Афанасий-биржа, Тверь,
26 января 2018 г.
ОСАГО: мошенники и помощники 1280 просмотров
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) — одна из самых обсуждаемых в обществе тем. Ничего удивительного — ведь автолюбителей в России с каждым годом становится все больше. Впрочем, как и мошенников. Эксперты констатируют: за год в стране возросло количество мошеннических преступлений в области страхования на 158,4%. Больше всего криминализирован рынок ОСАГО. О рисках, с которыми могут столкнуться автовладельцы, мы беседуем с управляющим Отделением Тверь ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Николаем Алексеевичем Комаровым.
— Николай Алексеевич, известно, что за прошлый год страховщики продали более 6 млн электронных полисов ОСАГО. Это в разы больше показателя объема продаж за предшествующие полтора года. Что это — следствие введения обязательного порядка продаж электронных полисов?
— Разумеется. С 1 января 2017 года все страховые компании, продающие полисы ОСАГО, обязаны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов и — по желанию клиента — заключать договоры в электронном виде. Электронное ОСАГО введено для защиты от недобросовестных посредников (так называемых уличных брокеров) и для удобства клиентов — чтобы автовладелец мог оформить полис, не выходя из дома. Соблюдение страховщиками требований по бесперебойным продажам электронных полисов осуществляет Банк России. Сейчас в день продается по несколько десятков тысяч е-полисов.
Конечно, есть и проблемы. Некоторые автовладельцы недостаточно хорошо владеют компьютером, другие не хотят тратить время на оформление полиса и связанное с ним сканирование различных документов, третьи сталкиваются с проблемами загрузки данных на сайте, постоянным обновлением страницы, где требуется снова и снова вводить данные. А бывает и так, что автовладелец получает необоснованный отказ в продаже такой страховки или перенаправление на сайт замещающего страховщика. Именно с этим связан довольно высокий процент недовольных ситуацией с оформлением е-ОСАГО.
И у первых, и у вторых, и у третьих есть два пути — либо пойти проторенной дорожкой в офис страховой компании и оформить полис по старинке, либо обратиться к «помощникам», настойчиво предлагающим свои посреднические услуги, на другом сайте. В первом варианте, разумеется, нет ничего плохого, но второй чреват серьезными неприятностями.
— Чем именно рискуют автовладельцы, которые обращаются к посредникам?
— Недавно появилась такая информация: до 10% проданных в этом году электронных полисов ОСАГО могут содержать недостоверные данные. Электронные продажи повысили доступность этого вида страхования, но как только они стали массовыми, ими заинтересовались мошенники. Недавно Банк России выявил новый вид мошенничества. Схема на редкость проста, но работает исправно. Мошенники намеренно подают страховщикам недостоверные сведения о водителе и автомобиле, чтобы уменьшить стоимость полиса. Например, завышают стаж вождения и занижают мощность двигателя. Чаще всего занижают территориальный коэффициент (например, регионом проживания вместо Москвы, где коэффициент к цене полиса 2, указывают Крым или Чечню, где коэффициент 0,6). На свой электронный адрес они получают от страховой компании полис, меняют его с помощью графического редактора и отдают водителю в распечатанном виде уже по другой, гораздо более высокой цене. При этом клиент не подозревает, что его данные указаны неверно.
У страхователя с таким полисом могут возникнуть проблемы при наступлении страхового случая, когда будет обнаружено несоответствие данных, внесенных при оформлении ОСАГО. В случае аварии, если виновником окажется покупатель такого полиса, выплаты пострадавшим он вынужден будет делать самостоятельно, ведь его полис недействителен.
— Вы сказали: Банк России выявил этот вид мошенничества. А что мегарегулятор предпринимает для пресечения деятельности злоумышленников?
— Банк России совместно с представителями страхового сообщества разрабатывает комплекс технологических и нормативных мер, направленных на предотвращение подобных проявлений. Среди возможных средств борьбы с ними — создание единой базы ГИБДД, имеющей объединенный интерфейс с базой РСА. Если это будет сделано, то при оформлении полиса е-ОСАГО запрос подтверждения данных об автомобиле автоматически уйдет в базу ГИБДД. Еще одно предложение — разрешить страховой компании расторгать в одностороннем порядке договоры, составленные с явными нарушениями, в частности, с недостоверными данными. Для справки: в настоящее время страховщик не имеет права отказать в заключении договора в момент продажи электронного полиса (в отличие от бумажного), только через суд.
Президиум Всероссийского союза страховщиков (ВСС) утвердил форму ежеквартальной отчетности по мошенничеству, которую страховые компании обязаны сдавать. Впервые такой документ страховщики сдали за III квартал 2017 г. Отчетность по мошенничеству представляет собой информацию о частоте обращений страховщиков в полицию, о количестве возбужденных уголовных дел, отказах в возбуждении, а также о количестве дел, находящихся на рассмотрении. Сюда же входят сведения о фальсификации документов страхователями. Отчетность страховщиков о мошенничестве направляется в ЦБ РФ, Минфин и правоохранительные органы. Эти данные станут основой для создания внутренних базовых стандартов борьбы с мошенничеством.
— А как автовладельцам уберечься от таких мошенников?
— Что касается автовладельцев, то, во-первых, напомню всем, что посредничество в электронном ОСАГО запрещено. Если страхователь все же обратился к посредникам и купил полис у них, ему обязательно следует самостоятельно проверить приобретенный документ по базе Российского союза автостраховщиков (на сайте РСА) на предмет подлинности и соответствия действительности указанных в нем данных. Если в ходе такой проверки будут обнаружены признаки мошенничества со стороны посредников (либо страховщика), необходимо сразу обратиться в полицию с соответствующим заявлением. Кроме того, надо представить все платежные документы, подтверждающие, что полис приобретен у конкретного лица.
— А ведь есть еще и фишинговые сайты-клоны…
— Фишинг — еще один распространенный вид мошенничества в сфере ОСАГО: мошенники создают сайты-клоны ресурсов крупных страховых компаний. Фальшивые сайты обычно имеют очень схожий с оригиналом дизайн, могут предоставлять возможность оформить полис онлайн и оплатить его на сайте. Даже название страницы очень похоже на подлинный сайт страховщика — но лишь похоже… Желающие купить полис заходят на сайт, заполняют анкету, оплачивают «покупку», — и в лучшем случае получают очевидную подделку.
Напомню: такие же ресурсы есть и в сфере микрофинансовых организаций. Банк России уже рассылал по страховщикам и МФО письма с просьбой информировать регулятора об обнаружении мошеннических сайтов. Чтобы избежать обмана, следует оформлять е-ОСАГО только на официальном сайте страховой компании, продающей электронные полисы. Чтобы узнать правильный адрес сайта страховщика, нужно использовать список на сайте РСА в разделе «Электронный полис ОСАГО». Рекомендуется внимательно проверять соответствие адреса сайта официальному сайту страховой компании, а также изменение этого адреса при переходе на новые страницы сайта. Одним из признаков сайта-клона может считаться предложение оплатить полис ОСАГО через сервис электронных кошельков. Если вы все-таки стали жертвой обмана, следует обратиться в правоохранительные органы.
Вся пресса за 26 января 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое мошенничество, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 декабря 2024 г.
|
|
РБК (RBC.ru), 25 декабря 2024 г.
Страховщики предложили отпустить цены на ОСАГО
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Страховщики предложили расширить тарифы по ОСАГО
|
|
Известия, 25 декабря 2024 г.
«Нужно полностью отпустить цену ОСАГО»
|
24 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Благоприятные условия на рынке страхования авиаперевозок, вероятно, сохранятся в 2025 году
|
|
Нижегородские новости, 24 декабря 2024 г.
Житель Нижнего Новгорода возместил убытки страховой компании
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
В Красноярске задержали банду серийных страховых мошенников
|
|
Report.Az, Баку, 24 декабря 2024 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 10% за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Страховщики Европы рискуют снизить коэффициент платежеспособности на 100 пунктов из-за геополитического шока
|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 24 декабря 2024 г.
Парламентарии приняли поправки в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
|
|
Ингушетия, Назрань, 24 декабря 2024 г.
В Ингушетии расследуют мошенничество со страхованием жизни на 30 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 24 декабря 2024 г.
Медицинская помощь и консультации для россиян могут стать доступнее
|
|
genproc.gov.ru, 24 декабря 2024 г.
Прокуратура Республики Ингушетия направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования жизни человека
|
|
korins.ru, 24 декабря 2024 г.
НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества
|
|
Финмаркет, 24 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества юрлиц увеличились на 10,6% за 9 месяцев, выплаты выросли в 2,5 раза
|
|
Рязанские ведомости, 24 декабря 2024 г.
Рязанцам разъясняют, как путешественнику без суда решить спор со страховой организацией
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|