Профиль (on-line),
20 апреля 2017 г.
Реформа, которой недовольны все
1268 просмотров
Автокаско падает уже два года, но в 2017-м появляются признаки выхода из кризиса. Автоюристы побеждают страховщиков по ОСАГО, изменит ли ситуацию переход к выплате ремонтом? Рейтинг автостраховых компаний от НРА за 2016 год.
Автокаско
Автокаско наиболее остро отреагировало на ситуацию в экономике: объем премий сокращается уже второй год подряд – на 31,3 млрд рублей в 2015 году и еще на 16,6 млрд рублей – в 2016 м. По темпу падения премий этот вид стал антилидером рынка.
Причинами стали сокращение продаж новых автомобилей, повышение тарифов, а также рост лимитов по ОСАГО: осторожные водители считают, что вероятность аварии по их вине невысока, а в противоположном случае возмещения по ОСАГО будет достаточно. При этом если в 2015 году от заключения/продления договора отказались 1,4 млн страхователей, то в 2016 м – только 194 тыс.
Клиенты выбирают крупные компании: при среднем падении рынка автокаско на 8,85% объем премий у топ 20 сократился на 2,56%, а количество договоров даже немного увеличилось. Растет и концентрация: на топ 20 приходится почти 93% премий против 89% в прошлом году. Состав 20 крупнейших игроков этого сегмента изменился только в конце списка. В топ 20 вошли ООО «СО «Акцепт», ООО «СК «Европлан», ООО «Страховая компания «Кардиф». Активно развивавшее «умное страхование» ООО «СК «Независимость» («Важно. Новое страхование») в 2016 году лишилось лицензии.
Средняя премия составила 47,2 тыс. рублей против 61,8 тыс. рублей в прошлом году. Однако снижение тарифов коснулось в основном средних и мелких страховщиков: у 11 компаний из топ 20 средняя премия выросла, у 4 – осталась на прежнем уровне. Широкое распространение продуктов с франшизой оказалось полезным для обеих сторон договора: с одной стороны, это позволяет снизить стоимость полиса, с другой – уменьшить количество и сумму выплат.
Убыточность в целом по рынку продолжает сокращаться, хотя негативные ожидания страховщиков оправдались в части роста средней выплаты. Коэффициент выплат составил 57,1% (в 2015 году – 76,9%). Это произошло в основном благодаря росту тарифов в прошлом году. У 67 страховщиков из 126, занимающихся автокаско, коэффициент выплат превышает среднерыночный уровень, у 25 из них – 100% (в 2015 году таких компаний было 72 и 42 соответственно).
У большинства страховщиков из первой двадцатки убыточность ниже среднерыночных значений. Выплаты превышают премии только у АО «СГ «Уралсиб», собственники которого решили не продолжать деятельность в сегменте автокаско.
В 2017 году благодаря оживлению продаж новых автомобилей и росту кредитования физлиц ожидается рост количества договоров. Убыточность будет выше, но этот вид останется прибыльным для большинства автостраховщиков.
Топ-20 страховых компаний России по каско за 2016 год
ОСАГО
Реформа ОСАГО продолжается, но ею недовольны все, кроме автоюристов. По итогам года премии выросли на 7,2%, но уже начиная со II квартала началось замедление темпов их прироста. Количество договоров страхования сократилось в 2016 году на 1,4 млн. Изменилась система продажи полисов: с августа в «токсичных» регионах действует «единый агент» РСА. Первоначально в число «токсичных» входили только 3 региона, но их число быстро увеличилось до 16 к концу года.
Компании из топ 10 показали лучшие результаты, чем рынок в целом. Темп роста премий у них составил 8,52%, в отличие от второй десятки (+1,8%). Лидер сегмента ПАО «Росгосстрах» стремительно сокращает свое присутствие: в 2016 году заключено на 6 млн договоров меньше, рыночная доля снизилась с 35,2% до 23,5%. Остальные компании из топ 10, кроме АО СГ «Уралсиб», увеличили количество клиентов по ОСАГО.
Результатом действий ПАО «Росгосстрах» по сокращению портфеля ОСАГО стало изменение концентрации в сегменте: доля топ 20 страховщиков снизилась до 90,75% и стала меньше, чем в автокаско.
Эффект от роста тарифов закончился, и теперь страховщики наблюдают резкий рост убыточности. Начиная с I квартала темп роста выплат превышал темп роста премий, и к концу года разница составила уже 33 п.п. По итогам года коэффициент выплат по ОСАГО в среднем по рынку был 73,66% против 56,5% в прошлом году.
Объем выплат вырос на 39,7%, а средняя выплата за год увеличилась с 46,4 тыс. рублей до 64,2 тыс. рублей.
Резко усилился региональный дисбаланс. Если в начале года регионов с коэффициентом выплат более 77% было 7, то к концу года их стало 27, и в 14 из них выплаты превышали премии.
Из 72 страховщиков ОСАГО коэффициент выплат превышает 77% у 16 (в прошлом году таких было 17), в том числе у 11 – 100%. В составе топ 20 страховщиков ОСАГО таких компаний всего 2 – ПАО «Росгосстрах» и АО «СГ «Уралсиб». Лидер рынка ПАО «Росгосстрах» имеет коэффициент выплат 128,44% – максимальное значение среди компаний, не собирающихся отказываться от ОСАГО.
Борьба с автоюристами пока успеха не принесла, а повышение лимитов даже сыграло на руку «серым автоюристам»: для них появилась возможность увеличить в несколько раз размер возмещения. По данным РСА, объем страховых выплат по решению суда составил 13,14 млрд рублей (по данным ЦБ – 15,63 млрд рублей). Еще 13,16 млрд рублей выплачено в виде штрафов и прочих расходов (оплата юридических услуг, экспертиз). В итоге на судебные расходы приходится до четверти затрат на выплаты.
В 2017 году принят закон о натуральном возмещении, но оценить его эффект удастся в лучшем случае к концу года. Скорее всего, в 2017 м ОСАГО принесет убытки большинству страховщиков.
Рынок ОСАГО за последние 2 года существенно изменился. Теперь это рынок не покупателя, а продавца. Невозможность решения проблем экономическими способами приводит к отказу от убыточного бизнеса. Несколько страховщиков в добровольном порядке сдали лицензии на
ОСАГО. 2017 год станет годом принятия решений для многих других.
Топ-20 страховых компаний России по ОСАГО за 2016 год
Татьяна НИКИТИНА
Вся пресса за 20 апреля 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Рейтинги, Тенденции, Игроки, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
23 мая 2025 г.

|
|
ФедералПресс, 23 мая 2025 г.
Эксперт в области автострахования: «Мини-каско вывело рынок в плюс»

|
|
Известия онлайн, 23 мая 2025 г.
Часть прибыли с ОСАГО могут направить на общественный транспорт

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 мая 2025 г.
Спрос на страхование политических рисков растет на фоне геополитической и экономической неопределенности

|
|
РЖД-Партнер, 23 мая 2025 г.
Средства от ОСАГО могут направить на обновление общественного транспорта

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 мая 2025 г.
Marsh запускает предложение услуг по страхованию и управлению рисками центров обработки данных

|
|
ТАСС, 23 мая 2025 г.
Средства ОСАГО могут использовать на обновление общественного транспорта

|
|
ТурДом, 23 мая 2025 г.
Туристкам на поздних сроках беременности не стоит полностью полагаться на страховку

|
|
VL.ru, Владивосток, 23 мая 2025 г.
Приморье оказалось в числе самых токсичных регионов по страховым убыткам из-за автоподставщиков

|
|
Культура, 23 мая 2025 г.
Пиотровский предложил создать новую систему страхования музейных ценностей

|
|
РБК.Приморье, 23 мая 2025 г.
Полис ОСАГО за год подешевел в среднем на 2%

|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 23 мая 2025 г.
Таксистов без страховки в Новосибирске будут выявлять с помощью умных камер

|
|
ТАСС, 23 мая 2025 г.
Пиотровский предложил создать новую систему страхования музейных экспонатов

|
|
ТАСС, 23 мая 2025 г.
Путин поручил автоматизировать фиксацию несоблюдения обязательного страхования

|
|
speedme.ru, 23 мая 2025 г.
Оформить каско легко, отремонтировать — нет: китайским авто не хватает запчастей

|
|
Труд, 23 мая 2025 г.
Взбесившийся автобус

|
|
PrimaMedia, Владивосток, 23 мая 2025 г.
Антирейтинг ДТП: эти автомобили попадают в аварии чаще других

|
|
Интерфакс, 23 мая 2025 г.
США активизируют проверку работы страховщиков с программой Medicare Advantage

|
Остальные материалы за 23 мая 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|