Банковское обозрение,
27 апреля 2018 г.
Отступаем по всем направлениям
737 просмотров
Автокаско
Рынок автокаско в 2017 году продолжил сокращение, но только по объему премий. За три года страховщики недополучили почти 56 млрд рублей, из них 8,2 млрд рублей — в 2017 году. В то же время увеличение продаж новых автомобилей (в 2017 году было реализовано на 170 тыс. больше, чем в 2016 году), широкое распространение более дешевых страховых продуктов с ограниченным набором рисков привели к росту количества договоров. В 2017 году заключено на 314 тыс. договоров больше, чем в 2016.
Клиенты по-прежнему выбирают крупные компании, но если в прошлом году темп падения премий у топ-20 был в 3,5 раза ниже, чем в среднем по рынку, то в 2017 году разница не столь велика (3,2% против 4,8%). Концентрация сегмента продолжает расти. Компании за пределами топ-20 собрали только 5,5% премий.
Как и в 2016 году, состав 20 крупнейших игроков рынка автокаско изменился только в конце списка. Вошедшее в прошлом году в топ-20 ООО «СО «Акцепт» спустилось на 40 место, сократив объем премий более чем в девять раз. Также покинули топ-20 «Страховая компания «Кардиф» и «СГ «Уралсиб». Вошли в топ-20 АО «СК «Гайде», «СК «Южурал-АСКО» и «СК «Тинькофф Страхование», поднявшись с 33 на 15 место.
Средняя премия по автокаско продолжает сокращаться (41, 3 тыс. рублей против 47,2 тыс. рублей в 2016 году). При этом у всех компаний из первой десятки, кроме «Росгосстрах», средняя премия выросла, а во второй десятке таких компаний было только пять.
Благодаря росту доли договоров с франшизами и ограничениями в составе страховых случаев снизились как количество заявленных убытков, так и коэффициент выплат (с 57,1% до 51,2%). Одновременно резко увеличился размер средней выплаты, которая в 2017 году более чем в 2 раза превысила среднюю премию.
Автокаско является прибыльным для большинства страховщиков. Из 111 компаний, занимающихся этим видом страхования, у 15 выплаты превышают премии, но все эти компании находятся за пределами топ-20. В 2016 году таких страховщиков было 25, в 2015 году — 42. Из девяти компаний, у которых автокаско составляет основу портфеля (>50% премий), коэффициент выплат выше среднерыночного имеют только три.
У большинства страховщиков из первой двадцатки убыточность ниже среднерыночных значений. Максимальный коэффициент выплат из этой группы компаний — 67% — имеет «Росгосстрах».
Сегмент имеет резервы снижения тарифов как из-за высокой конкуренции, так и благодаря снижению аварийности в результате уменьшения средней скорости движения в крупных городах, распространения средств видеонаблюдения.
В 2018 году ожидается увеличение количества договоров, а объем премий будет соответствовать уровню прошлого года.
ОСАГО
Проблемы сегмента ОСАГО не нашли решения в 2017 году. Впервые с введения ОСАГО объем премий по этому виду показал отрицательную годовую динамику. Премии сократились на 5,24% до 222 млрд рублей. При этом количество договоров выросло на 24 тысячи.
Все компании из топ-20, кроме «Росгосстраха» и «Ингосстраха», показали рост и объема премий, и количества договоров. В 2017 году поменялся лидер сегмента —первое место по объему премий теперь занимает «РЕСО-Гарантия» с долей рынка 16,3%. Объем премий «Росгосстраха» за год сократился на 24,1 млрд рублей, количество договоров — с 9,6 млн до 6,1 млн. «Ингосстрах» уменьшил количество договоров на 828 тыс., объем премий – на 6 млрд рублей. В результате сокращения присутствия двух компаний из первой тройки концентрация в сегменте показывает противоположную рынку динамику. На 10 крупнейших страховщиков приходится 78,3% премий (в 2016 году — 80,2%, в 2015 году — 80,9%).
Убыточность продолжает расти, введение натуральной формы возмещения ущерба не дало положительного эффекта. Объем выплат по официальным статистическим данным вырос на 1,7% до 175,5 млрд рублей, коэффициент выплат составил в среднем по рынку 79,03% против 73,66% в прошлом году. С учетом возможных корректировок* данный коэффициент выплат превышает 83%.
У 16 страховщиков ОСАГО коэффициент выплат превышает 77%, и девять из них находятся в зоне риска, так как в структуре портфеля ОСАГО занимает более 30%.
В борьбе с автоюристами выигрыш не на стороне страховщиков. По данным РСА, на 42% увеличилась доля судебных выплат (37,4 млрд рублей в 2017 году, 26,3 млрд рублей в 2016 году). Стремительно растет количество убыточных регионов. Если в начале 2016 года в «красной зоне» находились семь регионов, в конце 2016 года — 27, то к концу 2017 года уже в половине субъектов РФ коэффициент выплат составил более 77%, в 21 — более 100%.
Ожидаемого рынком поворота в лучшую сторону в сегменте ОСАГО не произошло. В 2017 году количество компаний, работающих в этом сегменте, уменьшилось с 72 до 61, из них шесть отказались от лицензий добровольно. Три из топ-20 страховщиков прошлого года, в том числе «Страховая группа «АСКО», занимавшая 19 место в 2017 году, лишились лицензий по инициативе регулятора.
В 2017 году большинство страховщиков получило отрицательный технический результат по ОСАГО. Если не будет расширен тарифный коридор, в 2018 году доля топ-10 компаний продолжит сокращаться, а страховщики с долей ОСАГО в портфеле более 30% будут иметь сложности с поддержанием финансовой устойчивости. В таком случае к концу года в сегменте ОСАГО останется примерно 50 работающих страховщиков.
Татьяна НИКИТИНА
Автокаско плюс ОСАГО
Вся пресса за 27 апреля 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Тенденции, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Владельцы старых автомобилей стали чаще покупать добровольную страховку
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Регулятор финансовых услуг Великобритании обещает не ужесточать правила для страховщиков
|
|
ФедералПресс, 24 января 2025 г.
В Чечне создадут структуру по борьбе с мошенничеством в сфере ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Страховщики США поддерживают законопроект об управлении лесами после лесных пожаров
|
|
Коммерсантъ, 24 января 2025 г.
Сгорел торгцентр — гори и полис
|
|
Известия онлайн, 24 января 2025 г.
В России могут расширить возможности оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
«Исключит долгосрочные риски для транспортной отрасли». Эксперты оценили предложение снизить штрафы для таксопарков
|
23 января 2025 г.
|
|
Вечерняя Москва, 23 января 2025 г.
Водителям напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Петербургский дневник, 23 января 2025 г.
Паспорт здоровья: как ОМС помогает петербуржцам предотвращать болезни
|
|
ТАСС, 23 января 2025 г.
Иванов: расходы из-за ЧП с мазутом должны нести страховщики
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 23 января 2025 г.
РСА объяснил необходимость расширения тарифного коридора
|
|
Portnews, 23 января 2025 г.
Индия допустила еще одну российскую компанию на рынок страхования нефтетанкеров
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Страховые компании Китая будут инвестировать 30% премий в китайские компании - власти
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Суд продлил приостановление корпоративных прав кипрского владельца «АльфаСтрахования»
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Жители новых регионов РФ с начала января купили более 100 тыс. полисов ОСАГО - РСА
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Варламов посетил Калифорнию и назвал проблему штата
|
|
BFM.Ru, 23 января 2025 г.
Индия расширила список компаний из России, которые могут предоставлять морское страхование танкерам
|
 Остальные материалы за 23 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|