Президент Всероссийского союза страховщиков, депутат Александр Коваль рассказал о предложенном им проекте поправок в закон об ОСАГО, согласно которому Российский союз автостраховщиков наделяется правом выплачивать компенсации автовладельцам, застрахованным в разорившихся компаниях, не дожидаясь окончания процедуры банкротства.
ПРАЙМ,
28 июня 2005 г.
Интервью депутата Государственной Думы, президента Всероссийского союза страховщиков Александра Коваля агентству ПРАЙМ-ТАСС 856 просмотров
Вопрос: Поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, подготовленные Вами и депутатом А.Шевелевым, были внесены в Госдуму в декабре 2004 г. Однако законопроект до сих пор не рассмотрен в 1-м чтении. С чем связана такая ситуация? Ответ: По регламенту Госдумы для рассмотрения законопроекта в 1-м чтении требуется официальный отзыв правительства. Хотя есть прецеденты, когда это происходило и без него. Но предложенный нами законопроект очень важен и предложенные поправки достаточно объемные. И мы ждали отзыва правительства, чтобы не произошла такая ситуация, когда при рассмотрении документа на заседании Госдумы представитель правительства выступил бы и сказал, "что нет отзыва правительства, давайте перенесем рассмотрение законопроекта". Сейчас у меня есть отзыв правительства, хотя в Думу он официально еще не поступил. Однако все согласования на документе уже есть, и в этом варианте он и поступит в Госдуму.
Вопрос: Как я понимаю, в своем отзыве правительство не поддерживает принятие вашего законопроекта? Ответ: В отзыве действительно написано, что правительство не поддерживает принятие законопроекта. Но если внимательно прочитать этот документ, то это отнюдь неочевидно. Я посмотрел отзыв по пунктам, и нигде нет ни одного слова, что правительство не поддерживает концепцию закона. Все замечания, которые указаны в отзыве, концепцию не затрагивают, половина из них говорит о том, что следует что-то уточнить или привести в соответствие с чем-нибудь. И, на мой взгляд, нет никакой проблемы в том, чтобы внести необходимые изменения и уточнения. Эти шаги как раз предполагает процедура второго чтения.
Вопрос: Вы считаете, что замечания правительства не носят глобальный характер? Ответ: Те основополагающие принципы, которые предложены в законопроекте, в отзыве не затрагиваются, поэтому, собственно говоря, и удивляет такой отзыв.
Вопрос: Расскажите более подробно о сути, предложенных Вами поправок. Ответ: При подготовке законопроекта мы исходили из предложений Российского союза автостраховщиков, многочисленных писем и заявлений, которые поступали в Думу, а также критических публикаций в СМИ. Вот на основе этого и были написаны поправки. Основная цель законопроекта - исходя из почти 2-х летнего опыта работы закона об ОСАГО, исправить те недочеты, которые выявились. Во многом законопроект направлен на то, чтобы облегчить жизнь пострадавшему и страхователю. Законопроектом также предполагается увеличить страховые суммы за счет отказа от подлимитов на одного пострадавшего. Сейчас существует ограничение на общий размер выплат по имуществу и по жизни на всех пострадавших /160 тыс руб и 240 тыс руб соответственно/ и на каждого пострадавшего /120 тыс руб и 160 тыс руб соответственно/. Мы предлагаем установить страховые суммы на каждого потерпевшего в размере 160 тыс руб при причинении вреда имуществу и 240 тыс руб при причинении вреда жизни. В настоящее время при ДТП с большим числом пострадавшим, люди могут вообще оказаться без выплат: если человек попал в больницу и не успел прийти, а общий лимит исчерпан, то ему ничего не заплатят. Хотел бы особо подчеркнуть, что правительство с этим предложением не спорит.
Вопрос: Не секрет, что убыточность по "железу" сейчас растет и приближается у некоторых компаний к 100 проц. Не приведет ли отказ от подлимитов по страхованию имущества к тому, что страховщики не смогут выполнить свои обязательства? Ответ: Законопроект был внесен в Госдуму полгода назад, а готовился еще раньше. Естественно мы пользовались статистикой на основании реализации ОСАГО года с небольшим и на тот момент тенденции и финансовые показатели страховщиков позволяли совершенно спокойно сделать вывод, что средств хватит. Сегодня выплаты лавинообразно нарастают, и, видимо, эта норма будет подлежать корректировке. Хотя, наверно, все-таки при ее введении катастрофы не будет, поскольку случаи ДТП с большим количеством участников достаточно редки.
Вопрос: Вы предлагаете ввести повышенные требования к уставному капиталу страховщиков по ОСАГО. Однако, как показывает практика, размер уставного капитала не является гарантией надежности страховщика. Например, у страховой компании "АВЕСТ" уставный капитал составлял 500 млн руб, а денег на страховые выплат нет. Ответ: Мы вводим такое требование, но дальше профобъединение страховщиков и Росстрахнадзор должны смотреть, чтобы уставный капитал не был дутым, чтобы он не был оплачен векселями и другими неликвидными активами.
Вопрос: Правительство сделало замечание, что требования к уставному капиталу должны быть прописаны в законе "Об организации страхового дела в РФ". Ответ: В законе "Об организации страхового дела в РФ" и в Гражданском кодексе есть положения о том, что обязательные виды страхования регулируются отдельным законом. Так вот у нас есть закон об ОСАГО и, на мой взгляд, нет никаких противоречий в том, что мы вводим в нем специальные требования для страховщиков.
Вопрос: Правительство также возражает против решения споров между страховщиками третейским судом, образуемым профобъединением страховщиков. Ответ: Действительно, мы сделали попытку решать третейским судом те проблемы, которые возникают внутри РСА между страховыми компаниями. Это одно из требований к саморегулированию. У нас закона о саморегулировании пока нет, но по факту Российский союз автостраховщиков является саморегулируемой организацией /СРО/. Все атрибуты СРО у него есть, кроме одного, оно не называется СРО. В предложенной нами статье написано, что споры страховых организаций и потерпевших решаются судом. Это было, и это не отменяется. На мой взгляд, это замечание правительства не носит концептуальный характер. Давайте подождем, когда будет принят закон о саморегулировании и приведем эти нормы в соответствие с ним.
Вопрос: Законопроект предполагает создание фонда превентивных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, однако правительство не поддерживает это предложение. Ответ: Хотелось бы отметить, что у нас это уже есть. Речь идет о фонде ЧАДЭ /Человек-Автомобиль-Дорога-Экология/, который финансируется за счет средств страховщиков.
Вопрос: А зачем тогда потребовалось внесение отдельной нормы в закон? Ответ: А вопрос налогообложения? Нет упоминания в законе, и отчисления подпадают под налогообложение. Безусловно, наличие записи в законе не означает автоматического решение вопроса налогообложения. Просто дальше логически следует внесение поправок в Налоговый кодекс. Везде в мире эти нормы применяются. Одна из главных задач закона об ОСАГО - повышение безопасности на дорогах, однако, для ее решения должны проводиться организационно-технические мероприятия. А не только осуществляться контроль выполнения обязанности по страхованию, и использоваться система экономических стимулов к безопасной езде /бонус-малус/. Страховщики должны иметь возможность, накапливая статистику, решать какие-то вопросы. Например, выявляются места, где часто происходят ДТП, и там необходимо устанавливать светофоры. Страховщики в данном случае не возражают, поскольку проведение подобных мероприятий сохранит и жизни людям и им деньги.
Вопрос: Идет ли в поправках речь о размере финансирования на эти цели? Ответ: Мы в законопроекте о финансировании ничего не говорим, мы говорим о том, что страховщики вправе формировать такие фонды превентивных мероприятий. Понимая, что система безопасности дорожного движения хотя и существует, но значительных результатов она не приносит.
Вопрос: В законопроекте предпринята попытка внедрить в России элементы европейского протокола, когда потерпевший может обратиться в свою страховую компанию? Ответ: Да, это действительно есть, и правительство против этого не возражает. В случае причинения ущерба только одному автомобилю и при условии согласия сторон, урегулирования претензий может происходить без обращения в органы милиции. Ущерб при этом должен составлять до 4 тыс руб. Хотя я не говорю, что эта сумма точно определена, это процесс обсуждения. Это, на наш взгляд, средняя сумма, при которой, если нет претензий, то водители могли бы сами разъехаться. Об этом говорят все и страховщики, и водители, и ГАИ, и даже мэр Москвы. Это всем понятно. Также понято, что страхователю проще не искать страховую компанию причинителя вреда, а обратится в ту компанию, в которой он сам застрахован. В наших поправках заложена многовариантность, когда пострадавший может обратиться и к своему страховщику, и к страховщику причинителя вреда и предъявить им требования. Кроме того, бремя собирания документов и посылания запросов мы перекладываем на страховщика. Период становления рынка уже прошел, наработан опыт и технически и технологически страховщики это могут делать.
Вопрос: Предлагается распространить компенсационные выплаты на вред, причиненный имуществу. Понятно, что в этом случае все битые машины будут предъявляться к оплате, как пострадавшие в ДТП со скрывшимся виновником. Как страховщики будут бороться с мошенничеством? Ответ: Я абсолютно согласен с тем, что такие нормы вводить сразу нельзя. А вот через несколько лет можно. Должна быть сформирована соответствующая база, и тогда мошенников будет легко выявлять. Хотя момент конечно спорный, и я готов уточнять это положение. Дело в том, что страховщики накапливают опыт и формируют базу медленнее, чем растет мошенничество.
Вопрос: Какие варианты продвижения законопроекта возможны с учетом отрицательного отзыва правительства? Ответ: Возможны два варианта. Первый - с учетом замечаний правительства доработать законопроект, уточнить спорные моменты и внести его заново в Думу. В этом случае снова придется ждать отзыва правительства, понятно, что это уже будет не полгода, но все равно довольно продолжительный период времени. Второй вариант - вынести законопроект на заседание Госдумы при отрицательном отзыве правительства. Тогда в ходе заседания выступает автор законопроекта, представляется позиция комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам и позиция правительства, а депутаты вправе принять любое решение, в том числе, принять законопроект в 1-м чтении. При таком раскладе замечания правительства могут быть учтены ко второму чтению.
Вопрос: По какому пути Вы пойдете? Ответ: Мы пойдем по второму пути.
Вопрос: В какие сроки может быть тогда рассмотрен законопроект? Ответ: Мне сложно сказать, но через неделю-две можно будет обсудить его на комитете, и тогда законопроект может быть рассмотрен в 1-м чтении до конца весенней сессии.
Вопрос: Ранее Вы заявляли о том, что встречались с депутатами и разъясняли положения законопроекта. Как они относились к нему? Ответ: В тех фракциях, где я был, все было поддержано полностью. Это связано с тем, что практически каждый депутат на встречах с избирателями сталкивался с проблемами реализации закона об ОСАГО. Хотя были предложения, которые не нашли отражения в законопроекте. Все депутаты, например, говорили о полисе выходного дня. Мы попытались посчитать его стоимость. С учетом праздников и части пятницы и понедельника получилось, что это полис на 120 дней и его стоимость примерна будет равна стоимости полиса на полгода, если не дороже.
Вся пресса за 28 июня 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
ГТРК Мордовия, 29 ноября 2024 г.
Суд признал троих граждан региона виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования в крупном размере
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент Азербайджана утвердил поправки в закон «О медицинском страховании»
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|