Эксперт-Урал,
6 февраля 2017 г.
В трусах и в каско 1137 просмотров
Сборы по каско сокращаются из-за падения платежеспособности населения и продаж новых автомобилей. Рынок отреагировал полисами с франшизой, что позволило улучшить показатели убыточности.
Формально за девять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (все дальнейшие цифры прироста также относятся к этим периодам) сбор премий по стране вырос на 13,6%, по Уралу — на 9,4%. Однако если не учитывать страхование жизни (прирост — около 60%) и ОСАГО (12%), рынок почти не развивается: по стране премии увеличились на 3,6%, на Урале — сократились на 0,7%. Падение показали такие крупные сегменты, как каско (на 8,3% по стране и 11,3% на Урале) и ДМС (на 8,7% и 14,2% соответственно). В позитиве два вида страхования, которые активно использовались в качестве «нагрузки» к ОСАГО — страхование от несчастного случая (плюс 23,9% по стране и 27,4% по региону) и имущества граждан (15,4% и 13,4% соответственно): практика навязывания дополнительных полисов, кроме прочего вреда, еще и искажает статистику…
Уже ясно, что по окончании года рынок покинули 70 компаний (годом ранее — 67). Если объединить родственные компании в группы, то на начало 2017-го в стране осталось 190 страховщиков, 96 из них работает на Урале. Больше всего компаний в Челябинской области и Башкортостане (по 67), меньше — в ЯНАО (24) и Курганской области (35).
По охвату территории можно подразделить игроков на федеральных (работающих более чем в 40 субъектах — таких в Уральском регионе 37), московских (действующих преимущественно в столичном регионе — их 19) и региональных (всего 40 компаний, из них уральских только 13). На федеральные компании на рынке региона приходится 86% собранных премий (годом ранее 83%), их количество увеличилось на одну. Региональных стало на восемь меньше, их доля уменьшилась с 16% до 12%. Без учета ОСАГО и страхования жизни федеральные приросли за год на 6%, а региональные сократили сборы на 23%. Результат получен за счет крупных игроков: СК «Сургутнефтегаз», «Вита-страхование». Медианное значение прироста 0%.
Тупое ОСАГО
ОСАГО за время существования из выгодного и конкурентного вида страхования превратилось в обузу для страховщиков. Причина — нерыночное ценообразование: владельцы маломощных дешевых авто и жители малых населенных пунктов платят меньше. Корень проблемы — низкая платежеспособность рядовых граждан и отсутствие привычки к страхованию (индикатор: по каско в лучшие годы страховалось только 13% автомобилей, теперь этот показатель сократился до 9%).
В ушедшем году регулятор как мог боролся с уклонением страховщиков от заключения договоров — с лета введен Единый Агент РСА, через который принудительно заключаются договоры страхования в «токсичных регионах» (на Урале к таковым относятся Челябинская область и Башкортостан). Оценить нововведения статистика пока не позволяет.
С начала 2017 года введен обязательный электронный полис ОСАГО, который в добровольном «тестовом режиме» существовал уже год. По данным представителя Российского союза автостраховщиков (РСА) в Уральском федеральном округе Вячеслава Тарасова, на 25 января в УрФО уже оформлено 6,5 тыс. электронных полисов, а годом ранее лишь 500.
В стадии обсуждения в Думе еще одна новация, призванная поставить преграду автомошенникам, — замена денежных выплат натуральным возмещением ущерба. Страховщики двумя руками «за», автовладельцы в основном против, но проблемы с уступкой денежного требования и мошенничеством это во многом решит. Правда, создаст новые. Потому что взаимоотношения со страховщиками регламентированы законами об ОСАГО и защите прав потребителя, и суды часто встают на стороне автовладельцев. А неизбежные споры с автосервисами относительно сроков и качества ремонта снова приведут к «независимой» экспертизе, судам, штрафным санкциям и тем же автоюристам.
Пока ОСАГО остается серьезным риском для компаний. С 2010 года количество страховщиков уменьшилось на 65%, среди имеющих лицензию на ОСАГО, как более крупных и надежных компаний доля отзывов лицензий меньше — всего 39%. Но среди компаний с долей ОСАГО более половины портфеля доля отзывов — 76%, от четверти до половины портфеля — 47%. У тех, кто не увлекался обязательным автострахованием, — лишь 26%. В каско подобной зависимости нет.
В настоящее время доля автогражданки превышает половину портфеля у 25 компаний.
Умное каско
Показатели каско улучшаются на фоне падающих второй год подряд сборов: уровень выплат два года назад был около 80%, сейчас менее 60%, а доля договоров, по которым наступали страховые случаи, упала с 73% в 2013-м до 38% в 2016-м.
Статистика не дает ответа на многие вопросы — обратимся к участникам рынка. По свидетельству директора ООО «Росгосстрах» в Свердловской области Вадима Каточикова, «сборы по каско сокращаются в основном по двум причинам — это падение продаж новых авто и платежеспособности населения. Последнее повлияло на появление различных видов ограниченного каско (с франшизами, с исключением некоторых рисков, с ограничением страховой суммы и т.д.). Так, у нас в филиале в 2015 году доля ограниченного каско составляла 11%, оставшиеся 89% приходились на полное каско, а в 2016 году — 43% и 57% соответственно».
Директор филиала ЗАО «МАКС» в Екатеринбурге Владимир Невзоров указывает и на другие факторы:
— Огромную роль в сокращении как количества договоров каско, так и объема премий сыграло повышение лимита выплаты по ОСАГО. Все «опытные» водители перестали заключать договоры. Практически одновременный поворот страховщиков к продукту с франшизой позволил не поднимать существенно стоимость полиса вслед за увеличением стоимости урегулирования, и также сократил количество обращений и урегулированных событий. А исключительно натуральное возмещение по каско сделало для большинства мошенников этот вид малопривлекательным, и они повернули в уже раздираемое мошенниками ОСАГО.
В 2016 году лидером рынка каско в стране стал Ингосстрах (на Урале он занимает 6-ю позицию, но лидирует по приросту). Доля полисов с франшизой у компании еще больше — около 60%.
— Мы активно развиваем сравнительно новый для российского рынка продукт — так называемое «умное каско», страховую телематику, — рассказывает директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Свердловской области Наталья Вагина. — Применение телеметрии позволяет оценить стиль вождения страхователя, возможные риски и рассчитать стоимость полиса, исходя из реальных, объективных показателей, а не ориентируясь исключительно на возраст и стаж водителя. Клиент, который управляет автомобилем аккуратно, нерискованно, может сэкономить с помощью телеметрии 40% стоимости полиса.
Еще одним фактором сокращения убыточности, как это ни странно, стал прирост автопарка. Наталья Вагина указывает на неочевидный аспект снижения аварийности:
— В условиях интенсивного дорожного движения водители вынуждены передвигаться с меньшей скоростью и более аккуратно, благодаря этому количество аварий существенно уменьшилось.
СЕЛЯНИН Сергей
Инфографика
Динамика сборов страховых премий по регионам Урала и Западной Сибири
Лидеры по сегментам страхования на Урале по итогам 9 месяцев 2016 года
Страховые компании Урала и Западной Сибири по итогам 9 месяцев 2016 года
Универсальные СК Урала и Западной Сибири по итогам 9 месяцев 2016 года
Вся пресса за 6 февраля 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Динамика рынка, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 января 2025 г.
|
|
Вечерняя Москва, 23 января 2025 г.
Водителям напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Петербургский дневник, 23 января 2025 г.
Паспорт здоровья: как ОМС помогает петербуржцам предотвращать болезни
|
|
ТАСС, 23 января 2025 г.
Иванов: расходы из-за ЧП с мазутом должны нести страховщики
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 23 января 2025 г.
РСА объяснил необходимость расширения тарифного коридора
|
|
Portnews, 23 января 2025 г.
Индия допустила еще одну российскую компанию на рынок страхования нефтетанкеров
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Страховые компании Китая будут инвестировать 30% премий в китайские компании - власти
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Суд продлил приостановление корпоративных прав кипрского владельца «АльфаСтрахования»
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Жители новых регионов РФ с начала января купили более 100 тыс. полисов ОСАГО - РСА
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Варламов посетил Калифорнию и назвал проблему штата
|
|
BFM.Ru, 23 января 2025 г.
Индия расширила список компаний из России, которые могут предоставлять морское страхование танкерам
|
|
СенатИнформ, 23 января 2025 г.
Пассажиры такси при ДТП могут получить до 2 млн рублей по новой страховке
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Необходимость страхования смартфона оценили
|
|
Report.Az, Баку, 23 января 2025 г.
БОС возместило 967 тыс. манатов по ДТП с участием незастрахованных транспортных средств
|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 23 января 2025 г.
Единая система автостраховки ОСАГО между Беларусью и РФ заработает с 1 апреля
|
|
5 колесо, 23 января 2025 г.
В России хотят уменьшить штрафы для такси за отсутствие страховки ОСГОП
|
|
Российская газета-Сибирь, 23 января 2025 г.
В Кузбассе будут судить расхитителей средств фонда ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 23 января 2025 г.
Россияне стали чаще покупать медстраховку, а не получать ее от работодателя
|
 Остальные материалы за 23 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|