Эхо Москвы,
15 февраля 2017 г.
Фактор риска. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков пассажиров
1079 просмотров
Гости: Александр Рыбальченко, начальник отдела страхования пассажирских перевозок СПАО «Ингосстрах». Александр Королев, начальник отдела урегулирования убытков страхования транспортных операторов СПАО. Ведущий: Алексей Дыховичный.
А.Дыховичный ― 11 часов и 6 минут в столице. Добрый день! Вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы». У микрофона Алексей Дыховичный. У нас в гостях Александр Рыбальченко, начальник отдела страхования пассажирских перевозок СПАО «Ингосстрах». Александр, здравствуйте!
А.Рыбальченко ― Добрый день!
А.Дыховичный ― А также Александр Рыбальченко, начальник отдела страхования пассажирских перевозок компании «Ингосстрах». Александр, здравствуйте.
А.Дыховичный ― Мы говорим об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров. Такая существует по закону в обязательном порядке уже 5-й год.
А.Рыбальченко ― Действительно, все так. Страхование происходит у нас с 1 января 2013 года.
А.Дыховичный ― Что это за страхование? Кто платит кому деньги и при каких обстоятельствах, что является страховым случаем?
А.Рыбальченко ― Страхование это очень полезное, на мой взгляд. Платит за страховку перевозчик, а деньги получают пассажиры. Выплаты производит страховая компания.
А.Дыховичный ― В каких ситуациях эти выплаты положены человеку?
А.Рыбальченко ― Да, это закон 67-й регулирует страхование за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Но, конечно, самый важный аспект – это жизнь и здоровье. Имущество имуществом…
Лимит ответственности по закону у нас – 2 миллиона 25 тысяч рублей за жизнь и до 2-х миллионов за вред здоровью. Выплаты происходят, например, при ДТП.
А.Дыховичный ― Какие виды транспорта? Давайте отсюда начнем.
А.Рыбальченко ― Давайте. Закон этот охватывает все виды пассажирского транспорта за исключением перевозок легковым такси. Также он распространяется на перевозки метрополитеном. Правда, метрополитен по закону не обязан страховать свою ответственность, но при этом выплаты так же производит.
А.Дыховичный ― То есть маршрутки, автобусы…
А.Рыбальченко ― Автобусы, трамваи, троллейбусы…
А.Дыховичный ― Автобусы междугородные…
А.Рыбальченко ― Пригородные и городские… Любые коммерческие перевозки на территории Российской Федерации.
А.Дыховичный ― Железнодорожные перевозки.
А.Рыбальченко ― Верно.
А.Дыховичный ― Сломал палец человек если в маршрутке.
А.Рыбальченко ― Смотря при каких обстоятельствах.
А.Дыховичный ― При каких?
А.Рыбальченко ― Должно произойти ДТП, например, резкое торможение или авария.
А.Дыховичный ― То есть резкое торможение, столкновения не произошло? Железно не пострадало.
А.Королев ― Давайте я вам попытаюсь объяснить вам. Здесь немножечко затронем по выплатам. Кроме федерального закона 67-ФЗ есть еще постановление правительства, в соответствии с которым есть нормативы на эти страховые суммы умножающиеся и выплачивающиеся потерпевшему в зависимости от того, что произошло с потерпевшим. Здесь бы хотелось затронуть эту соразмерность выплат. Я попытаюсь, хоть мы и в радио, на пальцах объяснить это – на пальцах рук, на пальцах ног.
Я затрону немножко события. События – не только ДТП, но также какое-либо событие, которое произошло на транспорте с пассажиром, даже противоправные действия третьих лиц каких-либо, если это произошло на транспорте, производится какая-то выплата.
А.Дыховичный ― То есть драка в автобусе.
А.Королев ― Ну, если это будет подтверждено – факт, событие, — то это тоже будет, наверное, все-таки… Ответственность перевозчика наступает для пассажиров.
А.Дыховичный ― То есть пока, я понял – может быть, вы меня сейчас поправите – только если случайно кто-то ногу отдавил, то тогда выплаты…
А.Королев ― Ну, если вы докажете, если будет зафиксировано это событие, что вам отдавили ногу, тогда а почему нет?
А.Дыховичный ― А, то есть тоже будет?
А.Королев ― Ну, а почему нет-то? Алексей, мы по поводу документов поговорим немножко попозже, а сейчас я бы хотел о соразмерности выплат. Я начал объяснять. Растяжение, вывих пальца одного – идет 3% от страховой суммы. У нас есть 2 миллиона. Вред здоровью – страховая сумма не менее 2-х миллионов идет. В полисе это должно прописываться. Умножаете на норматив в этом постановлении правительства.
А.Дыховичный ― То есть, если не дай бог человек погибнет, то наследники получают 2 миллиона.
А.Королев ― 2 миллиона 25 тысяч рублей – это уже вред жизни. 3% — идет на пальцы. Если два пальчика – они суммируются. Уже 60 плюс 60 – уже 120 тысяч. Ноги – пальцы – вывих, как вы говорили, отдавили вам, идет 4%, это получается 80 тысяч плюс два пальца – это уже 160 тысяч.
Было событие, которое мы рассматривали – было ДТП, и там пострадала женщина, которой более 70 лет, это, скажем так, бабушка. Были у нее ушибы, ссадины, более десяти, наверное.
А.Дыховичный ― Множественные.
А.Королев ― По этой таблице ушибы, ссадины – идет 0,05%. Это 1 тысяча рублей. И причем ушибы, ссадины, они не суммируются. Вот вы соразмерность как бы так… чтобы наши радиослушатели тоже…
А.Дыховичный ― А вот эта таблица, ее откуда взяли?
А.Королев ― Она утверждена постановлением правительства.
А.Дыховичный ― Государственная?
А.Королев ― Да, к этому закону.
А.Дыховичный ― Но не все продумали, я правильно понимаю?
А.Королев ― Есть, наверное, какие-то грани…
А.Рыбальченко ― Хотел бы заметить, что, может быть, и не все продумали, но речь идет все-таки не о синяках, а о серьезных травмах, когда людям нужны деньги на восстановление своего здоровья, когда мы говорим не о том, что ушиблен палец.
А.Дыховичный ― Подождите, но ушиблен палец – тоже…
А.Рыбальченко ― Тоже, конечно, но вы просто говорите, что не все учтено. Да, может быть, с синяками и не все учли, но при этом по этой таблице за переломы, серьезные какие-то повреждения – достаточно большие суммы денег, которых хватит на лечение, реабилитацию.
А.Дыховичный ― Это не я говорю, это вот Александр Королев говорит, что есть некий дисбаланс.
А.Королев ― Он есть, но в любом… есть какие-то детские болезни, согласитесь…
А.Дыховичный ― Все-таки я хочу понять, в каких случаях палец на ноге – 4% от полной страховой сумма, а страховая сумма – 2 миллиона. Александр, спасибо вам! Александр Королев, он посчитал за нас – это 80 тысяч рублей. Это не такие уж и маленькие деньги. А если два пальца, то 160. Транспортные компании тут ни при чем: он там при посадке или еще в какой-то момент куда-то засунул эти два пальца. Кто-то чемодан поставил. И в результате вывих у него. Не так сложно, на самом деле, вывих получить. Ему положена выплата в такой ситуации?
А.Королев ― Если это произошло на транспорте, то почему нет?
А.Рыбальченко ― Положено. Если это будет доказано. Вот опять вернемся к документам.
А.Дыховичный ― Давайте к документам.
А.Рыбальченко ― Для получения страхового возмещения по закону тоже есть ограниченный список документов, к которому страховщик не может добавить что-то от себя. Ограниченный – это значит, заявление, которое пишется в свободной форме; документ, подтверждающий личность — это паспорт, свидетельство о рождении; третий документ – это медицинские справки, не справки – выписной эпикриз, медицинское заключение какое-либо…
А.Дыховичный ― А судебно-медицинское?..
А.Рыбальченко ― В зависимости от судебно-медицинского эксперта, в зависимости от повреждения. Есть же и тяжкий вед здоровью…
А.Дыховичный ― Но судебно-медицинская экспертиза обязательна или это при определенных обстоятельствах?
А.Королев ― Это при определенных обстоятельствах в зависимости от события, которое произошло.
А.Дыховичный ― Каков минимальный набор?
А.Королев ― Я перечисляю. Медицинские документы. И последний документ – это документы от правоохранительных органов или же от перевозчика, который подтверждает событие само. Если перевозчик дает акт перевозчика и подтверждает, что этот пассажир ехал в автобусе и такой-то гражданин получил такие-то повреждения, то там смотрят уже в соответствии с медицинскими документами, где делается заключение медицинских работников.
А.Дыховичный ― Я так понимаю, что последний документ, он как раз на практике и не дает возможности получить человеку компенсацию в случае, если ему отдавили палец. Только, получается, ДТП. Кто же ему даст документ, подтверждающий, что ему…
А.Королев ― Почему? Если водитель отходит от ДТП и делает резкие торможения и у нас как бы получает от падения в транспорте, там травмируются любые части тела, согласитесь.
А.Дыховичный ― Где мне собрать эти документы? Ну, первые три – там все понятно. Помимо судебно-медицинской экспертизы. Потому что, насколько я понимаю, это не так просто, далеко не каждому пациенту делается судебно-медицинская экспертиза.
А.Королев ― Это уже тема медицинских работников.
А.Дыховичный ― Хорошо. Где мне получить этот последний, четвертый документ…
А.Королев ― Четвертый документ – это вы имеете в виду о ДТП или акт перевозчика?
А.Дыховичный ― Акт перевозчика.
А.Королев ― Акт перевозчика сам перевозчик даст. Его не так сложно получить. Если у него застрахована гражданская ответственность, он без проблем… если событие есть…
А.Рыбальченко ― Давайте, может быть, я попробую. Вот смотрите, как вы говорите, допустим, вам поставили на ногу чемодан и нога сломалась. В этот момент надо обратиться к водителю. У вас при этом будут свидетели – пассажиры другие. Вы прекрасно составите этот акт. Понятно, что если вы просто придете к перевозчику и скажете, что «я там на неделе у тебя ехал – у меня нога сломалась», скорей всего, вы этот акт не получите.
Вы же чувствуете, что у вас сломалась нога? В этот момент нужно подходить к водителю, останавливать транспортное средство, нужно медиков вызвать.
А.Дыховичный ― Я плохо себе представляю эту ситуацию в маршрутке…
А.Королев ― В каждой транспортной компании есть специалисты по безопасности движения, которые проводят инструктаж со своими водителями. Если транспортная компания застрахована, имеет полис гражданской ответственности, то им обязательно в этом инструктаже все это преподносится. Во всяком случае, первые наши советы для пассажиров, для радиослушателей: не дай бог, если что-либо произошло, то в первую очередь обращаться к водителю, а если есть кондуктор, то к кондуктору и сразу это фиксировать. Если ест возможность вызывать работников ГИБДД или скорую медицинскую помощь, то это просьба вызывать.
А.Дыховичный ― Допустим. Дальше. Куда человек должен идти с этими документами?
А.Королев ― С этими документами – в страховую компанию, где застрахована гражданская ответственность данного перевозчика.
А.Рыбальченко ― Я бы хотел только добавить, что по закону каждый перевозчик, застраховавший свою ответственность, должен разметить в салоне автобуса информацию о том, в какой страховой компании он застраховал свою ответственность.
А.Дыховичный ― Трамвая, троллейбуса…
А.Рыбальченко ― Везде – трамваи, троллейбусы, маршрутки, автобусы – это не важно. И если замечали, наверное, наши слушатели, во многих автобусах висят разнообразные стикеры с названиями страховой компании, номера договора с датой действия и контактами страховой компании. Очень много таких наших стикеров. Каждый 7-й пассажир застрахован в компании «Ингосстрах». И, я думаю, во всех регионах нашей большой страны слушатели видели, если пользовались общественным транспортом, синие стикеры с нашим логотипом.
А.Дыховичный ― И в случае возникновения каких-то повреждений, вижу стикер «Ингосстраха» — иду в «Ингосстрах». Вижу стикер другой компании – иду в другую компанию. Правильно я понимаю?
А.Королев ― Да, совершенно верно. И если как бы нет каких-либо стикеров – да, возможно и такое – но по государственному номеру транспортного средства можно на сайте НССО узнать, в какой страховой компании застрахована данная транспортная компания.
А.Рыбальченко ― Сайт nsso.ru. На нем достаточно простой поиск: вбиваешь госномер — и видишь всю информацию.
А.Дыховичный ― Все ли перевозчики… по закону обязаны все, но по факту все ли застрахованы?
А.Рыбальченко ― Ну, конечно, не все. Есть часть перевозчиков, которые до сих пор не страхуют свою ответственность, в основном это нелегальные перевозчики. Но большинство легальных перевозчиков, работающих у нас на маршрутах, сейчас застрахованы.
А.Дыховичный ― Что их заставляет все-таки это делать?
А.Рыбальченко ― Ространснадзор их заставляет это делать. Поясню, почему. Неисполнение обязанностей перевозчика застраховать свою ответственность по 67-му закону влечет штрафы, причем штрафы очень крупные. Но должностное лицо – это до 50 тысяч рублей, а на юридическое лицо это уже от 500 тысяч рублей до миллиона. То есть 500 тысяч рублей минимальный штраф – понимаете, что это достаточная мера, чтобы легальный, белый перевозчик застраховал свою ответственность. Тем более, по закону, если у перевозчика даже не застрахована его ответственность, это вовсе не значит, что он не отвечает перед пассажирами за те же суммы, то есть 2 миллиона 25 тысяч за смерть и до 2-х миллионов за здоровье. Просто платить надо будет из своего кармана.
А.Дыховичный ― По суду, скорее.
А.Рыбальченко ― Конечно, да, по суду. Есть тут проблемы. Конечно, не у всех перевозчиков есть транспортные средства в собственности или какие-то активы. В основном все арендованное, но в любом случае добросовестному перевозчику все эти проблемы просто не нужны.
А.Дыховичный ― Контроль достаточно жесткий или, как знаете бывает, закон есть, а необязательность его соблюдения, она компенсирует…?
А.Рыбальченко ― Да, контроль достаточно жесткий. Проверки Ространснадзор проводит постоянно. Вопрос потому что важный, речь идет в о здоровье наших граждан. Перевозчики, особенно 14-й, 15-й год в начале страхования часто обращались, что «нас поймали, остановили, нам нужен полис». То есть, действительно, это контролируется.
А.Дыховичный ― Знаете, есть небольшая история, которую мы записываем специально для программы. Давайте послушаем ее и потом вернемся.
Интересные факты
Водитель автобуса, по вине которого произошло ДТП на Варшавском шоссе в Москве уснул за рулем. В этом убедились полицейские во время изучения записи сразу с несколько камер наблюдения, установленных в салоне экспресса. На кадрах видно, как шофер после остановки закрывает дверь, нажимает на газ, откидывается на сиденье и засыпает. На несколько секунд автобус оказался абсолютно неуправляем. В результате этого экспресс врезался в столб. Удар пришелся в кабину. В результате ДТП травмы получили 7 пассажиров, 2 из них доставили в больницу на вертолете в состоянии средней тяжести. Водитель понесет наказание в том случае, если медицинская экспертиза подтвердит, что пострадавшим был нанесен тяжкий вред здоровью. Пассажиры, получившие травму имеют право на компенсацию ущерба от страховой кампании, которая обеспечивает защиту данного перевозчика в рамках обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика пассажиров.
А.Дыховичный ― Все вроде укладывается в то, что вы рассказали. Имеют право…
А.Королев ― Все совершенно верно. Получат потерпевшие возмещение страховое.
А.Дыховичный ― В случае, если обратятся.
А.Королев ― Если обратятся.
А.Дыховичный ― Насколько часто обращаются?
А.Королев ― Все, кто осведомлен, они обращаются. За 2016 год в страховую кампанию «Ингосстрах» обращались более 560 потерпевших. Компания произвела возмещения на сумму более 113 миллионов рублей, это на 20% больше, чем было в 15-м году. В 15-м году было произведено выплат на сумму более 91 миллиона рублей. Здесь статистика сама за себя говорит: да, обращаются, да получают возмещение.
А.Дыховичный ― 560 обращений у вас. И вы сами сказали, что каждый 7-й пассажир застрахован в компании «Ингосстрах». Но тут застрахован не пассажир, застрахована компания, застрахован перевозчик. Но если считать по пассажирам, то каждый 7-й. Не так сложно 560 умножить на 7 – это у нас получается 3 800, в районе 4-х тысяч.
А.Королев ― Немножко, мне кажется, неправильно, потому что вы говорите про потерпевших. Но не все же получают какие-то повреждения, согласитесь.
А.Дыховичный ― Если очень-очень грубо прикинуть, можно говорить о том, что в 16-м году примерно за компенсацией под данному виду страхования в страховые компании обратилось 4 тысячи человек. Очень грубо можно?
А.Рыбальченко ― Очень грубо – да.
А.Дыховичный ― Я думаю, далеко не все. Я думаю, что пострадавших в общественных видах транспорта намного больше. А если еще брать тех, которые, как мы обсуждали в начале, палец прищемили, то тут уж… То есть, с чем это связано: люди не знают или перевозчики какие-то препоны чинят, не выдают вот эти справки ил и что?
А.Рыбальченко ― Если бы перевозчики чинили препоны, мы бы видели эти обращения и просто бы знали, что перевозчик не дает акт. Нам-то заявления все равно поступают.
А.Королев ― По федеральному закону 67-му страховщик может сам выполнить какие-либо действия за потерпевших. Он может сам запросить какие-либо документы, которые не могу предоставить потерпевшему. Есть такая норма. Мы иногда это делаем сами – запрашиваем. Мы обращаемся к нашим страхователям, которым нам предоставляют… и подтверждают: да – да, нет – нет.
А.Дыховичный ― Тогда, наверное, это неосведомленность, я предположу. Может быть, у вас есть другие версии?
А.Королев ― Есть неосведомленность, есть, скажем так, недопонимание, что «а, в страховую компанию обращаться – страховщики, они как бы откажут». Нет, этого нет. По времени может, какая-то занятость… Здесь много факторов необращения потерпевших в страховую компанию. А.Рыбальченко ― Но надо подчеркнуть, что все серьезные происшествия с жертвами, с серьезными травмами, они уже два-три года в любом случае обращаются все.
А.Королев ― Да, они имеют резонанс…
А.Рыбальченко ― Но в любом случае серьезное любое происшествия на транспорте – обращения идут. Может быть, по мелким случаям, конечно, и не заявлялось все, но крупное, конечно, проходит.
А.Дыховичный ― С учетом вот этой таблицы…
А.Королев ― Вот синяк или ушиб какой-либо – не пойду я… Не все обращаются, согласитесь. Но очень много сейчас обращений в региональной сети. «Ингосстрах» охватывает всю страну. У нас в каждом филиале есть сотрудники, которые с 13-го года есть в центральном офисе, которые работают с самого начала действия этого закона с 13-го года. Большой профессионализм. Здесь нет того, что есть затягивание… Ни одной просрочки с 13-го года в страховой компании «Ингосстрах» не было. Все выплачивается.
А.Дыховичный ― Насколько оперативно все выплачивается?
А.Королев ― По закону за вред здоровью не более 30 дней после получения последнего документа. Страховой компании, если полный пакет документов, нет необходимости затягивать – выплаты производятся сразу.
Если вред жизни и здоровью, здесь немножко увеличивается срок. Потому что на погибшего может быть насколько выгодоприобретателей, которые имеют право получения возмещения — 2 миллиона 25 тысяч рублей. Первые 30 дней – ждем обращения выгодоприобретателей, а в следующие 30 дней производятся выплаты. Опять же необязательно ждать эти 30 дней. Если полный пакет документов, то выплата производится сразу после 30 дней.
А.Дыховичный ― Если человеку срочно нужна операция и бесплатно ее не сделать, здесь можно ускорить?
А.Королев ― Здесь также законом предусмотрена предварительная выплата. Это опять же при тех случаях, когда нанесен вред жизни и тяжкий вред здоровью. Это потерпевший или его представитель обращаются в страховую компанию и в течение предоставления этих необходимых документов в течение 3-х дней компания обязана выплатить 100 тысяч рублей. Они очень часто спасают, когда необходимо произвести какие-то быстрые медицинские операции, 100 тысяч рублей, они спасают.
А.Рыбальченко ― Хочется добавить, что даже когда операции должны быть не быстрые, суммы выплат хватает, чтобы произвести профессиональное лечение, то есть использовать медицинские услуги самого высокого качества. Денег у людей может на это своих не хватать. А 2 миллиона рублей по вреду здоровью в зависимости от тяжести травм – это достаточно серьезные суммы.
А.Дыховичный ― Ну что ж, спасибо вам! Александр Рыбальченко, начальник отдела страхования пассажирских перевозок СПАО «Ингосстрах», а также Александр Королев, начальник отдела урегулирования убытков страхования транспортных операторов СПАО «Ингосстрах».
Вся пресса за 15 февраля 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Страхование ответственности перевозчиков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|