БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск,
6 января 2009 г.
Перестрахование: придется ли пройти закалку кризисом?
1595 просмотров
Мировой финансово-экономический кризис внес изменения в работу всех без исключения организаций, деятельность которых связана с финансами. Одни понесли невосполнимые потери и разорились, другие, наоборот, воспользовались слабостью конкурентов и без особого труда захватили те рынки, вхождение на которые планировалось лишь в долгосрочной перспективе. Третьи остались «при своем», но были вынуждены в срочном порядке оптимизировать бизнес-процессы.
Естественно, эти тенденции затронули и мировой рынок перестрахования. Последствия кризиса в виде падения фондовых рынков и потери инвестиционных доходов, которые крупнейшие перестраховочные компании мира имели до его начала, заметно сказались на их деятельности. Причем к этому надо еще добавить крупные убытки, которые принесли стихийные бедствия и катастрофы 2008 года.
Повлиял ли кризис на деятельность Белорусской национальной перестраховочной организации («Belarus Re»), единственного специализированного перестраховщика в нашей стране, корреспондент журнала «Экономика Беларуси» узнал у генерального директора компании Сергея Мисюрова.
Эксперты считают, что мировой экономический кризис пока не критично отразился на показателях белорусского рынка страхования. Как Вы оцениваете результаты работы «Belarus Re» за 2008 год?
- Объективно, нас не могут не радовать показатели прошлого года, по итогам которого компания обеспечила семикратное увеличение перестраховочной премии по сравнению с 2007 годом.
Чистая прибыль «Веlагus Re» за 2008 год составила 1,3 млн евро. В целом по рискам, принятым в перестрахование, получено более 6 мл. евро, в том числе по договорам пропорционального перестрахования - 4,7 млн евро (рост 77,2%), непропорционального перестрахования - 1,4 млн евро (22,8%). В структуре страхового портфеля компании наибольший удельный вес занимают перестрахование авиационных рисков (25%), ответственности по договорам страхования «Зеленая карта» (19%), имущественных рисков (14 %), ответственности перевозчика перед таможенными органами в рамках конвенции МДП 1975 года (12%).
Общий объем принятой ответственности за 2008 год превысил 8 млрд евро. Сумма премии, переданная в ретроцессию, составила 3,4 млн евро. По указу главы государства «Belarus Re» получила из бюджета средства в уставный фонд, позволившие нарастить его в 7,1 раза с 15,5 до 110 млн евро.
Такой значительный рост капитализации позволит государственному предприятию принимать на собственное удержание больший объем ответственности. В первую очередь по рискам, страхование которых осуществляется за счет бюджетных средств, а также когда страхователями выступают государственные юридические лица.
В прошлом году «Belarus Re» выплачено около 1,6 млн евро страхового возмещения, при этом доля иностранных перестраховщиков составила 1,1 млн евро (69%).
Вы сказали, что «Belarus Re» в прошлом году оплатила убытки по страховым случаям на сумму 1,6 млн евро. Как это отразилось на финансовой устойчивости организации?
- Действительно, в 2008 году «Belarus Re» урегулировала три крупных убытка. По факту гибели в ереванском аэропорту «Звартноц» самолета CRJ-100LR авиакомпании «Белавиа», выполнявшего рейс по маршруту Ереван - Минск, было выплачено 1,96 млн долларов США.
«Belarus Re» произвела выплату в размере 245,4 тыс. долларов по страховому случаю с грузом ЗАО «Белорусская калийная компания», перевозимым судном «Trans Pacific», которое село на мель у берегов Дании.
Выплачено перестраховочное возмещение в размере 161,5 тыс. долларов США в связи с разрывом трубной секции нефтепровода «Унеча - Ровно».
Однако данные выплаты не стали серьезным испытанием для нашей компании. Мы постоянно занимаемся вопросами устойчивости и рентабельности бизнеса, повышенное внимание уделяется оптимизации структуры страхового портфеля, его защите, ну и, конечно, вопросам урегулирования убытков.
Для гарантированной защиты крупных имущественных и строительно-монтажных рисков «Belarus Re» заключила облигаторный договор с компанией «Hannover Re» с лимитом ответственности по одному риску в размере 30 млн долларов. Лидирующим перестраховщиком белорусских сертификатов «Зеленая карта» выступает «Partner Re», кроме того, участвуют такие компании, как «Munich Re», «Hannover Re», «SCOR», «Polish Re», «Aspen Insurance UK», «Everest Reinsurance)), «QBE Insurance)) и синдикаты Lloyd's.
По договорам страхования и перестрахования гражданской ответственности перевозчика перед таможенными органами в рамках Таможенной конвенции МДП 1975 года размещение происходит в синдикатах Lloyd's.
Подписано соглашение об облигаторной защите грузов Белорусской калийной компании с компанией «Fortis» (Нидерланды). В декабре 2008 года возобновлена перестраховочная защита ответственности фрахтователя в данной компании. Продолжается сотрудничество с брокерской компанией «Willis Limited» (Великобритания), которая осуществляет размещение в ретроцессию авиационных рисков белорусских авиаперевозчиков на международном рынке, включая синдикаты Lloyd's, «AIG» (США).
В структуре защиты «Belarus Re» удельный вес перестраховщиков, имеющих международный рейтинг финансовой устойчивости на уровне не ниже A, составляет 82,9%.
- Не сказались ли кризисные явления на взаимоотношениях с партнерами?
- «Belarus Re» сотрудничает с уже зарекомендовавшими себя многолетним опытом работы международными страховыми и перестраховочными компаниями. Некоторые из них я уже упоминал: это «Hannover Re», «Munich Re», «Allianz AG» (все - Германия), «SCOR» (Франция), «AIG» (США), «Vienna Insurance Group» (Австрия), «Polish Re» (Польша), синдикаты Lloyd's (Catlin, Aspen Insurance UK, Canopius, Aviation Risk Managers), а также брокерские компании «Beauchamp & Savrassov Limited», «Willis Limited», «Cooper Gay Eastern Europe», «R.L.Davison & Co Ltd» (все - Великобритания), «Filhet-Allard Maritime» (Франция) и др.
Активно развивается сотрудничество в области перестрахования с российскими компаниями: «Московское перестраховочное общество», «Ингосстрах», «Транссиб Ре», «Росно», «Лексгарант», «Военно-страховая компания», «Азиятранс Ре», «Национальная страховая группа», «Гефест», «Национальное перестраховочное общество», «Русское перестраховочное общество».
При выборе партнеров мы учитываем множество факторов: оперативность в урегулировании убытков и осуществлении выплат, андеррайтинговая политика, степень финансовой надежности компании, оперативность в котировках. Еще одним важнейшим фактором при оценке перестраховщика для нас является его репутация на рынке, сложившийся имидж, опыт работы с другими компаниями. Немалую роль играют и личные связи с руководством конкретной компании и ее специалистами. Так уж сложилось, что перестраховочный бизнес (особенно это касается взаимоотношений с нашими российскими коллегами) очень личностный и строится, прежде всего, на доверии и личных контактах. В перестраховании сначала работают с людьми, а потом с компанией.
Сумма всех вышеперечисленных факторов дает основание рассчитывать на то, что в сложных ситуациях, которые могут возникнуть, наши партнеры нас не подведут, в свою очередь, мы тоже выполняем взятые на себя обязательства.
Какие риски чаще всего перестраховывают в Беларуси? Как западные перестраховщики принимают риски из нашей страны?
- Как я уже говорил, в структуре страхового портфеля «Веlагus Re» наибольший удельный вес занимают авиационные риски, перестрахование ответственности по договорам страхования «Зеленая карта», имущественные и строительно-монтажные риски, перестрахование ответственности перевозчика перед таможенными органами в рамках конвенции МДП 1975 года.
По другим видам разброс широкий: от несчастных случаев до исполнения государственных контрактов. Есть и эксклюзивные риски, такие как страхование ответственности при запуске межконтинентальных баллистических ракет. В 2008 году «Веlагus Re» принимала участие в организации страховой защиты крупных национальных проектов, перестраховывая риски таких крупнейших компаний с иностранными инвестициями, как завод строи тельных материалов «Хенкель Баутехник», пивоваренная компания «Сябар», «Кока-Кола Бевреджиз Белоруссия», совместное предприятие «Санта-Бремор», «Принцесс Отель». Мы обеспечили перестрахование рисков таких значимых предприятий, как Мозырский нефтеперерабатывающий завод, авиакомпании «Белавиа» и «Трансавиаэкспорт», Белорусская железная дорога, Белорусский металлургический завод и др.
Помимо этого, наше предприятие обеспечивает перестрахование рисков Белорусской калийной компании - эксклюзивного поставщика калийных удобрений и ведущего мирового экспортера этой продукции.
Что касается передачи рисков западным перестраховщикам, то они к оценке белорусских рисков подходят весьма скрупулезно и даже дотошно. Оценка риска производится многогранно, на основе широкого спектра информации о нем. Нам есть чему поучиться у западных перестраховщиков, ведь их опыт, их практика имеют многовековую историю.
Накопленные знания, приобретенный опыт мы применяем при оценке принимаемых рисков как с национального, так и с зарубежных страховых рынков.
Увеличив свой уставный фонд, Белорусская национальная перестраховочная организация повысила тем самым емкость отечественного перестраховочного рынка. А получила ли «Belarus Re» адекватные предложения по размещению рисков от цедентов?
- У нас очень жесткий подход к оценке рисков, предлагаемых нерезидентами. Это связано с затруднениями в проверке предоставленных сведений об объекте страхования, не всегда досконально изученными особенностями страхового законодательства и обычаев делового оборота той или иной страны, из которой предлагается риск.
Что касается отечественных страховщиков, то их предложения за редким исключением принимаются в полном объеме. Причем часто приходится на собственное удержание принимать максимальный объем ответственности, будь то перестрахование имущества и здания Национальной библиотеки или финансовой ответственности при выдаче бюджетных ссуд, страховании экспортных поставок белорусских товаропроизводителей.
Почему же в прессе сегодня можно встретить высказывания представителей некоторых белорусских страховых организаций, в которых они ставят под сомнение необходимость существования профессионального перестраховщика. Не могли бы Вы прокомментировать сложившуюся ситуацию?
- Напомню события двухлетней давности... Тогда через механизмы перестрахования за рубеж уходило свыше 25 млрд. рублей в год. За два года работы на страховом рынке «Belarus Re» удалось уменьшить этот объем более чем вдвое. Мы смогли пресечь использование различных «серых» схем, маскирующихся под перестрахование, и тем самым принесли пользу государству, а, возможно, и помогли кому-то из «схемотехников» избежать уголовной и финансовой ответственности.
К сожалению, за сравнительно небольшой период работы на рынке нам уже приходилось на практике сталкиваться с различными ситуациями: от небрежного оформления документов, представляемых страховыми организациями, до случаев, в которых просматривались признаки страхового мошенничества. Удивительное невезение, заставившее обратить на себя внимание страховщиков, преследовало, к примеру, шестерых жителей одного из городов Брестской области. Вместе с тем все как один пострадавшие предусмотрительно застраховали себя от несчастных случаев на сумму эквивалентную 30 тыс. евро.
Специалисты нашей компании обратили внимание, что это невезение имело определенную цикличность и страхователи получали выплаты от страховщика, значительно превосходящие суммы страховых взносов. Причем некоторые из шести «невезучих» пользовались услугами врачей и, соответственно, страховой компании едва ли не ежемесячно. Службу экономической безопасности «Belarus Re» насторожили подобные совпадения, и мы обратились в правоохранительные органы. В настоящий момент собранные факты проверяются органами финансовых расследований. По этим же физическим лицам сегодня проводят проверки и правоохранители Украины.
На чужой страх и риск - такую формулировку нередко можно услышать в адрес компаний, осуществляющих свою деятельность на страховом рынке. Как стоимость перестраховочной защиты сказывается на тарифах страховых компаний и есть ли возможность ее удешевить без ущерба для качества?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо несколько слов сказать о том, как работает механизм защиты, за который потребитель платит деньги. Механизм таков: если страховая сумма солидная, то большая часть ответственности передается в перестрахование. Хотя теоретически страховая компания может застраховать этот риск самостоятельно, обсудив тарифы только со страхователем. Но потом она рискует не найти перестраховочную защиту и остаться один на один с риском. Поэтому в мире принято начинать работу по крупным договорам страхования с поиска подходящей программы перестрахования. Что касается сегодняшней ситуации, то международные страховые и перестраховочные компании уже повысили тарифы в среднем на 20%.
Белорусский перестраховочный рынок существует не сам по себе, по крупным рискам «Belarus Re» покупает защиту на международном рынке. Но мы работаем с нашими зарубежными партнерами по снижению стоимости защиты не в ущерб ее качеству. Что действительно возможно в случае, когда перестраховываются большие объемы по многим видам страхования.
К примеру, на сегодняшний день стоимость перестраховочной защиты белорусских сертификатов «Зеленая карта» удалось снизить более чем на 20%. Ежегодно нам удается понижать цену перестрахования авиационных рисков, что не может не сказываться благотворно на финансовом состоянии национальных авиаперевозчиков.
Сейчас стали очень популярны так называемые антикризисные программы. Белорусская национальная перестраховочная организация разработала свой план действий?
- В сложившихся условиях будем решать проблемы деятельности предприятия исходя из тех ресурсов, которыми мы располагаем. Для нас важно сохранить капиталы и людей — главные составляющие работы «Belarus Re». В трудный период как никогда важна слаженная работа команды проверенных опытных профессионалов с высокими человеческими качествами: она способна стать одним из гарантов успешного преодоления кризиса.
В любом случае придется уделить особое внимание управлению расходами, пересмотреть инвестиционную политику, жестче подойти к анализу принимаемых в перестрахование рисков. Мы уже оптимизировали внутреннюю структуру, подкорректировали стратегию развития, в общем, начали заранее готовиться к кризису, выстраивая бизнес-процессы, учитывающие возможное увеличение убыточности. Хотя я не думаю, что нам грозят какие-либо серьезные финансовые трудности.
Конечно, строить прогнозы - дело неблагодарное, особенно в современных, стремительно меняющихся условиях на финансовом рынке. Но все-таки, Сергей Петрович, поделитесь предположениями, каких перипетий стоит ожидать на рынке перестрахования в текущем году?
- Рынок в 2009 году будет достаточно жестким. Если из года в год никаких серьезных убытков не происходит, ставки снижаются, а рынок, как мы говорим, становится более мягким. Но в 2008 году мировой перестраховочный рынок «просел», не выдержав ударов стихий, помноженных на последствия финансового кризиса.
В текущем году некоторые серьезные игроки будут вынуждены взять тайм-аут. Возможно, что из-за крупных убытков рейтинги отдельных ведущих перестраховочных компаний будут понижены. Емкость перестраховочного рынка уменьшится.
Жесткая позиция в селекции рисков и страховщиков, которую демонстрируют ведущие игроки на рынке перестрахования, — это то, что нас ожидает в 2009 году.
Снежана МИХАЙЛОВСКАЯ, «Экономика Беларуси»
Результаты работы за 2008 год
Перестраховочная защита по рейтингу финансовой устойчивости
Перестраховочная защита: структура участников
Вся пресса за 6 января 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, За рубежом, Игроки, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|