Эксперт,
17 июля 2017 г.
Больше жизни 799 просмотров
Российский страховой рынок продолжает расти, даже несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру. При этом индустрия растет быстрее экономики страны. Официальный прогноз ЦБ РФ на 2017 год, опубликованный в докладе о денежно-кредитной политике, предполагает рост ВВП всего на 1-1,5%. А совокупные сборы страховщиков в первом квартале уже прибавили 5,2% и достигли 316,3 млрд рублей. Ожидается, что рынок не сбавит темпов роста.
Радикально изменилась структура рынка: личные виды страхования растут быстрее, продажи через банки обогнали агентские впервые за всю историю, растут онлайн-продажи, а по прибыльности нишевые страховщики показывают лучшие результаты, чем универсальные страховые компании.
Лидеры и аутсайдеры
Сегмент страхования жизни продолжает расти внушительными темпами, внося основной вклад в общий растущий тренд: +44,4% по итогам первого квартала 2017 года, согласно подсчетам Всероссийского союза страховщиков (ВСС) на основе данных Банка России. Среди растущих сегментов следует отметить другие личные виды страхования — ДМС, страхование от несчастных случаев, а также страхование имущества физлиц, которые приросли соответственно на 10,9, 6,7 и 15,6%.
Страхование жизни является лидером и по доле сборов (18,9%). Доля моторного страхования (ОСАГО и автокаско) продолжает снижаться: 36,7% по итогам 2016 года и 26,9% по итогам первого квартала 2017-го.
По прогнозам ВСС, далее страхование жизни будет демонстрировать замедление темпов прироста до 10–15% ежегодно. Первая волна спроса среднего класса почти удовлетворена, долгосрочные программы поддерживают объемы рынка, но клиентская база уже в значительной степени «освоена». Драйверами роста рынка станут другие личные виды страхования (ДМС, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование путешествующих), а также имущество физлиц). Темпы прироста этих сегментов будут составлять от 10 до 20% в год.
Объем рынка ОСАГО сократился в первом квартале 2017 года еще на 3%, сборы по автокаско тоже снизились, но на фоне роста автопродаж этот тренд может развернуться. В автокаско некоторые негативные тренды преломились еще в 2016-м. Если в первом квартале 2015 года это был один из наиболее убыточных сегментов — коэффициент выплат составлял 87,5%, то в первом квартале 2016-го коэффициент снизился до 64,9%, а по итогам прошлого года стабилизировался на уровне 57%. В первом квартале 2017 года коэффициент выплат составил 57,3%.
Основной фактор, вызвавший снижение убыточности, — отказ крупных игроков рынка от демпинга, распространение продуктов с франшизой и снижение уровня комиссионного вознаграждения. Из квартала в квартал автокаско показывало все более низкую убыточность. В 2016 году страховщики получили положительный результат по этому виду страхования. В связи с падением авторынка и доходов граждан, в 2015–2016 годах снижался и объем этого сегмента — страховщики собирали все меньше сборов. Теперь же авторынок начал расти. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за пять месяцев 2017 года объем российского авторынка увеличился на 5,1%, при этом в мае было продано на 14,7% больше машин, чем за аналогичный период 2015 года. По итогам 2017-го российский авторынок может вырасти на 10–20% и составит 1,45–1,60 млн автомобилей (оценки «Автостата»).
В сегменте ОСАГО проблемы усугубляются, продолжает нарастать убыточность: уровень выплат по итогам 2016 года составил 73%, а в первом квартале 2017 года превысил 108%.
Среди явных аутсайдеров рынка, кроме ОСАГО, пока сегмент корпоративного страхования, напрямую коррелирующий с развитием промышленности. Экономика постепенно стабилизируется, потенциально этот сегмент в третьем-четвертом квартале 2017 года может выйти на нулевой или небольшой положительный прирост.
Каналы продаж: банки вышли в лидеры
В первом квартале 2017 года также заметно изменилась по сравнению с прошлым годом структура сборов по видам продаж — прямых и посреднических. В 2016 году доля продаж через посредников составила 70,3%, а в первом квартале 2017-го — всего 60,2%. Фактор, возможно, влияющий на эту тенденцию, — рост онлайн-продаж. Уровень комиссионного вознаграждения остался на уровне прошлого года — 20,6%.
Структура сборов по каналам продаж продолжает тяготеть в сторону банкострахования. Банковский канал по итогам первого квартала превысил агентские продажи — 37,9% сборов пришлось на кредитные организации и 37,8% — на долю агентов. По прогнозу ВСС, по итогам года доля банкострахования может достичь 45% (против 35,2% в 2016-м).
Усиливается значимость онлайн-продаж: в первом квартале через интернет было продано 1,3% полисов (в объемах сборов) против 0,5% по итогам 2016 года. По е-ОСАГО результаты еще более впечатляющие — 6,3% страховых сборов пришлось на е-ОСАГО.
Новые вызовы
Концентрация на рынке продолжает усиливаться: число компаний сокращается, на долю топ-10 страховщиков приходится 70% рынка (на конец 2016 года этот показатель составлял 65%). С одной стороны, число компаний уменьшается за счет ухода с рынка финансово неустойчивых игроков. С другой стороны, сказывается эффект от усиления регулирования отрасли.
Развитию рынка будут способствовать повышение конкуренции и развитие средних и малых, региональных и нишевых страховых компаний. Улучшение конкурентной среды скажется положительно как на конечных потребителях (расширение линейки продуктов для различных клиентских сегментов, региональных рынков, повышение доступности услуг, улучшение ценовых условий, развитие сопутствующих сервисов и повышение качества обслуживания), так и на игроках рынка — в плане повышения эффективности деятельности, развития бизнеса, в том числе в регионах.
Компании, которые специализируются на определенных сегментах, например на корпоративных видах страхования, морском страховании, агростраховании, авиация и ряде других, при условии правильного построения бизнес-модели и оценки рисков демонстрируют более высокую маржинальность, чем универсальные компании, в том числе в топ-10.
Причин этому несколько. Во-первых, универсальные компании работают в том числе с ОСАГО — сегментом, который из года в год вносит свой вклад в убыточность. Нишевым страховщикам нет необходимости работать с массовыми видами страхования, развивать под них широкую филиальную сеть, нести значительные расходы на открытие офисов и нести убытки. Во-вторых, специализированные компании имеют определенные преимущества и в экспертизе в своих сегментах, и в работе с перестраховщиками (тоже часто специализирующимися на узких сегментах) — в части тарифов, например. Это позволяет специализированным компаниям показывать более высокую эффективность бизнеса с точки зрения оптимизации расходов, процессов, а также удерживать более выгодную цену для конечного потребителя.
Специализация бизнеса отлично работает, как показывает международная практика, и в рамках крупнейших корпораций. Например, американская Continental Corporation, созданная в США еще в 1853 году, специализируется на перестраховании и страховании грузов. Швейцарская Winterthur, японская Tof Fire & Marine Reinsurance и мексиканская Alianza страхуют авиационные риски. Американская компания Marsh — один из лидеров в области страхования киберрисков. По нашим оценкам, страховой бизнес в России тоже пойдет по пути четкой фокусировки на определенных нишевых видах страхования, особенно это касается средних страховщиков с накопленной экспертизой в определенных сегментах.
Сергей ЛОБАНОВ, председатель совета директоров, президент СК «АрсеналЪ»
График 1. В 2016 году страхование жизни вышло на второе место по объему собранных премий График 2. В первом квартале 2017 года произошло резкое размежевание между растущими и сжимающимися сегментами страхового рынка График 3. Налицо тренд смещения продаж страховых продуктов без посредников и через интернет
Вся пресса за 17 июля 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Тенденции, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|