Российская газета,
18 октября 2016 г.
Под тяжестью груза
1468 просмотров, 1 комментарий, добавлен 28 октября 2016 года в 16:27
Страхование грузов пользуется повышенным спросом у компаний-перевозчиков, если верить официальным данным. Так, в первом полугодии этого года, по данным Банка России, рынок страхования грузов в России продемонстрировал небольшой прирост (4 процента), достигнув 9,5 миллиарда рублей.
Однако, как рассказала «РГ» директор департамента страхования транспортных операторов и грузов компании «ЭНЕРГОГАРАНТ» Ирина Чистякова, позитивные показатели, зафиксированные ЦБ, можно считать лишь следствием роста цен перевозимых грузов, а не признаком стабилизации и улучшения ситуации. «В основном клиенты страхуют товары иностранного производства либо российскую продукцию, включающую компоненты иностранных производителей. Цены на такие товары в связи с падением курса рубля выросли, что и отразилось на увеличении страховых сумм, - пояснила она.
При этом эксперты отмечают изменения в структуре грузоперевозок. «С одной стороны, автомобильные грузоперевозчики теряют свою долю – в натуральном выражении импорт и экспорт большинства потребительских товаров существенно сократился, а именно они и перевозились автомобильным транспортом, - рассказала «РГ» руководитель управления по связям с общественностью компании «СОГАЗ» Екатерина Двойникова. - С другой стороны, растут сегменты морских и железнодорожных перевозок. Из-за низкого курса рубля Россия увеличила поставки на экспорт многих сырьевых товаров (нефти, газа, зерна, металлов), которые поставляются за рубеж морем и другими видами транспорта».
На рынок страхования грузов серьезно повлияли санкции и продовольственное эмбарго: при снижении объемов торговли с Европой выросла доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые с точки зрения логистики в большей степени завязаны на доставки грузов морем и железнодорожным транспортом.
Рынок грузоперевозок напрямую увязан с общей экономической ситуацией в стране и, в особенности, с состоянием дел в промышленности и торговле. Объемы промышленного производства в нашей стране продолжают падать, рынок перенасыщен товарами длительного пользования. Как следствие, уменьшилось количество перевозимых товаров, а следовательно, и количество договоров страхования грузов сократилось.
По словам Ирины Чистяковой, сейчас рынок страхования грузов переживает не лучшие времена. «С одной стороны, сокращается количество клиентов, страховые тарифы находятся на низком уровне из-за демпинга страховых компаний в предшествующие годы. С другой, растет количество страховых случаев и уровень выплат из-за роста преступлений – количество зарегистрированных в 2015 году правоохранительными органами мошенничеств выросло почти на 25 процентов и превысило 200 тысяч преступлений, - рассказала «РГ» директор департамента компании «ЭНЕРГОГАРАНТ». - При этом уровень раскрываемости таких преступлений не достигает даже 30 процентов».
В этом году статистика краж перевозимых грузов по-прежнему беспокоит. В первом квартале 2016 года на 40 процентов увеличился объем хищений на транспорте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Хотя юристы, к которым мы обратились за комментариями, сомневаются, что этот показатель действительно отражает реальную обстановку с кражами на транспорте. «Такие цифры, как правило, возникают либо при изменении способа измерения, либо при исследовании показателей, которые прежде не участвовали в анализе, - уверен юрист Национальной юридической службы Александр Кожевников. - Возможно, на статистику повлияли только две-три существенные кражи».
В свою очередь, Екатерина Двойникова уверена, что на практике к рискам кражи, противоправным действиям третьих лиц, различным аферам и мошенничеству в большей степени подвержены высоколиквидные грузы: мобильные телефоны, бытовая техника, алкогольная и табачная продукция, товары народного потребления. «Обычно действует ряд требований по приему на страхование высоколиквидных грузов (наличие охраны при перевозке, предстраховой осмотр, определенные требования к компаниям-автоперевозчикам грузов и т.п.). Все это в комплексе позволяет сдерживать и не допускать рост страховых случаев по сравнению с докризисным периодом, - рассказала эксперт.
Директор по операциям FM Logistic Александр Павлов считает, что во многом виноваты сами собственники компаний, заказывающие перевозку грузов. Он напоминает, что при грузоперевозках очень высок риск потери товара в результате кражи. Тем более что в период кризиса в экономике активность мошенников повышается. По его мнению, на российском рынке страховых услуг для перевозчиков очень трудно найти компанию, которая включала бы ст. 159 УК РФ (мошенничество) в перечень страховых случаев, а ведь такие случаи наиболее распространенные.
Если страхование грузов в 95 процентов случаев покрывает убытки от кражи, то риски мошенничества страховые компании не готовы брать на себя. Как рассказала «РГ» президент Коллегии адвокатов Московской области «Интер-Лига» Вера Тихонова, хищение не относится по договору к страховому случаю и, соответственно, обязанность произвести выплату страхового возмещения у компании по этой причине отсутствует».
Речь идет о страховании ответственности перевозчиков и особенно экспедиторов. Как пояснила Ирина Чистякова, практика такова, что зачастую компании отказываются страховать риск мошенничества (а не кражи) из-за резко возросшего количества хищения грузов непосредственно самими перевозчиками. По ее мнению, во всех случаях прослеживается халатность экспедиторов, которые должны были, но не проверили перевозчика и водителя, отдали груз «первому встречному», именно поэтому страховщики и не хотят страховать этот риск. А судебные тяжбы возникают из-за разного трактования факта хищения: считать это кражей или мошенническим действием.
Между тем
К отрицательным факторам, влияющим на рынок страхования грузов, по мнению Ирины Чистяковой, относится и тот факт, что российские перевозчики в большинстве своем перестали обновлять грузовой парк в связи с дороговизной заемных средств, резким падением объема перевозок и сокращением их маржинальности. К тому же два года назад был введен высокий сбор за утилизацию старых автомобилей. Использование устаревшего парка грузовых автомобилей повышает риски гибели и повреждения грузов при перевозке.
Цифра
60,8 миллиарда рублей составили сборы по рынку страхования грузов в первом полугодии 2016 года (данные ЦБ).
Ольга ВОСКРЕСЕНСКАЯ
Вся пресса за 18 октября 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование грузов, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Frank Media, 31 января 2025 г.
Клиентов обманывают через предложения о «заморозке» старых полисов НСЖ
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|