С начала действия закона об ОСАГО прошло два года. Но механизм оформления документов при ДТП до сих пор не отлажен. По закону участники ДТП могут сами зарисовать схему происшествия, но на деле страховщики принимают документы для выплаты, если авария оформлена сотрудниками ГИБДД. Проблему могла бы решить служба аварийных комиссаров, пишет "Газета".
Газета,
12 июля 2005 г.
Аварийный мандат 1111 просмотров
С начала действия закона об ОСАГО прошло два года. Но механизм оформления документов при ДТП до сих пор не отлажен. По закону участники ДТП могут сами зарисовать схему происшествия и подъехать на ближайший пост ГИБДД - если обошлось без пострадавших. На деле страховщики принимают документы для выплаты, если авария оформлена сотрудниками ГИБДД. Проблему могла бы решить служба аварийных комиссаров.
На прошлой неделе власти вновь вспомнили о необходимости упростить ряд правил при оформлении ДТП. На заседании правительства обсуждался вопрос возможности усовершенствовать законодательство в области ОСАГО. В частности, одобрили перечень мероприятий по подготовке проектов постановлений правительства и законопроектов. А Министерство финансов предложило упростить оформление документов на получение страховых выплат при незначительных дорожно-транспортных происшествиях, не прибегая при этом к услугам ГИБДД. Если в ДТП участвовало не более двух автомобилей, сумма ущерба незначительна, нет ущерба здоровью людей, то в этих случаях, как предложил Минфин, нет и необходимости вызывать сотрудников ГИБДД. Между тем подобная процедура урегулирования ДТП без участия ГИБДД уже предусмотрена сегодняшним законодательством об ОСАГО. Но на практике страховая компания принимает документы для выплаты, только если авария оформлена сотрудниками дорожной милиции и ее клиент признан виновным группой разбора или судом. Поэтому участникам ДТП приходится вызывать гаишников. Порой приходится ждать часами, заодно создавая проблемы всем остальным, основательно перегородив проезжую часть. И лишь уповать на то, что вызванный страж порядка изучит ситуацию, сделает необходимые замеры и выпишет справку о ДТП без излишней волокиты. Подобное времяпрепровождение нисколько не улучшает и без того подорванное душевное равновесие и потерпевших, и виновников аварии. Конечно, следуя правилам дорожного движения, участники "несложной" аварии, в которой не было пострадавших, могут сами зарисовать и сфотографировать место происшествия и приехать на ближайший пост ГИБДД для оформления. Но такая инициатива может стать наказуемой. Оценивая шансы остаться без страховки, так поступают немногие. Изменить ситуацию могла бы служба аварийных комиссаров. Считается, что в России они существуют уже лет пять. Но такие службы либо ведут самостоятельную работу, либо действуют при страховых компаниях. Специалисты обещают приехать на место ДТП оформить документы, договориться с ГИБДД, помочь эвакуировать машину и взять на себя все общение со страховой компанией. Стоят такие услуги обычно от 30 долларов за выезд. Речь же идет о создании единой службы, которая могла бы существенно снизить нагрузку на ГИБДД. В конце июня на заседании "круглого стола" по вопросам создания службы аварийных комиссаров, проведенного Движением автомобилистов России при поддержке МВД, начальник кафедры Академии управления МВД РФ Анатолий Кононов предположил, как может выглядеть новая структура: она должна быть достаточно большой, чтобы охватить все крупные города страны, ежедневной и круглосуточной. Необходимо создание "единой сети диспетчерских служб" и "сети территориальных станций", чтобы аварийный комиссар мог добраться до места ДТП в течение 15-20 минут. Каждый аварийный комиссар должен не только приезжать на место аварии и выдавать справки для страховых компаний, но и уметь самостоятельно определить виновника ДТП, провести экспертную оценку размера нанесенного ущерба. Служба может быть создана как коммерческая организация, в качестве государственного учреждения или как техническое подразделение ДПС. Финансировать же все это, по его мнению, должен Российский союз автостраховщиков (РСА) из фонда, созданного на отчисления по ОСАГО. Эксперты относятся к затее скептически. Некоторые считают, что создать такую систему в рамках ОСАГО невозможно. Ведь нынешняя структура страховых тарифов не предусматривает оплату работы аварийных комиссаров. Кроме того, если РСА будет за это платить, он будет и устанавливать правила игры. А значит, возможны и попытки монополизации рынка. Кроме того, если в аварии есть пострадавшие или погибшие, значит, было совершено, хоть и не предумышленное, но преступление. Без милиции его разбирать нельзя. Да и где, собственно, взять достаточное количество специалистов, чтобы функции автоинспекции можно было передать новой структуре. В РСА принципиально не возражают против создания службы аварийных комиссаров. Но участники рынка слабо верят в осуществимость затеи в ближайшее время. В качестве примера приводят нереализованную на протяжении последних 2-3 лет идею создания единой базы данных автовладельцев, которая необходима и страховщикам, и ГИБДД. Тем не менее воплотить идею в жизнь, в том числе и на законодательном уровне, пытаются на Северо-Западе, Дальнем Востоке, Урале и в ряде других территорий РФ. В Санкт-Петербурге законодательное собрание города недавно приняло во втором чтении проект закона "О службе аварийных комиссаров в Санкт-Петербурге". Согласно проекту, служба аварийных комиссаров - юридическое лицо, оказывающее консультационные услуги при возникновении ДТП на территории Петербурга. Аккредитация службы должна осуществляться уполномоченным органом правительства Санкт-Петербурга. Идеологом проекта выступил Всероссийский союз аварийных комиссаров (ВСА, штаб-квартира в Санкт-Петербурге). Институт аварийного комиссарства работает в Санкт-Петербурге с 1998 года. В городе постоянно дежурит около 50 аварийных комиссаров, готовых выехать в любой момент на место ДТП для консультирования и проведения экспертизы. Питерские аварийные комиссары ежемесячно делают по 8 тысяч выездов на место. Услуги бесплатно предоставляются клиентам, заключившим договоры добровольного страхования автокаско (угон, ущерб), а также клиентам, заключившим договоры обязательного страхования автогражданской ответственности в страховых компаниях, головной офис которых расположен в Санкт-Петербурге. По расчетам ВСА, передача страховыми компаниями полномочий на проведение экспертизы по ДТП аварийным комиссарам обходится страховщикам в 3-5 раз дешевле, чем осуществление такой работы собственными силами. Конечно, питерский опыт выявил некоторые проблемы. Специалисты видят нарастающую опасность со стороны мелких фирм, которые оказывают клиентам формально похожие, но по сути другие услуги. Это скорее юристы, которые выезжают консультировать богатых клиентов и способны серьезно исказить обстоятельства ДТП с тем, чтобы обстоятельства дела выглядели более благоприятными для клиента. Такие действия не преследуют цели проведения независимой экспертизы. Эксперты считают, что подобные фирмы нарабатывают связи, вовлекая в сферу своих интересов сотрудников страховых компаний и правоохранительных органов. А значит, самим страховщикам грозит изрядный клубок проблем.
Справка Аварийный комиссар - физическое или юридическое лицо, уполномоченное страховщиком. Имя, почтовый и телеграфный адрес аварийного комиссара указываются страховщиком в страховом сертификате или в полисе. Аварийный комиссар занимается установлением причин, характера и размера убытков по застрахованным транспортным средствам и грузам. Аварийный комиссар назначается страховщиком внутри страны и за границей в соответствии с законодательством страны пребывания. По результатам проведенной работы аварийный комиссар составляет аварийный сертификат.
Анастасия ГЕРАСИМОВА
Вся пресса за 12 июля 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
|
Право.Ru, 28 ноября 2024 г.
ВС выпустил обзор практики по делам, связанным с ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 28 ноября 2024 г.
Страховщики настаивают на ремонте машин бывшими в эксплуатации запчастями
|
|
Коммерсантъ-FM, 28 ноября 2024 г.
ОСАГО покроют б/у запчастями
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ozon протестирует продажи страховок для физлиц через ПВЗ
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Поправки о понижении потолка франшиз в страховании урожая с господдержкой прошли I чтение
|
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Дума одобрила в I чтении совершенствование механизма сельхозстрахования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
IRDAI призывает к увеличению прямых иностранных инвестиций в страховой сектор до 100%
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Страховщики предложили использовать б/у запчасти в авторемонте
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 ноября 2024 г.
Отдать в надежные руки
|
|
РИА Новости, 27 ноября 2024 г.
Минфин РФ считает важным не допустить ремонта по ОСАГО некачественными деталями
|
|
РИА Дагестан, 27 ноября 2024 г.
Эксперты рассказали о самых популярных сценариях автоподставщиков 2024 года
|
|
Авторадио, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Life, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|