После того как компании "Авест" и "Западно-Сибирская транспортная СК" лишились лицензий на обязательную "автогражданку", осталось около 100 тыс. клиентов и примерно 50 млн руб. задолженности по выплатам. Российский союз автостраховщиков сможет погасить долги этих компаний только осенью.
Коммерсантъ,
7 июля 2005 г.
Аварийное лето 1235 просмотров
Не прошло и двух лет после введения "автогражданки", как обанкротились два страховщика - компании АВЕСТ и Западно-Сибирская транспортная СК (ЗСТСК). После них осталось около ста тысяч клиентов и примерно 50 млн рублей задолженности по выплатам. Российский союз автостраховщиков (РСА) сможет погасить долги компаний-банкротов только осенью. Это значит, что на все лето автовладельцы останутся без страховой защиты.
Первые ласточки Первыми тревогу по поводу невыплат по "автогражданке" забили московские автовладельцы. Известный на столичном рынке страховщик АВЕСТ начал испытывать трудности с выплатами еще в конце прошлого года. В начале апреля Федеральная служба страхового надзора (ФССН) приостановила действие лицензии АВЕСТа, а в конце мая отозвала ее у компании. За это время страховщик успел сменить адрес - его офис переехал из 1-го Кожевнического переулка на Научный проезд. При этом, по словам главы АВЕСТа Алексея Степанова, по старому адресу висело объявление о переезде. Однако в ФССН уверяют, что в службу стали поступать обращения от клиентов компании с просьбой помочь найти страховщика. Среди страховщиков ОСАГО АВЕСТ считался "середнячком". Согласно данным РСА, по итогам 2004 года эта компания оказалась на 42-м месте среди 159 страховщиков ОСАГО по объему собранной премии (152,3 млн рублей). По итогам прошлого года договоры по "автогражданке" с АВЕСТом заключили 57 083 клиента. По словам одного из них, владелицы ВАЗ-2112 Елены Алеевой, в момент перезаключения договора ОСАГО в марте агент предложил ей полис другой компании. "Только в момент передачи денег при оформлении 'автогражданки' на следующий год мне сказали, что у АВЕСТа серьезные проблемы и теперь у меня будет другая компания,- рассказала Ъ Елена Алеева.- Я не стала сопротивляться и купила полис другого страховщика". Впрочем, так повезло далеко не всем клиентам АВЕСТа. У большинства из них на руках остался недействующий полис. Участники рынка уверены, что московская "автогражданка" не могла подкосить страховщика - операции по обязательному автострахованию в столице не считаются суперубыточными. "В Москве уровень убыточности гораздо ниже, чем в других городах, где территориальный коэффициент по ОСАГО равен 1,3 (в Москве территориальный коэффициент для расчета тарифа равен 2.- Ъ)",- заявил Ъ замгендиректора "Страхового дома ВСК" Евгений Уфимцев. Другими словами, у страховщиков ОСАГО Астрахани, Владивостока, Иркутска было больше шансов обанкротиться, чем у московской компании. По мнению страховщиков, проблемы у АВЕСТа начались из-за демпинга его "дочки" - компании "АВЕСТ-Классик". Эта компания специализировалась на добровольном автостраховании. Когда резервов "АВЕСТ-Классика" стало не хватать на выплаты по каско, в ход пошли резервы АВЕСТа по ОСАГО. "Причин банкротства АВЕСТа несколько,- утверждает глава 'Согласия' Игорь Жук,- это неверно сбалансированный портфель, неправильная позиция по привлечению клиентов и ошибки менеджмента". Руководство АВЕСТа предпочитает не рассуждать о причинах банкротства страховщика. "Не время обсуждать наши неудачи,- заявил Ъ глава компании Алексей Степанов.- Могу лишь сказать, что дело не в тарифах на ОСАГО". В отличие от АВЕСТа, Западно-Сибирская транспортная СК вынуждена была уйти с рынка по причине убыточности "автогражданки". "У ЗСТСК были проблемы с убыточностью,- заявил Ъ замглавы РСА Андрей Батуркин,- однако судить о первопричинах банкротства страховщика можно будет только после получения заключения экспертов". По его словам, в качестве экспертов по делу АВЕСТа и ЗСТСК РСА пригласил специалистов из гильдии актуариев. Тюменский страховщик, по данным РСА, занимал 73-е место по сборам ОСАГО в прошлом году (75,08 млн рублей). За 2004 год страховщик заключил 39 125 договоров ОСАГО. Действие лицензии ЗСТСК было приостановлено в апреле, а лишилась компания лицензии в конце мая, после того как ее исключили из РСА. По всей вероятности, АВЕСТ и ЗСТСК не последние "погорельцы" ОСАГО. Сейчас приостановлены лицензии еще пяти страховщиков ОСАГО: Евро-Азиатской транспортной СК, "Доверия", Страхового общества Содружества Независимых Государств, Столичного страхового общества, "Финиста-МК". Если они не исправят нарушения, выявленные регулятором, им также грозит отзыв лицензии. Без прикрытия Еще на этапе лоббирования "автогражданки" страховщики уверяли, что будут созданы эффективные механизмы расчета с клиентами страховщиков-банкротов. С появлением на рынке проблемных компаний выяснилось, что для получения компенсационных выплат из фондов РСА требуется официальная процедура банкротства страховщика. На вопрос, что же делать клиентам компаний до признания страховщика банкротом, участники рынка только разводили руками. Чтобы спасти ситуацию, президент Всероссийского союза страховщиков, депутат Госдумы Александр Коваль еще в начале мая внес на рассмотрение палаты поправку, разрешающую РСА осуществлять компенсационные выплаты в случае отзыва лицензии. В июне Госдума приняла проект господина Коваля в первом чтении. Окончательное принятие этой поправки ожидается до ухода Госдумы на летние каникулы. В этом случае РСА начнет возмещать ущерб за АВЕСТ и ЗСТСК уже осенью. Пока же страховщики советуют собирать документы для выплат. "Кроме того, я на месте клиентов этих двух компаний приобрел бы новый полис, чтобы ездить со страховой защитой",- советует глава НСГ Юрий Решетняк. По его словам, страховщики готовы предоставить клиентам АВЕСТа и ЗСТСК льготные условия страхования. "Нам важно, чтобы 'автогражданка' функционировала без перебоев",- заявил Ъ господин Решетняк. Однако далеко не все клиенты страховщиков с отозванной лицензией готовы дважды платить за обязательный полис. В ФССН считают, что им стоит обращаться в суд с исками к компаниям (см. интервью). Впрочем, судебные разбирательства вокруг "автогражданки" ожидаются не только по поводу клиентского долга компаний. В начале июня РСА обратился в правоохранительные органы Тюменской области по факту утраты 18,5 тыс. чистых бланков полисов ОСАГО, принадлежавших ЗСТСК. На рынке не исключают того, что этими бланками завладели мошенники. "Неиспользованные бланки могут попасть на черный рынок",- предупреждает глава управления режима, экономических и страховых расследований "Энергогаранта" Владимир Кругликов. В результате автовладельцы рискуют купить фальшивый полис, по которому получить выплаты не удастся даже через суд. Татьяна ГРИШИНА
Вся пресса за 7 июля 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
11 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Город N, Ростов-на-Дону, 11 февраля 2025 г.
Аграрии Дона получили 251 млн руб. страховых выплат в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Говорит Москва, 11 февраля 2025 г.
Страховые компании России рекордно увеличили прибыль
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 11 февраля 2025 г.
Прокуратура Кубани предупредила о новой схеме мошенничества
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Чита.ру, 11 февраля 2025 г.
Забайкальский агробизнес назвали самым рискованным в России из-за засухи
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Ведомости, 11 февраля 2025 г.
Тарифы страхования аэропортов и авиакомпаний могут поднять впервые с 2022 года
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета, 11 февраля 2025 г.
Сибирская банда автоподставщиков предстанет перед судом
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
10 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РБК (RBC.ru), 10 февраля 2025 г.
Ozon подал миллиардный иск к владельцу своего сгоревшего склада
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
vesti.az, Баку, 10 февраля 2025 г.
Алиев утвердил бюджет для ОМС на 2025 год
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 10 февраля 2025 г.
Рязанцы стали реже жаловаться на страховщиков
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Газета.uz, Ташкент, 10 февраля 2025 г.
Обязательное страхование экологического ущерба планируется внедрить в Узбекистане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Профиль, 10 февраля 2025 г.
Давление по касательной
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Медвестник, 10 февраля 2025 г.
В России хотят организовать плановую медицинскую помощь бездомным
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
ЕС определяет запрещенные практики в области ИИ
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости-Крым, 10 февраля 2025 г.
Убрать пробки: улучшить обстановку на дорогах Крыма поможет новый закон
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
Более половины опрошенных жителей Сингапура считают финансовую готовность более важной в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 10 февраля 2025 г.
Пострадавшие в ДТП в Приморье пассажиры автобуса смогут получить выплаты в «Росгосстрахе»
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
Исследование выявило «красные флажки» относительно соблюдения новых киберправил ЕС
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 10 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|