Президент Российского союза автостраховщиков Андрей Кигим рассказывает о перспективах развития обязательной "автогражданки".
Независимая газета,
11 июля 2005 г.
Отношение к "автогражданке" постепенно меняется 714 просмотров
Пик выплат по обязательному страхованию достигается на третий и четвертый годы действия этого вида страхования
В июле закону об обязательном страховании автогражданской ответственности исполнилось два года. На прошлой неделе итоги "автогражданки" рассматривались на заседании правительства. О перспективах развития этого сектора страхования "НГ" рассказывает президент Российского союза автостраховщиков Андрей Кигим. - С ОСАГО сегодня масса проблем. С одной стороны, граждане недовольны высокими тарифами, несвоевременной выплатой страхового покрытия, с другой стороны, страховые компании считают этот вид страхования убыточным. Так ли это? - Нигде, ни в одной стране мира, введение ОСАГО не вызывало восторга водителей. Вместе с тем во многих странах "автогражданка" существует уже десятки лет и полностью себя оправдывает. А говорить просто о завышении или занижении страховых тарифов не только преждевременно, но и неправильно. Надо понимать, что снижение тарифов - это ущемление прав граждан, которые в итоге не получат достаточных средств на лечение и ремонт машины. Можно, конечно, руководствоваться логикой "лучше меньше заплати, и будешь получать копейки в виде выплат", но это неправильно. В законе об ОСАГО закреплена норма, согласно которой первый обратившийся за страховой выплатой потерпевший в ДТП может рассчитывать на 160 тысяч рублей по ущербу здоровью. В случае, если он выберет всю сумму лимита, остальным участникам аварии, обратившимся за выплатой, не достанется ничего. Поэтому страховщики, проанализировав тарифы, решили, что надо увеличивать выплаты - пока до 240 тысяч рублей на каждого погибшего или получившего травмы. Что касается нарушений со стороны страховщиков, то такие случаи есть. Но есть и эффективный механизм борьбы с ними. Если страховая компания нарушает действующее законодательство и затягивает сроки страховой выплаты, то потерпевший вправе пожаловаться в РСА или ФССН или подать на страховщика в суд. Убыточность в ОСАГО действительно есть. Более того, она постоянно растет. Для страховщиков это не является чем-то неожиданным. Опыт других стран, где было введено ОСАГО, показывает, что пик выплат достигается на третий и четвертый годы действия этого вида страхования. Это происходит потому, что начинает функционировать механизм компенсации вреда, нанесенного жизни и здоровью третьих лиц, а эти выплаты, как правило, значительные. Кроме того, все больше пострадавших начинают обращаться в страховые компании, понимая, что это реальный механизм возмещения вреда. Еще одна причина убыточности - катастрофическая ситуация с аварийностью в нашей стране. На дорогах ежегодно гибнет около 30 тысяч человек, а около 200 тысяч получают повреждения здоровья. Это пятая часть соответствующих общемировых человеческих потерь. Свою пагубную роль играет и изношенность автопарка. При этом стоимость ремонта автомашин, цены на запчасти для них постоянно растут. Сказывается также инфляция. Все это при неизменности размера страховых тарифов по ОСАГО "ложится" и на убытки ОСАГО.
- Будут ли в ближайший год меняться тарифы по ОСАГО? - Изменение тарифа не самоцель. Это всего лишь средство реализации принципов и механизмов, заложенных в законе. Но чтобы понять, насколько тариф адекватен - для конкретной категории транспортных средств, автовладельцев или регионов, - нужно накопить подробную статистику за 3-4 года страхования. Например, уже сегодня мы можем сказать, что занижены тарифы для ряда северных городов, где достаточно высокая стоимость ремонта автотранспорта. В результате убыточность страховщиков в таких городах, как, например, Ханты-Мансийск или Когалым, составляет 130-170%. Для устранения явных перекосов (например, по отдельным населенным пунктам или по такси и печально известным "Газелям", по которым аварийность выше) уже сейчас РСА собрал необходимую информацию и представил предложения в Минфин.
- Какие главные проблемы приходится сегодня решать компаниям, занимающимся ОСАГО? - Основные проблемы начального периода этого вида страхования, прежде всего связанные c созданием соответствующей инфраструктуры, страховщиками решены. На передний план сейчас вышли задачи качественного характера. Надо повысить качество обслуживания страхователей и потерпевших, степень защиты интересов лиц, пострадавших в ДТП, сокращать сроки выплаты страхового возмещения. Необходимо упростить порядок оформления мелких ДТП, в которых нет пострадавших и материальный ущерб относительно невелик, то есть вводить так называемый "европейский протокол". Упрощение оформления мелких аварий должно разгрузить транспортные потоки на дорогах и облегчить работу ГИБДД. Перед участниками реализации ОСАГО - Российским союзом автостраховщиков, рядом министерств и ведомств - стоит задача всеобъемлющего информационного обеспечения "автогражданки", создания Федерального информационного ресурса, позволяющего оперативно обмениваться информацией и более эффективно решать другие проблемы, в том числе сбора и анализа статистики, борьбы со страховым мошенничеством, повышения безопасности дорожного движения. С повестки дня не снимаются и задачи обеспечения финансовой стабильности страховых компаний на рынке ОСАГО.
- У какого числа компаний, занимающихся ОСАГО, сегодня приостановлены или отозваны лицензии? - Более 170 страховых организаций сегодня являются действительными членами РСА. У пяти приостановлено действие лицензий. К концу марта этого года на долю этих пяти компаний приходилось меньше одного процента (0,8%, или 185 701 договор) от общего числа действующих договоров ОСАГО. Отозваны лицензии у двух компаний. Это "Авест" и Западно-Сибирская страховая компания (ЗСТСК), которые к концу прошлого года заключили 90 554 договоров, что составило 0,4% от общего количества действующих договоров ОСАГО.
- Как будут выплачиваться долги этих компаний? - В случае если ЗСТСК и "Авест" будут официально признаны банкротами, по требованиям потерпевших заплатит РСА. Но этого пока не произошло, а клиентов заставлять ждать нельзя. Поэтому члены РСА, сознавая корпоративную ответственность страхового сообщества за обязательства перед клиентами, подписали соглашения о приеме потерпевших по договорам, заключенным "Авестом" и ЗСТСК. Эти компании - Росгосстрах, "РЕСО-Гарантия", "МАКС", "АльфаСтрахование". Мы предполагаем, что в ближайшее время прием потерпевших начнут также "Согласие", Ингосстрах. Но эта процедура на сегодняшний день законодательно не закреплена. Все, что делают страховщики и РСА в отношении клиентов компаний, у которых отозвана лицензия, основано на доброй воле, на добровольном соглашении. Поэтому в Госдуму был внесен и уже принят в третьем чтении законопроект, который должен наделить РСА правом осуществлять компенсационные выплаты не только при формальном банкротстве, но и в случае отзыва лицензии у страховщика.
- Каков объем резервных фондов, созданных РСА? - Сумма резерва текущих компенсационных выплат - 1 831 331 тысяч рублей, сумма резерва гарантий - 932 018 тысяч рублей.
- Каковы перспективы автострахования? - Отношение к "автогражданке" постепенно меняется. Люди начинают понимать, что с введением обязательного страхования впервые в нашей стране материальную защиту получили не только те, кто находится за рулем, но и просто переходит через дорогу или едет в автомобиле как пассажир. Во многих государствах страхование автогражданской ответственности осуществляется не один десяток лет. В мире осталось не более 25 стран, где нет ОСАГО, но на долю этих стран приходится менее 10% мирового автомобильного парка. Мы живем в цивилизованном мире, и каждый должен иметь право на защиту своих интересов. Одним из способов защиты прав граждан и является обязательное страхование. Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА
Вся пресса за 11 июля 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Дума одобрила в I чтении совершенствование механизма сельхозстрахования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
IRDAI призывает к увеличению прямых иностранных инвестиций в страховой сектор до 100%
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Страховщики предложили использовать б/у запчасти в авторемонте
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 ноября 2024 г.
Отдать в надежные руки
|
|
РИА Новости, 27 ноября 2024 г.
Минфин РФ считает важным не допустить ремонта по ОСАГО некачественными деталями
|
|
РИА Дагестан, 27 ноября 2024 г.
Эксперты рассказали о самых популярных сценариях автоподставщиков 2024 года
|
|
Авторадио, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Life, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Российская газета онлайн, 27 ноября 2024 г.
Совфед одобрил закон о распространении действия полиса ОСАГО на Беларусь
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 27 ноября 2024 г.
Количество оказанных по ОМС услуг не может уменьшаться постфактум — ВС
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 27 ноября 2024 г.
Каждый четвертый краснодарец становился жертвой мошенников
|
|
СенатИнформ, 27 ноября 2024 г.
В СФ рассказали об увеличении субвенций регионам из ФОМС
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Суд признал банкротом бывшего бенефициара СК «Южуралжасо» Бурякова
|
|
ГТРК Липецк, 27 ноября 2024 г.
Практика страхования виноградарских хозяйств
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|