Российская газета,
18 октября 2016 г.
Под тяжестью груза
1484 просмотра, 1 комментарий, добавлен 28 октября 2016 года в 16:27
Страхование грузов пользуется повышенным спросом у компаний-перевозчиков, если верить официальным данным. Так, в первом полугодии этого года, по данным Банка России, рынок страхования грузов в России продемонстрировал небольшой прирост (4 процента), достигнув 9,5 миллиарда рублей.
Однако, как рассказала «РГ» директор департамента страхования транспортных операторов и грузов компании «ЭНЕРГОГАРАНТ» Ирина Чистякова, позитивные показатели, зафиксированные ЦБ, можно считать лишь следствием роста цен перевозимых грузов, а не признаком стабилизации и улучшения ситуации. «В основном клиенты страхуют товары иностранного производства либо российскую продукцию, включающую компоненты иностранных производителей. Цены на такие товары в связи с падением курса рубля выросли, что и отразилось на увеличении страховых сумм, - пояснила она.
При этом эксперты отмечают изменения в структуре грузоперевозок. «С одной стороны, автомобильные грузоперевозчики теряют свою долю – в натуральном выражении импорт и экспорт большинства потребительских товаров существенно сократился, а именно они и перевозились автомобильным транспортом, - рассказала «РГ» руководитель управления по связям с общественностью компании «СОГАЗ» Екатерина Двойникова. - С другой стороны, растут сегменты морских и железнодорожных перевозок. Из-за низкого курса рубля Россия увеличила поставки на экспорт многих сырьевых товаров (нефти, газа, зерна, металлов), которые поставляются за рубеж морем и другими видами транспорта».
На рынок страхования грузов серьезно повлияли санкции и продовольственное эмбарго: при снижении объемов торговли с Европой выросла доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые с точки зрения логистики в большей степени завязаны на доставки грузов морем и железнодорожным транспортом.
Рынок грузоперевозок напрямую увязан с общей экономической ситуацией в стране и, в особенности, с состоянием дел в промышленности и торговле. Объемы промышленного производства в нашей стране продолжают падать, рынок перенасыщен товарами длительного пользования. Как следствие, уменьшилось количество перевозимых товаров, а следовательно, и количество договоров страхования грузов сократилось.
По словам Ирины Чистяковой, сейчас рынок страхования грузов переживает не лучшие времена. «С одной стороны, сокращается количество клиентов, страховые тарифы находятся на низком уровне из-за демпинга страховых компаний в предшествующие годы. С другой, растет количество страховых случаев и уровень выплат из-за роста преступлений – количество зарегистрированных в 2015 году правоохранительными органами мошенничеств выросло почти на 25 процентов и превысило 200 тысяч преступлений, - рассказала «РГ» директор департамента компании «ЭНЕРГОГАРАНТ». - При этом уровень раскрываемости таких преступлений не достигает даже 30 процентов».
В этом году статистика краж перевозимых грузов по-прежнему беспокоит. В первом квартале 2016 года на 40 процентов увеличился объем хищений на транспорте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Хотя юристы, к которым мы обратились за комментариями, сомневаются, что этот показатель действительно отражает реальную обстановку с кражами на транспорте. «Такие цифры, как правило, возникают либо при изменении способа измерения, либо при исследовании показателей, которые прежде не участвовали в анализе, - уверен юрист Национальной юридической службы Александр Кожевников. - Возможно, на статистику повлияли только две-три существенные кражи».
В свою очередь, Екатерина Двойникова уверена, что на практике к рискам кражи, противоправным действиям третьих лиц, различным аферам и мошенничеству в большей степени подвержены высоколиквидные грузы: мобильные телефоны, бытовая техника, алкогольная и табачная продукция, товары народного потребления. «Обычно действует ряд требований по приему на страхование высоколиквидных грузов (наличие охраны при перевозке, предстраховой осмотр, определенные требования к компаниям-автоперевозчикам грузов и т.п.). Все это в комплексе позволяет сдерживать и не допускать рост страховых случаев по сравнению с докризисным периодом, - рассказала эксперт.
Директор по операциям FM Logistic Александр Павлов считает, что во многом виноваты сами собственники компаний, заказывающие перевозку грузов. Он напоминает, что при грузоперевозках очень высок риск потери товара в результате кражи. Тем более что в период кризиса в экономике активность мошенников повышается. По его мнению, на российском рынке страховых услуг для перевозчиков очень трудно найти компанию, которая включала бы ст. 159 УК РФ (мошенничество) в перечень страховых случаев, а ведь такие случаи наиболее распространенные.
Если страхование грузов в 95 процентов случаев покрывает убытки от кражи, то риски мошенничества страховые компании не готовы брать на себя. Как рассказала «РГ» президент Коллегии адвокатов Московской области «Интер-Лига» Вера Тихонова, хищение не относится по договору к страховому случаю и, соответственно, обязанность произвести выплату страхового возмещения у компании по этой причине отсутствует».
Речь идет о страховании ответственности перевозчиков и особенно экспедиторов. Как пояснила Ирина Чистякова, практика такова, что зачастую компании отказываются страховать риск мошенничества (а не кражи) из-за резко возросшего количества хищения грузов непосредственно самими перевозчиками. По ее мнению, во всех случаях прослеживается халатность экспедиторов, которые должны были, но не проверили перевозчика и водителя, отдали груз «первому встречному», именно поэтому страховщики и не хотят страховать этот риск. А судебные тяжбы возникают из-за разного трактования факта хищения: считать это кражей или мошенническим действием.
Между тем
К отрицательным факторам, влияющим на рынок страхования грузов, по мнению Ирины Чистяковой, относится и тот факт, что российские перевозчики в большинстве своем перестали обновлять грузовой парк в связи с дороговизной заемных средств, резким падением объема перевозок и сокращением их маржинальности. К тому же два года назад был введен высокий сбор за утилизацию старых автомобилей. Использование устаревшего парка грузовых автомобилей повышает риски гибели и повреждения грузов при перевозке.
Цифра
60,8 миллиарда рублей составили сборы по рынку страхования грузов в первом полугодии 2016 года (данные ЦБ).
Ольга ВОСКРЕСЕНСКАЯ
Вся пресса за 18 октября 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование грузов, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 апреля 2025 г.

|
|
РИА Новости, 11 апреля 2025 г.
Кассационный суд обязал принять иск потерпевших в теракте в «Крокусе» к «Ингосстраху»

|
|
РБК (RBC.ru), 11 апреля 2025 г.
Объем страховых премий в Мурманской области вырос на 71% за год

|
|
МК в Кузбассе, 11 апреля 2025 г.
В Кузбассе осудят троих автоподставщиков

|
|
Интерфакс, 11 апреля 2025 г.
Суд оставил в силе освобождение «Росгосстраха» от выплаты за пропавшие на Украине вагоны

|
|
Forbes, 11 апреля 2025 г.
Число погибших при крушения батискафа в Египте выросло до семи

|
|
Интерфакс, 11 апреля 2025 г.
Около 4,7 тыс. га застрахованных садов на юге РФ оказались под угрозой из-за заморозков

|
|
Би-порт, Мурманск, 11 апреля 2025 г.
Страховые премии в Мурманской области выросли на 71%

|
|
Урал-Пресс-Информ, Челябинск, 11 апреля 2025 г.
Мошенники похищают деньги россиян при помощи ОСАГО

|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 11 апреля 2025 г.
В Кузбассе осуждены участники организованной группы автоподставщиков

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 11 апреля 2025 г.
ВС не разрешил игнорировать динамику цен на запчасти

|
|
РЕН-ТВ, 11 апреля 2025 г.
Страховщики могут сообщать о росте краж авто для увеличения продаж полисов каско

|
|
Тульская пресса, 11 апреля 2025 г.
Туляков предупредили о мошенниках, продающих фальшивые полисы ОСАГО

|
|
Вести Московского региона, 11 апреля 2025 г.
Автоэксперт Сажин назвал каско «лотереей» и оценил его актуальность в 2025 году

|
|
ПРАЙМ, 11 апреля 2025 г.
Премия на рынке страхования торговых кредитов выросла на 27 процентов

|
10 апреля 2025 г.

|
|
Report.Az, Баку, 10 апреля 2025 г.
В Азербайджане началось страхование цитрусовых садов

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 апреля 2025 г.
Инфляция является самой большой проблемой для инвестиционных портфелей страховщиков

|
|
Финмаркет, 10 апреля 2025 г.
В 2024 году сборы агростраховщиков увеличились 5%, выплаты - на 75%

|
 Остальные материалы за 10 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|