Право.Ru,
21 ноября 2017 г.
Неверные сведения в страховом договоре: когда в них виноват страховщик 1230 просмотров
Клиент, заключая страховой договор, указал неверные сведения о месте эксплуатации своей машины. Ссылаясь на это обстоятельство, страховщик попытался признать соглашение недействительным и не выплачивать возмещение за аварию автовладельцу. Однако страхователь в ответ заявил, что ошибка произошла по вине страховой фирмы. В этом запутанном деле пришлось разбираться Верховному суду.
У страховщика есть право, а не обязанность проверять сведения, полученные от своего клиента, рассказывает юрист АК «Павлова и партнеры» Надежда Попова, так что отсутствие такой проверки со стороны компании не может ставиться в вину страховщику и освобождать страхователя от ответственности за сообщение ложных и «неполных» сведений, подчеркивает эксперт. Несмотря на это, судебная практика по ОСАГО такова, что при рассмотрении подобных исков суду надо установить, хотел ли клиент умышленно обмануть страховщика при заключении страхового соглашения, поясняет юрист.
Ошибочные сведения приводят в суд
Так и произошло в деле автолюбительницы из Мурманска. В 2016 году Анна Королева* решила застраховать свою автогражданскую ответственность в СК «Согласие». Автовладелец заполнила заявление на заключение договора страхования и отдала все необходимые документы, включая паспорт своей машины «Тойота», страховому агенту. Работник «Согласия» сам заполнил документ на основе полученных данных от клиента и выдал полис ОСАГО Королевой. Весной того же года автолюбитель попала в аварию, которая произошла по вине водителя другой машины на одной из улиц Мурманска. Владелец иномарки обратилась в «Согласие» с просьбой выплатить ей страховку за ущерб от ДТП. Страховщик перечислил своему клиенту 19 900 руб. Однако Королева посчитала, что эта сумма возмещения занижена. Собственник «Тойоты» заказала независимую экспертизу, которая показала, что реальная стоимость восстановительного ремонта – 37 800 руб. Тогда автовладелец снова пошла в «Согласие» и потребовала доплатить ей недостающую сумму, но страховщик отказался это делать.
После этого Королева решила взыскать деньги с компании в судебном порядке – в общей сложности 54 600 руб. с учетом компенсации морального вреда и штрафа за отказ в добровольной выплате. А страховщик в ответ заявил встречный иск, попросив признать страховое соглашение с клиентом недействительным. На судебном заседании представитель «Согласия» пояснил, что владелец «Тойоты» обманула их при заключении договора страхования. По словам страховщика, Королева сообщила, что проживает в Ленинградской области и собирается ездить на машине в этом регионе, а не в Мурманске. В ответ на такой довод страхователь пояснила, что она лично не заполняла спорное соглашение, но передала страховому агенту документы, в которых указана ее прописка в Мурманске. Тем не менее две инстанции поверили «Согласию», признали договор страхования недействительным, а в иске Королевой отказали (дела № 2-9002/2016 и № 33-93/2017 (33-4279/2016;)).
ВС обнаружил целый ряд ошибок
Тогда собственник «Тойоты» обжаловала акты нижестоящих судов в Верховный суд. ВС пояснил, что в спорной ситуации договор можно признать недействительным, если будет подтвержден умышленный обман со стороны клиента. При этом доказать умысел потребителя должна страховая компания, подчеркнул ВС. Кроме того, судьи ВС отметили, что «Согласие» как профессиональный страховщик должен сам уточнять достоверность полученных сведений от клиента.
Что не учли нижестоящие суды в этом деле:
1) Не доказано, что страхователь хотел умшленно ввести в заблуждение страховщика. ВС считает, что умысел клиента в таком случае должен доказать именно страховщик.
2) Бремя истребования и сбора информации о страховом риске при заключении страхового соглашения лежит на страховщике.
3) Страховщик уплатил страхователю часть страхового возмещения.
Источник: решение Верховного суда по делу № 34-КП7-8
Судебная коллегия по гражданским делам ВС обратила внимание на то, что компания выдала полис Королевой и даже частично выплатила страховое возмещение, а о недействительности договора заявила лишь после иска страхователя (дело № 34-КП7-8). Ссылаясь на перечисленные обстоятельства, «тройка» судей под председательством Вячеслава Горшкова отменила акты нижестоящих инстанций и отправила дело на новое рассмотрение обратно в апелляцию (прим. ред. – пока не рассмотрено).
Адвокат ЮГ «Яковлев и Партнеры» Анна Бойцова уверена, что в этом споре страховая компания использовала механизм встречного иска, чтобы избежать ответственности за неполную выплату возмещения. Эксперт замечает, что нижестоящие инстанции подошли к изучению обстоятельств дела достаточно формально: «Они не оценили тот факт, что клиент не заполняла заявление собственноручно, а в переданных страховому агенту документах указана ее регистрация в Мурманске». Попова поясняет: если страховщик в суде требует признать договор недействительным на том основании, что ему представили заведомо ложные сведения, то компания должна доказать умысел страхователя. Кроме того, суду надо оценить, действительно ли ошибочные сведения о клиенте являются существенными для наступления страхового случая по договору.
Таким образом, из этого решения ВС можно сделать вывод о том, что просто факт указания недостоверных сведений о регионе использования авто еще не влечет недействительность договора страхования, резюмирует Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».
• имена и фамилии участников процесса изменены редакцией
Алексей МАЛАХОВСКИЙ
Вся пресса за 21 ноября 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
ГТРК Мордовия, 29 ноября 2024 г.
Суд признал троих граждан региона виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования в крупном размере
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент Азербайджана утвердил поправки в закон «О медицинском страховании»
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|