В результате острой конкурентной борьбы на рынке автострахования формируются два лагеря. Одни игроки придерживаются консервативной тарифной политики, другие в погоне за увеличением доли рынка неоправданно снижают тарифы, выстраивая "пирамиды" и увеличивая риск банкротства, пишет журнал.
Эксперт,
13 июня 2005 г.
Призрак Мавроди 1240 просмотров
В результате острой конкурентной борьбы на рынке автострахования формируются два лагеря. Одни игроки придерживаются консервативной тарифной политики, другие в погоне за увеличением доли рынка неоправданно снижают тарифы, выстраивая "пирамиды" и увеличивая риск банкротства
Рынок автокаско развивается быстрыми темпами. Отчасти этот рост связан с введением ОСАГО. Но в основном это - следствие роста благосостояния граждан. Сейчас по каско в основном страхуются новые иномарки: страховка предлагается автомобилистам прямо в автосалоне, зачастую в качестве бесплатного подарка или с большой скидкой. Сегодня полисы каско приобретают почти 90% владельцев новых машин. По оценке начальника отдела маркетинга департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Игоря Александрова, в 2005-2007 годах рынок автокаско будет расти в среднем на 32% ежегодно и увеличится за этот период в 2,3 раза - с 23 млрд рублей в 2004 году до 53 млрд в 2007-м. Крупные универсальные страховщики, для которых автострахование является непременным, но не определяющим направлением бизнеса, пока в состоянии только удерживать свои доли на рынке. Ведь здесь пытается работать множество компаний, для которых выход в сегмент страхования крупного бизнеса и его имущественных интересов по объективным причинам закрыт. Поэтому они стремятся выйти на рынок личного страхования, прежде всего страхования автомобилей. Завышенные комиссионные и демпинг - едва ли не единственные возможности для страховой компании, выходящей на рынок автострахования, на нем закрепиться, и это влечет за собой появление экономически необоснованных тарифов. Количество таких компаний велико, а их активная деятельность приводит к появлению пирамидальных схем финансирования убытков от старых клиентов за счет новых. Такие обстоятельства серьезно увеличивают риск волны банкротств таких компаний на рынке автострахования.
Борьба за клиента Почему мелкие страховщики платят завышенные комиссионные? Посредник (агент или брокер), приводящий в компанию большое количество безубыточных клиентов, вправе рассчитывать на повышенную комиссию. Тут высокое вознаграждение вполне обоснованно. Но в условиях необходимости срочного привлечения новых клиентов компании способны на установление безумных комиссионных в размере 30-40% от суммы страховых сборов, лишь бы получить нового клиента. "Эта порочная практика ведет начало с девяностых годов и, к сожалению, до сих пор не изжита. По-прежнему многие страховые компании, появляющиеся на рынке, предлагают агентам явно завышенные комиссионные по каско", - отмечает Валерий Марданов, начальник отдела продуктового развития компании "Капиталљ Страхование". Демпинг в автостраховании еще более распространен. Чем ниже стоимость полиса, тем существеннее преимущество в борьбе за клиента. "Ментальность россиян пока не предполагает использование страховых механизмов защиты, они покупают машины на последние деньги, и сумма страхового взноса для многих оказывается слишком большой", - комментирует Дмитрий Климов, первый замгендиректора компании "Межрегионгарант". Крупные страховщики предлагают высокие, но экономически обоснованные тарифы, чего не скажешь о мелких компаниях. Но низкие тарифы могут быть сформированы не только по причине умышленного демпинга, но из-за обыкновенного непрофессионализма страховщика. Новая компания на рынке не обладает достаточной статистической базой для оценки тарифа. Поэтому когда страховщик предлагает застраховаться по тарифам, которые на 20-30% ниже среднерыночных, то будущее такого страховщика представляется сомнительным.
Пирамида автокаско Банкротство страховых компаний - достаточно редкое явление, но в автостраховании вероятность подобного инцидента существенно выше. Крупным универсальным страховщикам это не угрожает, а те компании, в чьем портфеле автострахование занимает существенную часть, менее устойчивы. "Как показывает опыт, ни один страховщик не смог стабильно работать, если он выходил в сектор автострахования и при этом не имел у себя в портфеле других, более устойчивых, видов страхования", - комментирует Илья Оленин, руководитель управления автострахования группы "АльфаСтрахование". Автострахование является видом с высокими затратами на ведение дела и минимальной доходностью. Конкуренция в данном сегменте очень высока, при этом зачастую она принимает форму ценовой. Задача привлечения клиентской базы становится первоочередной, а финансовая сторона дела отходит на второй план. Формирование тарифов в каско - штука сложная. Но, к сожалению, до сих пор во многих компаниях стоимость страхования определяют на глазок: "нарисуем тариф чуть меньше, чем у соседа, чтобы был конкурентоспособный, не принимая во внимание объективные показатели себестоимости", - отмечает Александр Гладышев, начальник управления автострахования страховой компании МРСС. В условиях быстрых темпов прироста клиентской базы и относительно низких или даже неадекватных тарифов начинает действовать принцип "пирамиды". Первые два-три года компания благополучно существует, пока денег от привлечения новых клиентов хватает на осуществление страховых выплат старым. Но наступает момент, когда приток новых клиентов останавливается, а платить по обязательствам приходится. Все, что получала страховая компания раньше, шло на осуществление выплат, а не на формирование резервов. При этом поток новых страховых взносов не покрывает заявленных убытков, а денежные средства взять неоткуда. Дабы обезопасить себя, страховщик начинает занижать объемы выплат или перестает платить вовсе, отказывая своим клиентам по различным причинам. Понятно, что банкротство таких компаний не заставит себя долго ждать - живут они, как правило, не больше четырех-пяти лет, правда, этого времени достаточно для обогащения владельцев. Сокращение числа компаний на рынке автострахования - процесс неизбежный. "Страховщики, ведущие недальновидную политику по отношению к тарифам и комиссиям, будут неминуемо уходить с рынка. Главное, чтобы это происходило цивилизованно и без скандалов", - говорит Михаил Кравцов, руководитель департамента автострахования "Росгосстраха". Кирилл БОБЫЛЬКОВ
Вся пресса за 13 июня 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|