешевеет ОСАГО, а выплаты по страховке растут: что происходит?
|
|
Лента.Ру, 18 декабря 2024 г.
Проверки ОСАГО с дорожных камер запустят в трех российских регионах
|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 18 декабря 2024 г.
В Свердловской области видеокамеры подключат к проверке ОСАГО
|
|
Tazabek, Бишкек, 18 декабря 2024 г.
Жогорку Кенеш принял законопроект о страховании в первом чтении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Новые юрисдикции оказывают влияние на ситуацию на европейском сегменте кэптивного страхования: AM Best
|
|
Вечерний Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловские автовладельцы купили полисов каско на 410 млн рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Лидеры в области данных в сфере страхования считают внедрение ИИ решающим фактором для сохранения конкурентоспособности
|
|
РИА57, Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловцы стали реже страховать жизнь и здоровье
|
|
Сургутская трибуна, 18 декабря 2024 г.
Жители Югры вложили в страхование 14 млрд рублей
|
|
korins.ru, 18 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования: поправки коснутся растениеводов и животноводов
|
|
Российская газета онлайн, 18 декабря 2024 г.
«ДМС становится частью базового соцпакета»: ВСС рассказал об основных тенденциях на рынке страхования
|
|
Агентство городских новостей Москва, 18 декабря 2024 г.
Почти 3 млн полисов электронного ОСАГО продано в Москве в январе – ноябре
|
|
РБК.Татарстан, 18 декабря 2024 г.
В Татарстане снижается число уголовных дел о мошенничествах в страховании
|
|
Интерфакс, 18 декабря 2024 г.
ВСС инициировал законодательное расширение полномочий страховщиков для борьбы с мошенниками
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
Более 3,5 млн жителей Донбасса и Новороссии оформили полисы ОМС
|
 Остальные материалы за 18 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|