Эхо Москвы,
1 февраля 2018 г.
Фактор риска. Автострахование – итоги прошедшего года и прогнозы на 2018 520 просмотров
В гостях: Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах». Ведущий: Алексей Дыховичный
А. Дыховичный ― 11 часов 8 минут в столице. Добрый день, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы». У микрофона Алексей Дыховичный. Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах», у нас в гостях. Виталий Игоревич, добрый день!
В. Княгиничев ― Здравствуйте!
А. Дыховичный ― Мы говорим об автостраховании: ОСАГО, немного о КАСКО. Какова ситуация сейчас с продажами полисов? Ходят даже не слухи, а есть информация, что всё плохо, всё пропало.
В. Княгиничев ― Если мы говорим об ОСАГО, действительно, этот вид страхования находится в кризисе уже достаточно продолжительное время. И пока положительных сдвигов нет. Но, по крайней мере, планы, которые мы имеем, которые фактически уже согласованы с Центральным банком и Минфином, позволяют надеяться на какую-то перспективу выхода из этого кризиса.
А. Дыховичный ― В чем заключается кризис? Первое — это продажи, количество проданных полисов. Каковы здесь цифры?
В. Княгиничев ― Количество проданных полисов — в среднем по рынку продажи упали не так много, на 3% всего лишь. При этом выплаты выросли на 13%. Но нужно отметить, что уже прошлый год был ознаменован как раз тем фактом, что мы фактически потеряли нашего лидера Огромная компанию «Росгосстрах», которая занимала в какие-то годы 35-40% рынка, фактически снизила свою долю до 16%. Продажи этой компании упали на 42%.
А. Дыховичный ― Но компанию пока не потеряли?
В. Княгиничев ― Она находится в процессе оздоровления. Но факт остается фактом, что он сократили свои продажи…
А. Дыховичный ― И свои лидерские позиции.
В. Княгиничев ― И заявляют, что будут сокращать дальше. Я думаю, что в 2018 году мы увидим другого лидера. Это один из факторов, которые свидетельствуют о том, что эту компанию подвела, действительно, ОСАГО. И это говорит о том, что кризис очень серьезный.
Соответственно, все компании испытывают сложность с этим видом страхования, и от этого очень много чего на рынке происходит с продажами сложного. Доступность этого вида страхования до сих пор непростая.
А. Дыховичный ― А если говорить об убыточности, о которой опять-таки говорят страховые компании. Есть так называемые «токсические» регионы, есть регионы получше. В среднем по рынку получается убыток или что?
В. Княгиничев ― По уровню выплат по итогам 9 месяцев это не убыточность. Уровень выплат — 82%. Это говорит о том, что с учетом всех расходов убыточность будет превышать 100%.
А. Дыховичный ― То есть, «всех расходов» — это что имеется в виду? Это агентские вознаграждения…
В. Княгиничев ― Агентские зарплаты, аренда, поддержание рабочих мест, компьютеры, техника и прочее, прочее… Все расходы.
А. Дыховичный ― То есть, условно говоря, если вы в среднем по рынку получаете за полис тысячу рублей, а выплачиваете 820, то выйти «в ноль» с такими показателями страховые компании не могут.
В. Княгиничев ― Кто-то выйдет «в ноль». Я надеюсь, что наша компания как раз будет иметь нулевой результат по этому виду страхования. Это с учетом того, что есть «хорошие» регионы, есть «плохие». То есть, есть регионы, где убыточность 200, есть регионы, где убыточность 60. В среднем это будет 100.
А. Дыховичный ― А какая нужна убыточность, чтобы страховые компании были довольны?
В. Княгиничев ― В законе заложены 77%.
А. Дыховичный ― Давайте продолжим на эту тему. Послушаем небольшую историю, и затем продолжим.
Интересные факты
По данным агентства «РИА-новости», в стране более 6 миллионов граждан ездят без полисов ОСАГО, а поддельными бланками соответствующих полисов сегодня пользуется до 1 миллиона человек.
Заместитель исполнительного директора Российского Союза автостраховщиков Сергей Ефремов отметил, что в ряде российских регионов убыточность по ОСАГО превышает 100%, и определенные страховщики пытаются из этих регионов уходить. В результате возникают очереди, и порядка 4, а то и 6 миллионов граждан просто ездят без полисов ОСАГО.
Средняя стоимость обязательной автогражданки составляет 6 тысяч рублей. Если допустить, что до 6 миллионов человек его не купили, то страховые компании в итоге недополучают свыше 10 миллиардов рублей премий.
Также большой проблемой в сфере мошенничества с ОСАГО, по оценкам представителя Союза автостраховщиков, остаются поддельные бумажные бланки. По данным Союза, на руках находится до 1 миллиона таких бланков, а это от 6 до 10 миллиардов рублей недополученных страховых премий, что тоже приводит к убыточности компаний.
РСА осознает, что автострахование — это бизнес, и он должен приносить прибыль, а работать в убыток компаниям сложно, тем более что данный вид бизнеса социальный, и поднимать стоимость тарифа не всегда хорошо. Именно поэтому, как считает Сергей Ефремов, страховые компании и уходят с рынка. В настоящее время в России страхованием ОСАГО занимаются 63 компании. Первоначально, напомнил эксперт, их было более 200».
А. Дыховичный ― Есть ли что сказать и что дополнить? У меня есть вопросы по поводу этих вот 6 миллионов полисов. Как будто они приводят к недополученной прибыли — но как? Ну, полис не продали, но и выплат по ним тоже не будет.
В. Княгиничев ― Честно говоря, может быть, коллеги по цеху меня будут критиковать, но у меня есть личное мнение по этому вопросу. Конечно, 6 миллионов — многовато. Но тем не менее, водители в России являются достаточно законопослушными. В Европе точно также есть достаточно большое количество водителей, которые ездят без полисов. Это порядка 10% как минимум — это тоже миллионы людей. Поэтому я считаю, что ситуация достаточно объективная.
Мы сами должны приложить усилия, чтобы обеспечить доступность договоров страхования. Я думаю, что цифра 6 миллионов со временем снизится, но все равно неизбежно кто-то будет ездить без полиса. Я не вижу в этом ничего страшного.
А. Дыховичный ― Я предположу, что если у нас не будут на каждом шагу сотрудники ГИБДД тормозить и проверять полис, то у нас будет немножко другая цифра, нежели в Европе.
В. Княгиничев ― Ну, я не уверен в этом.
А. Дыховичный ― Сколько у нас ОСАГО существует — 12 лет?
В. Княгиничев ― В 2003 был закон, заработала она фактически с 2004.
А. Дыховичный ― 13. За эти 13 лет к полису ОСАГО по-прежнему относятся так же, как к нему относились когда это все дело вводилось, как к дополнительному налогу, или как к полису?
В. Княгиничев ― Вы знаете, мне кажется, сейчас отношение серьезно изменилось, и сейчас водители более осознанно относятся к этому полису и действительно считают его страховой защитой.
А. Дыховичный ― По поводу убыточности еще один вопрос. Вот мое личное наблюдение: у меня полис ОСАГО заканчивается буквально через 3 недели. И уже 2 недели как мне позвонили буквально все страховые компании. По-моему, их 63 осталось на рынке? Вот 63 страховые компании мне позвонили — а полис еще 3 недели действует — с предложением обновить. Что это такое, почему так сражаются сейчас страховые компании за клиента? Что, в общем, просто раздражает уже настолько, что…
В. Княгиничев ― Ну, это было, на самом деле, всегда. Звонят вам, скорее всего, агенты — это их хлеб, это их заработок. Соответственно, вопрос в защите базы данных. Мы же все предоставляем свои данные при покупке машины, при регистрации в ГИБДД. И эти базы спокойно на рынке гуляют, и, соответственно, все ими пользуются. Поэтому это — проблема защиты базы данных. Я думаю, что с повышением уровня цифровизации постепенно этот вопрос решится.
А. Дыховичный ― Вы сказали, что наметились сдвиги в том, чтобы что-то изменилось и страховые компании перестали терпеть убытки, и чтобы убыточность вышла на уровень 77%, которые заложены в законе.
В. Княгиничев ― Первое, что я должен сказать — что фактически на финальной стадии находится «дорожная карта» по согласованию либерализации тарифов. То есть, постепенного отпускания их в свободное плавание, как это вообще во всех странах существует.
Фактически в тех странах, где ОСАГО существует давно, государство цены не регулирует. Это коммерческая цена, ее определяют страховые компании.
А. Дыховичный ― Сегодня по ОСАГО государство регулирует, как это было заложено еще…
В. Княгиничев ― На сегодняшний день Центральный банк устанавливает тарифы. Но уже на сегодняшний день есть «коридор». Он очень узкий, и фактически сейчас все страховые компании работают по максимальной планке, но «коридор» есть. И вот «дорожная карта» заключается в том, чтобы постепенно — не за один раз, естественно — постепенно этот «коридор» расширять и в какой-то перспективе — скажем, 2020-2022 года — отпустить тариф в свободное плавание. То есть, сначала расширить «коридор». Предположим, 40% будет составлять часть тарифа, которую будут определять страховые компании на свое усмотрение. А потом — в свободное плавание.
А. Дыховичный ― Означает ли это, что как только, так сразу на 40% вырастет стоимость полиса?
В. Княгиничев ― Это же средний рост тарифа. Для кого-то тарифы упадут, для кого-то вырастут. Это будет как с точки зрения персональных характеристик водителя, так и с точки зрения территорий. На каких-то территориях тарифы вырастут, на каких-то упадут.
Это рынок. Он будет определяться именно убыточностью. То есть, там, где сейчас компании терпят убытки, естественно, тарифы вырастут.
А. Дыховичный ― Просто у меня слово «либерализация тарифов» почему-то, уж простите, связано с повышением. Либерализация в нашей действительности — получается, повышение.
В. Княгиничев ― Я об этом и говорю: тарифы обязательно вырастут, порядка 30-40% — постепенно, но в среднем, не для всех. Для кого-то это может быть даже дешевле. Для хороших водителей. Я думаю, за них будут все бороться. Это же компетенция. Люди будут сражаться за хороших водителей и, соответственно, опускать цены.
А. Дыховичный ― То есть, для единиц снизится или останется на прежнем уровне. Правильно я прикидываю? Для десятков вырастет.
В. Княгиничев ― Не уверен. На самом деле вы знаете, что бонус-малус имеют более 80% водителей. Бонус, скидку. То есть это хорошие водители. Скидок больше, чем малусов. И соответственно, тарифы повысятся как раз для 20% водителей.
Здесь нужно еще учитывать территории. Есть пример Европы, между прочим. Там же тоже регулировались тарифы. И в какой-то момент их отпустили. Там это происходило таким образом: тарифы поднялись поначалу, но очень быстро стали опускаться и попали в «яму». Потом постепенно начали расти и возвращаться на тот уровень, который был установлен регулярно. Я думаю, что будет точно такая же картина.
А. Дыховичный ― Вопрос либерализации цен по ОСАГО — это вопрос практически, как я понял из того, что вы сказали, решенный. Стоит ждать: когда?
В. Княгиничев ― Я думаю, что первый этап начнется в текущем году, в 2018. это будет некое расширение «коридора». Дальнейшее, то есть настоящая либерализация — я думаю, что это вопрос 2-3 лет.
А. Дыховичный ― В декабре был пленум Верховного Суда — в том числе и по ОСАГО.
В. Княгиничев ― Это вот второй фактор, который позволяет надеяться на положительный исход этого кризиса.
А. Дыховичный ― Расскажите в двух словах. Там очень много серьезных, узкопрофильных моментов. Так, чтобы было понятно, о чем речь.
В. Княгиничев ― Совершенно верно, пленум касался автострахования. Новая для нас и очень положительная тенденция — что наконец-то Верховный Суд обратил внимание на то, что существуют злоупотребления правом. Большая часть вопросов, которые разъясняет Верховный Суд, как раз относится к злоупотреблению правом. То есть, там четко зафиксировано, что если установлено злоупотребление правом, то возможен отказ от взыскания неустойки, штрафов, морального вреда со страховой компании. Ущерб будет взыскиваться в любом случае, но все нагрузки снимаются со страховой компании.
Верховный Суд наконец-то свое отношение к стоимости экспертизы. Ведь мошенники — скажем, «серые» юристы — на этом и играли. То есть, там ущерба было 3 копейки, но стоимость калькуляции завышалась в разы. Если у нас средняя стоимость несколько тысяч рублей, они выставляли, там, 50 тысяч рублей за экспертизу. За составление калькуляции — 50 тысяч рублей. За составление бумажки.
А. Дыховичный ― За то, что вообще, по большому счету, в любом сервисе механик пройдет вокруг машины и сразу скажет, сколько это будет стоить.
В. Княгиничев ― Я говорю, что средняя цена там 1-1,5 тысячи рублей. Иногда, если там серьезная калькуляция — ну, 3 тысячи. Но не 50 тысяч никогда. Наконец-то Верховный суд определил отношение к этому, и определил четко, что цена на экспертизу должна устанавливаться в разумных пределах.
Там есть очень много технических моментов: где должны заявляться иски. Потому что «серые» юристы пытались создать неразбериху. Страховали автомобиль в одном регионе — скажем, в Москве — а иски подавали в Хабаровске. Или еще что-то.
Четко определено, что если ремонт произведен до осмотра автомобиля со страховой компании, то возможен вообще отказ в возмещении ущерба.
То есть, там много таких технических моментов, которые ставят препоны именно этим «серым» юристам. Но, тем не менее, все это ложится в некую канву справедливой оценки и выплаты ущерба. Там и страховым компаниям есть уточнение — претензии к страховым компаниям, где они злоупотребляют. Но в большей части к юристам.
А. Дыховичный ― Давайте немножко о КАСКО поговорим. Правильно ли я понимаю, что компания «Ингосстрах», топ-менеджером которой вы являетесь, является лидером в этой области страхования?
В. Княгиничев ― Совершенно верно. В упорной борьбе мы сохраняем лидерство много лет. В 2017 году нам также удалось удержать первое место. Это было непросто, потому что в КАСКО тоже происходят очень серьезные проблемы на рынке. Несмотря на то, что наметился некий рост продаж новых автомобилей, небольшой, но КАСКО все равно падает в целом, несмотря на рост продаж.
Этому есть несколько причин, основная из которых — что в ходе этого кризиса и тенденции экономии людей на страховании мы разработали кучу продуктов обрезанных и приучили людей к франшизе. Водители это прочувствовали, что это выгодно и хорошо, обеспечивает защиту.
А. Дыховичный ― То есть, франшиза, в двух словах — это…
В. Княгиничев ― Это участие самого страхователя в возмещении ущерба. То есть, маленькую часть он сам возмещает.
А. Дыховичный ― То есть, если ущерб на 100 тысяч рублей…
В. Княгиничев ― 15 тысяч платит сам водитель.
А. Дыховичный ― Страховая — только 85.
В. Княгиничев ― Да, совершенно верно. Люди это прочувствовали и широко этим пользуются. Уже точно больше половины продуктов содержит какие-то ограничения. Соответственно, это влияет на среднюю премию. Средняя премия падает и, соответственно, сборы падают.
А. Дыховичный ― Если какая-то царапина, то вообще не обращаются в страховую компанию?
В. Княгиничев ― Совершенно верно. И не заявляют мелкий ущерб, которого тоже заявлялось большинство.
На этом фоне приходится предпринимать какие-то усилия для того, чтобы привлечь людей. И мы в 2017 году достаточно много в этом направлении сделали.
Первое: мы полностью перезапустили телематику. Она, конечно, бесплатная. То есть, мы за свой счет устанавливаем приборы в автомобиль. Приборы абсолютно новые, устанавливаются очень просто — установка занимает 15 минут. В принципе, водитель может самостоятельно его установить, потому что просто нужно в разъем воткнуть устройство, и оно работает. Оно отслеживает параметры вождения. Соответственно, для хороших водителей мы предоставляем скидки — до 30%.
Самое главное, что водитель теперь может отслеживать свою манеру вождения: на мобильном телефоне есть приложение, которое показывает водителю, насколько хорошо он водит, и он может корректировать свое поведение.
А. Дыховичный ― Просто можно прийти в офис «Ингосстраха», попросить вот эту телематику…
В. Княгиничев ― Совершенно верно. При покупке новой машины можно у дилера это поставить, можно в агентском офисе, можно у нас в офисе, можно пригласить к себе домой установщика. За наш счет приезжает человек, устанавливает.
А. Дыховичный ― И сам прибор бесплатный?
В. Княгиничев ― Да, для страхователей это бесплатно.
А. Дыховичный ― Но только нужно, разумеется, оформить КАСКО?
В. Княгиничев ― Совершенно верно. Мы заключаем договор на 3 месяца. Соответственно, 3 месяца человек ездит, и по итогам 3 месяцев мы определяем скидку.
А. Дыховичный ― И скидка до 30%.
В. Княгиничев ― Совершенно верно.
А. Дыховичный ― Новые технологии и КАСКО…
В. Княгиничев ― Очень много усилий в этом направлении предпринимаем и на самом деле можем гордиться успехом. В конце года, в декабре мы наконец-то осуществили свою мечту и запустили полный цикл онлайн-страхования по КАСКО. В принципе, по ОСАГО уже все привыкли, что есть онлайн, а по КАСКО это была очень большая сложность.
А. Дыховичный ― Вы извините, по ОСАГО не нужно машину показывать, а по КАСКО…
В. Княгиничев ― Вот это и была основная сложность в КАСКО: что необходим осмотр автомобиля. Естественно, перед тем, как заключать договор, нужно убедиться, что автомобиль вообще есть и на нем нет серьезных повреждений. Мы решили этот вопрос. У нас обновилось мобильное приложение, которое позволяет человеку самому пройти пошагово, по инструкции мобильного приложения, сфотографировать свой автомобиль, и мы его принимаем на страхование. Не приезжая в офис абсолютно.
А. Дыховичный ― Ну что ж, спасибо вам. Напомню, что Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах», был у нас в гостях. Мы говорили об автостраховании. Виталий Игоревич, еще раз спасибо!
В. Княгиничев ― И вам спасибо!
Вся пресса за 1 февраля 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
![](/img/punctir_vert.gif) |
Персоны:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
14 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Интерфакс, 14 февраля 2025 г.
Аграрии в 2024 году получили 4,5 млрд рублей страховых выплат за гибель урожая
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 14 февраля 2025 г.
Банк России рассчитал размер иностранного участия в уставном капитале кредитных и страховых организаций
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 14 февраля 2025 г.
Средняя стоимость полиса ОСАГО в России в январе 2025 г снизилась на 5,3% - «Финуслуги»
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 14 февраля 2025 г.
Суд рассмотрит в закрытом процессе иск «Ильюшина» к четырем страховщикам на 2,6 млрд руб.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 14 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Тренд, Баку, 14 февраля 2025 г.
Обнародована статистика по страхованию автотранспортных средств в Азербайджане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 февраля 2025 г.
Китай разрешает страховым компаниям инвестировать в золото
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 14 февраля 2025 г.
Названа средняя стоимость полиса ОСАГО в России: эксперты утверждают, что она снизилась
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Петербургский дневник, 14 февраля 2025 г.
Страховые компании в Петербурге внедряют полисы для покупателей жилья в рассрочку
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Говорит Москва, 14 февраля 2025 г.
В России снизилась на 5% средняя стоимость полиса ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 февраля 2025 г.
Гонконг и Сингапур сталкиваются с ростом расходов на страхование и пробелами в покрытии
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Report.Az, Баку, 14 февраля 2025 г.
В Азербайджане отныне независимых экспертов для страховых случаев будут назначать онлайн
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Forbes Казахстан, 14 февраля 2025 г.
Прибыль компаний общего страхования выросла более чем на 50% за год
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 14 февраля 2025 г.
В Саратове частные клиники обяжут оказывать экстренные услуги
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 февраля 2025 г.
Изменение климата может привести к снижению стоимости недвижимости на $1,47 трлн в США
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 14 февраля 2025 г.
В Челнах «Горкоммунхоз» выделил 1,3 млн рублей на страховку для трамваев
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 14 февраля 2025 г.
Новосибирцев будут судить за мошенничество с автостраховками на миллионы рублей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 14 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|