РБК, газета,
10 октября 2017 г.
Доктор в эфире 1043 просмотра
Россия легализовала рынок телемедицины, и теперь страховые компании с помощью новой технологии надеются снизить убыточность своих программ по добровольному медстрахованию (ДМС).
Согласно принятому минувшим летом закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», с 2018 года врач сможет проводить дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента, корректировать его лечение, выдавать медицинские заключения, справки, рецепты в электронном виде. Дистанционное наблюдение по закону назначается после первичного очного осмотра пациента.
Наиболее развитым сегодня является рынок телемедицины в США, говорит председатель комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по страхованию от несчастных случаев и развитию страхования жизни Максим Чернин. Там дистанционное общение с врачом помогает контролировать ход назначенного ранее лечения, включая постоперационную реабилитацию на дому, упрощает выбор врача-специалиста (вместо первичного посещения терапевта). Телемедицина также востребована в экстренных случаях (советы по оказанию первой помощи), консультациях по результатам анализов. В последние годы на Западе активно развивается и применение телемедицины в области поддержания ментального здоровья, оказания дистанционной психологической помощи.
Консультации с дисконтом
Один из очевидных плюсов легализации телемедицины, о котором говорят страховые компании, - возможность снизить стоимость полиса ДМС. Приемы у врачей могут быть заменены заочными консультациями, которые дешевле личного визита к доктору. Общение врача с пациентом посредством телемедицины помогает существенно снизить и количество необоснованных визитов, лучше контролировать состояние лиц с хроническими заболеваниями, эффективнее распространять информацию о профилактике заболеваний, поясняет первый замглавы компании «ВТБ Страхование» Олег Меркулов. Впрочем, на первых порах, признают страховщики, их расходы могут даже немного вырасти: привыкая к новой услуге, клиенты могут совмещать телемедицинские консультации с классическим обращением к доктору. «Экономия на затратах, связанных с многократным посещением врачей, будет компенсирована высокой частотой обращений пациентов по телефону и другим средствам связи, необходимостью дополнительной обработки поступающей информации», - отмечают в «Ингосстрахе». По оценке Максима Чернина, телемедицина позволяет сократить количество посещений пациентом лечебно-профилактического учреждения на 30-35%. «Поскольку это в основном посещения по легким недомоганиям или повторные посещения врача, могу предположить, что включение телемедицины в ДМС-продукт позволит страховщикам сократить убыточность на 10-15%, что существенно для данного низкомаржинального вида страхования», - считает Максим Чернин.
Телемедицина станет и инструментом работы с розницей, и способом снижения заболеваемости коллективов, отмечает Наталья Харина, управляющий директор по ДМС группы «Ренессанс страхование». Чтобы услуги телемедицины активно заработали, нужны единая методическая база и прозрачность процесса. «При правильной организации чем эффективнее будет взаимодействие медучреждений, провайдера телемедицинских услуг, страховых компаний, чем дальше будет идти процесс унификации услуг, тем больше может быть снижена стоимость полиса ДМС», - отмечает председатель совета директоров Национальной медицинской компании Борис Пастухов.
Альтернатива ДМС
Страховые компании не смущает, что закон так и не разрешил ставить пациенту диагноз дистанционно. «Мы ориентируемся на общемировые тенденции: сейчас клиенты не хотят ограничиваться только возможностью получения страховой выплаты в случае проблем со здоровьем. Они ожидают от страховых компаний большего: реальной помощи или совета», - говорит зампредседателя правления по личным видам страхования СК «Эрго Жизнь» Михаил Чехонин.
Консультационные услуги даже вне закона востребованы и уже привлекали новых пациентов в онлайн, так как позволяют снять так называемый синдром тревожности или получить второе мнение по состоянию больного. В линейке эксклюзивных продуктов многих страховщиков уже несколько лет существует услуга «личный врач» или «личный педиатр». По ней врач доступен для телефонных консультаций пациента в течение 24 часов. «Этим летом мы ввели в сети наших клиник «Будь здоров» специальную опцию - снятие психологического напряжения у пациентов по телефону. Пациент может проконсультироваться с врачом по какому-либо острому состоянию. При этом врач-консультант не ставит диагноз и не назначает лечение, а рекомендует, к какому специалисту нужно обратиться, какие исследования лучше сделать, может вызвать скорую помощь в сложных ситуациях», - рассказывает замглавы «Ингосстраха» Татьяна Кайгородова.
Крупные клиники, стараясь не упустить момент и клиентов, открывают телемедицинские проекты. Так, клиника «Медси» и МТС начали совместно создавать телемедицинскую платформу для срочных консультаций по неотложным вопросам. А сеть клиник «Доктор рядом» уже привлекла с услугой телемедицины 50 тыс. новых пациентов. Увидели в телемедицине будущее крупные инвесторы - например, Сбербанк купил 80% онлайн-сервиса по поиску и записи на прием к врачам DocDoc. Страховые компании, например «ВТБ Страхование», предлагают клиентам как самостоятельные продукты для частных лиц, так и включают телемедицину в корпоративные программы ДМС.
«Можно ли считать телемедицину альтернативой ДМС? В некотором смысле да. Сервис телемедицины дает клиенту возможность проконсультироваться с врачом необходимой специализации уже через пять минут. В стране с огромной протяженностью, где не в каждом населенном пункте, к сожалению, есть терапевт, зато у большинства есть телефон с интернетом, такая услуга будет востребована», - отмечает Михаил Чехонин.
Среди других трендов - включение продуктов с телемедуслугами в качестве дополнительных опций к иным видам страхования, например к автокаско, страхованию от несчастных случаев или страхованию при выезде за рубеж. Появляются программы с телемедицинскими консультациями в зарубежных клиниках. Услуги телемедицины развиваются лавинообразно. «Когда услугу включат в полис ОМС, а это рано или поздно случится, тогда она станет массовой», - говорит Борис Пастухов.
Страховщики не ожидают, что телемедицина существенно увеличит рост продаж полисов ДМС. Впрочем, их вполне устраивает экономия на расходах, особенно в таком виде, как ДМС, - этот сегмент на 95% является корпоративным и низкомаржинальным. По оценкам Максима Чернина, рынок телемедицины в перспективе трех-пяти лет принесет компаниям порядка 20 млрд руб. сборов. По данным компании «Мобильные медицинские технологии», потенциал рынка телемедицины составляет 18 млрд руб. А руководитель проекта «Мобильный доктор» Альберт Муртазин оценивает размер сборов от продаж телемедицинских продуктов в 0,1% всего рынка ДМС, объем которого составляет 140 млрд руб.
Дарья АЛЕКСАНДРОВА
Приложение РБК+ «Страхование»
Вся пресса за 10 октября 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Добровольное медицинское страхование, Умное страхование, телематика, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 апреля 2025 г.

|
|
Москва FM, 7 апреля 2025 г.
Водители могут оформлять краткосрочные полисы ОСАГО с 7 апреля

|
|
СенатИнформ, 7 апреля 2025 г.
Страховка за ущерб от гражданских дронов может увеличиться

|
|
Деловой Петербург, 7 апреля 2025 г.
Кошелёк или жизнь

|
|
Интерфакс, 7 апреля 2025 г.
Аграрии получили более 1 млрд руб. выплат за погибший в 2024 году от града урожай

|
|
Regnum, 7 апреля 2025 г.
Путин подписал закон, запрещающий навязывать дополнительные товары и услуги

|
|
ТАСС, 7 апреля 2025 г.
Страховой рынок должен адаптироваться для оформления договоров ОСАГО на 24 часа – РСА

|
|
ПРАЙМ, 7 апреля 2025 г.
Минтранс РФ поддержал идею ЦБ увеличить минимальную страховую сумму от ущерба БАС

|
|
СаратовБизнесКонсалтинг, 7 апреля 2025 г.
В области стало больше застрахованных посевов и сельхозживотных

|
|
Парламентская газета, 7 апреля 2025 г.
Продавцам запретили навязывать дополнительные услуги

|
|
Коммерсантъ-FM, 7 апреля 2025 г.
ОСАГО живет одним днем

|
|
Финмаркет, 7 апреля 2025 г.
Автостраховщики обсуждают вариант изменения исчисления периода действия 1-дневного полиса ОСАГО

|
|
КонсультантПлюс, 7 апреля 2025 г.
Суд не взыскал штраф за отсутствие заявлений о выборе клиники

|
|
Российская газета онлайн, 7 апреля 2025 г.
Страховщики начнут продавать короткие полисы ОСАГО по часам

|
|
Известия онлайн, 7 апреля 2025 г.
В РСА указали на проблемы введения полисов ОСАГО на сутки

|
|
НовостиВолгограда.ру, 7 апреля 2025 г.
Экономист рассказал, как климат уничтожит бизнес

|
|
Autonews.ru, 7 апреля 2025 г.
Страховщики рассказали о «коротких» полисах ОСАГО. 4 главных вопроса

|
|
ТАСС, 7 апреля 2025 г.
В РФ запретили навязывать покупателям приобретение дополнительных услуг

|
Остальные материалы за 7 апреля 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|