Дело, Киев,
31 октября 2017 г.
На грани срыва: Почему медреформа может остаться лишь на бумаге 377 просмотров
19 октября Верховная Рада проголосовала за законопроект №6327, который меняет подход к системе медицины и принципам ее финансирования. А также в первом чтении приняла технический законопроект №6604 об изменениях в Бюджетный кодекс Украины. Достаточно ли этого для начала полноценной реформы в медицине и какие правки от депутатов повлияли на суть реформы, разбиралось Delo.UA
Чуть больше недели назад Верховная Рада голосовала за два законопроекта по медреформе. В частности был принят законопроект №6327 «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств».
А №6604 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно обеспечения государственных финансовых гарантий оказания медицинских услуг и лекарственных средств» был принят в первом чтении. У депутатов с момента голосования есть две недели, чтобы внести свои предложения в проект закона №6604. После этого законопроект должен пройти бюджетный комитет и быть подан в ВР.
В лучшем случае его рассмотрят 7 ноября. Самый крайний срок его рассмотрения — голосование за госбюджет 2018 года и желательно до конца 2017 года.
Если этого не случится, то реформа на следующий год будет провалена.
За что проголосовали депутаты?
Проголосованный законопроект №6327 меняет суть медицинской системы Украины. Именно этот документ создает новые правила игры для медиков и пациентов на всех уровнях медицины: экстренная помощь (резкое ухудшение состояния здоровья, сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит, почечная недостаточность, воспаление легких и т.д.), первичная помощь (семейные врачи, терапевты, педиатры), паллиативная помощь (прежде всего — адекватное обезболивание), вторичная (лечение у узких специалистов) и на третичном уровне (сложные операции и экспериментальное лечение).
Напомним, что внедрение реформы начнется с первичного звена, предположительно с 2018 года. С 2020 года Минздрав хочет реформировать всю систему медицины.
Какую реформу предлагал Минздрав?
Суть реформы — перейти от финансирования койко-места на оплату за количество предоставленных услуг врачом. Именно принцип оплаты услуг, предоставленных пациенту, уже четвертый год в Украине называю «деньги ходят за пациентом». Но как именно они должны «ходить» за нами?
В предлагаемом Минздравом законопроекте №6327 в первую очередь вводятся новые понятия для украинской медицины, необходимые для перехода на новую систему. Такие как страховой случай, страховик, тариф, государственный гарантированный пакет, поставщик медицинских услуг. Это и есть та самая основа для страховой медицины в Украине.
Следующий шаг Минздрава — создать Национальную службу здоровья, которая должна выполнять роль государственного страховщика. Принцип работы — ведомство оплачивает больницам и работающим как отдельное физлицо врачам деньги только за предоставленные услуги и лекарства.
На каждую медицинскую услугу будет введен тариф.
Простой пример формирования бюджета любого медзаведения. Если больница отчиталась, что за месяц было проведено 10 операций по тарифу в 1000 грн, то бюджет медучреждения — 10 тыс. грн. Контроль за отчетностью больниц и качеством предоставленных услуг ложится на плечи Нацслужбы здоровья.
В изначальной редакции законопроекта был прописан следующий государственный гарантированный пакет, то есть те услуги, на которые пациент может претендовать абсолютно бесплатно. Это услуги экстренной, первичной и паллиативной медицинской помощи. Услуги вторичной и третичной должны были оплачиваться государством частично.
Также Минздрав изначально предлагал ввести понятие сооплаты — совместной оплаты государства и пациента за предоставляемую услугу.
Немаловажным пунктом в предлагаемом законопроекте было и введение международных протоколов лечения.
В таком виде законопроект попал в ВР в июне. Голосование за него не было сложным, депутаты поддержали законопроект только при условии внесения пакета правок ко второму чтению. В итоге депутаты передали Минздраву 886 своих замечаний и предложений. Как рассказывает заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк, такое количество правок их ничуть не испугало, ведь оригинальных предложений в них было всего 4, но некоторые из них существенно меняли реформу.
Какие правки внесли в ЗП №6327 во втором чтении?
Первая правка от депутатов — убрать принцип сооплаты. Основной аргумент от народных избранников: «Медицина в Украине должна быть бесплатной, человек не должен за нее платить самостоятельно». Этот пункт был полностью извлечен из законопроекта.
Также депутаты настояли на расширении перечня услуг, которые бы оплачивались государством в 100% объеме. Принятый законопроект определяет, что государство гарантирует оплату услуг и лекарств, связанных с:
первичная помощь (семейные врачи, терапевты, педиатры); экстренная помощь (резкое ухудшение состояния здоровья, сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит, почечная недостаточность, воспаление легких и т.д.); паллиативная помощь (прежде всего — адекватное обезболивание); лечение у узких специалистов (вторичка и третичка) по направлению семейного врача и плановое лечение в рамках программы медицинских гарантий.
Так депутаты настояли на том, чтобы практически вся медицина была бесплатной для населения. Но не стоит забывать, что госбюджет на медицину не может покрыть все медуслуги на всех уровнях для всего населения. Поэтому количество этих услуг будет четко регулироваться государством.
К примеру, государство может заказать у больниц и оплатить только 100 пересадок почек, то есть сделать 101 операцию больницы не сможет. Пациенты должны будут стоять в очереди до следующего года. Или не ждать своей очереди на бесплатную пересадку и выбрать любой другой формат лечения. Уехать лечиться заграницу или лечиться у частников за свои деньги.
Из-за ухода от принципа сооплаты, пациенты, которые обращаются в частные клиники, не смогут получить из госбюджета даже частично компенсацию за свое лечение. В теории, частная клиника может заключить договор с Нацслужбой здоровья, однако в реальности ни одна частная клиника не согласится на уровень оплаты, предлагаемой государством.
Количество услуг на всех уровнях медицины Минздрав каждый год будет определять в ручном порядке, и он напрямую будет зависеть от объема госбюджета на медицину.
Также депутаты отказались от международных протоколов, опираясь на то, что в Украине действуют свои протоколы лечения. В свою очередь Минздрав предвидел такое развитие ситуаций и продумал запасной план. «Хоть международные протоколы и были вычеркнуты из законопроекта, мы введем их через подзаконные акты», — рассказал в интервью Delo.UA заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк.
Еще одна правка — урезание контрольных функций Нацслужбы здоровья. По сути за новым ведомством остается право следить только за количеством заказанных услуг и их оплатой. Также вводится контроль, собственно, за государственным страховиком. А вот контроль за качеством медицинских услуг передается Минздраву.
Почему без ЗП №6604 нет реформы?
Рассмотренный выше законопроект №6327 определяет, как будет работать медицинская система, и определяет общие принципы ее финансирования. Но никак не меняет ее систему финансирования. Как раз за эту часть отвечает второй законопроект под номером 6604, который вносит правки в Бюджетный кодекс Украины.
Отметим, что это уже второй поданный документ. Предыдущий №6329 был завален на первом голосовании по медреформе. Почти сразу Минздрав подал новый №6604, который и был проголосован в первом чтении, и снова с правками депутатов.
Что меняет законопроект? Для понимания предлагаемых изменений в Бюджетный кодекс необходимо знать, как сейчас финансируется медицина. А происходит это следующим образом. Уже третий год подряд медицинские расходы на экстренную, первичную, вторичную и третичную медицину идут через местные субвенции. Каждый регион получает финансирование в зависимости от количества жителей в нем. После местные власти распределяют их по больницам, в зависимости от коечного фонда больницы или приписанного в ней населения.
После реформы функции распределения бюджетных денег по больницам станет выполнять Национальная служба здоровья, а объем финансирования будет формироваться по количеству предоставленных услуг. Поэтому в бюджете должна появиться строка, которая предполагала бы финансирование как работы самого ведомства, так и деньги на медуслуги.
Этот принцип должен быть введен на стартовом этапе на первичном уровне (семейная медицина). Поэтому уже в проекте госбюджета на 2018 год заложены деньги под создание Нацслужбы и финансирование первичной помощи через ведомство. Все остальные деньги (на вторичную и третичную медицину) должны, как и раньше, финансироваться через субвенции.
Касательно этого механизма депутаты подали правку. Она заключается в том, чтобы оставить больницам и врачам первичной помощи субвенции в небольших количествах наряду с финансирование через Нацслужбу. По мнению народных избранников, такой механизм смягчит переход от одной системы финансирования к другой. По сути с 2018 года по 2020 у больниц останется выбор — работать с Нацслужбой здоровья или остаться на субвенциях. Но в Минздраве уже отмечают, что денег на субвенцию для первички в 2018 будет заложено на минимальном уровне, так, чтобы хватило на содержание больниц. А через 2 года после старта реформы эта статья расходов пропадает вовсе.
Еще одна депутатская правка перекочует в данный ЗП с альтернативного документа №6604-1 авторства Виктора Пинзеника. «Правка заключается в том, что в тариф на медицинскую услугу будут входить и коммунальные платежи. Государство прекратит оплачивать коммуналку за коммунальные больницы, они будут делать это самостоятельно из полученного бюджета. Это относится и ко всем расходным материалам для больницы, которые сейчас оплачиваются из местных субвенций», — рассказывает Павел Ковтонюк.
Но напомним, что это далеко не последние правки в законопроект, и «сражение» за №6604, а так и за судьбу всей реформы, еще предстоит.
Юлия МАРТЫНЕНКО, журналист
Вся пресса за 31 октября 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Страховое право, За рубежом
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
|
Татар-информ, Казань, 25 декабря 2024 г.
Уфимцев: Для безаварийных водителей появится допскидка по ОСАГО за счет хорошего КБМ
|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 25 декабря 2024 г.
Цена ОСАГО в 2025 году вырастет в среднем на 9%
|
|
Версия, 25 декабря 2024 г.
«Азимут» обвинили в умышленном поджоге SSJ100 в Турции ради получения страховки
|
|
РИА Новости-Крым, 25 декабря 2024 г.
Группа мошенников в Крыму провернула аферы с автостраховками на 5 млн
|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 25 декабря 2024 г.
В Башкирии семейную пару обвиняют в афере со страховыми выплатами
|
|
Деловой Петербург, 25 декабря 2024 г.
Добавить ценность: что обеспечивает рост региональных страховых компаний
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 25 декабря 2024 г.
Эксперт: ОСАГО и КАСКО для нижегородцев станут немного дороже
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|