Независимая газета,
28 мая 2018 г.
Система ОМС разворачивается к пациенту
407 просмотров
Изменения в системе обязательного медицинского страхования превращают страховые компании в грамотного и заинтересованного помощника во всех делах, связанных со здоровьем и его сохранением.
Обязательное медицинское страхование стало внедряться в России с самого начала 1990-х годов. Страховая система была призвана заменить собой механизм государственного финансирования здравоохранения, объединив бюджетные источники с отчислениями работодателей. Кроме того, система ОМС должна была внести рыночные принципы в организацию медпомощи: стимулировать конкуренцию медицинских организаций за пациента. Но тогда слабость и недостроенность системы ОМС и перманентный кризис 90-х не дали возможности проявиться ожидаемым эффектам.
Что называется, «на ноги» обязательное медицинское страхование начало становиться только в начале 2000-х. С этого времени происходит постепенное вовлечение системы ОМС в процессы модернизации и реформирования здравоохранения. «Учетно-расчетные» функции, долгое время остававшиеся чуть ли не исключительным содержанием работы системы, стали дополняться решением специфических для здравоохранения задач.
Так, например, внедрение новых видов медицинской помощи, прежде всего – высокотехнологичной (ВМП), потребовало не только модернизации медоборудования, обучения врачей, реорганизации системы оказания медпомощи, но и включения экономических механизмов обеспечения доступности новых видов лечения для населения. Порядок прямого госфинансирования через выделение квот конкретным НИИ и клиникам изжил себя с приближением объема ВМП к расчетной потребности страны и кратным (почти в четыре раза за последние шесть лет) увеличением числа оказывающих ВМП медорганизаций и их распространением по всей стране. Адекватным решением оказалась система ОМС, путем погружения в которую «созревших» для этого видов ВМП и обеспечивается их доступность для граждан.
Причем, как утверждают представители медицинского сообщества и пациентских организаций, финансирование ВМП через систему ОМС оказалось предпочтительнее и для пациентов, и для здравоохранения в целом, нежели прямое госфинансирование через систему квот. ОМС в отличие от системы квот дает пациенту право выбора медицинского учреждения, в котором он может получить соответствующую услугу. Это создает конкуренцию между медорганизациями и стимулирует повышение качества и улучшение условий медобслуживания.
Но главные изменения в системе ОМС начались после того, как Минздрав несколько лет назад стал активно продвигать принципы пациентоориентированной медицины. Министр Вероника Скворцова, сама врач и ученый, способный находить нестандартные решения, решительно вменила медстраховым компаниям новые для них функции. Она определила это так: «Важнейшее участие в реализации принципа пациенто-ориентированности системы здравоохранения должны принять страховые медицинские организации. Именно они должны стать защитниками главного права каждого человека на сохранение здоровья и наряду с этим должны стать мотиваторами к ответственному поведению, здоровому образу жизни, активной профилактике».
Известные ранее рядовым застрахованным гражданам только тем, что выдают полисы, страховые организации, работающие в системе ОМС, стали создавать масштабную инфраструктуру взаимодействия с гражданами и нарабатывать для этого соответствующие медицинские компетенции. С 2016 года поэтапно был создан институт страховых представителей, в обязанности которых входит непосредственное взаимодействие с застрахованными, их информирование по возможностям получения медицинской помощи, сопровождение при организации оказания медпомощи, защита их прав и законных интересов в сфере ОМС. Особая задача страховых представителей – информирование и мотивирование граждан к заботе о своем здоровье, ведению ЗОЖ, своевременному прохождению диспансеризации и лечения по ее результатам. Судя по тому, что один из основных трендов современной медицины – концентрация внимания на сохранении здоровья и профилактике болезней – в последние годы дошел и до России, задачи страховых представителей в этом направлении в дальнейшем, надо полагать, будут серьезно расширены.
Корпус страховых представителей по всей стране достигает сегодня 9 тыс. человек. Немаловажно, что его работа финансируется не из фонда ОМС, а самими страховыми компаниями.
Как показал апрельский опрос ВЦИОМ, роль страховых представителей уже в значительной мере осознана и востребована в обществе. Их наиболее полезными функциями опрошенные назвали: контроль за качеством медицинских услуг и соблюдением сроков госпитализации (49%), информирование и напоминание о диспансеризации (43%), помощь пациентам в разрешении конфликтов (23%).
Конечно, новые задачи страховых компаний и института страховых представителей не будут с первого же дня выполняться идеально. Но факторов, которые постепенно начнут вращать колесики этого механизма в нужную сторону и с должной скоростью, теперь достаточно. Это и целенаправленные усилия Минздрава, и контроль со стороны Фонда ОМС, и заинтересованная активность граждан, получивших теперь в лице системы ОМС грамотного ассистента в своем взаимодействии с системой здравоохранения. Более того, с переходом системы ОМС на совсем другой режим взаимодействия с застрахованными, у страховых компаний появляется серьезный мотив работать лучше. Ведь гражданам теперь станет не все равно, в какой компании оформлять полис. Люди пойдут туда, где получат более внимательное отношение и более квалифицированную помощь. Благо менять свою страховую компанию по ОМС каждый имеет право раз в год.
Галина ГРАЧЕВА
Вся пресса за 28 мая 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
7 февраля 2025 г.
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Прибыль Freedom Holding Corp. выросла в 19 раз – результаты, которые удивляют
|
|
Калининград.Ru, 7 февраля 2025 г.
На четверть вырос страховой рынок Казахстана за год – АРРФР
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Состояние страхового сектора Казахстана: основные тренды и изменения
|
|
cbr.ru, 7 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
АмурПресс, Хабаровск, 7 февраля 2025 г.
Хабаровчан предупредили, что урегулировать убытки по ОСАГО можно через сайт или мобильное приложение страховщика
|
|
Брянская губерния, 7 февраля 2025 г.
Брянские автомобилисты смогут оформить ДТП по европротоколу через сайты страховщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Эксперты подчеркивают важную роль перестрахования в ликвидации пробелов в защите от кризисов
|
|
ТАСС, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз: в 2024 году установили рекорд по страхованию посевной площади
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Цели по прибыли страховщиков «все еще достижимы», несмотря на более высокие потери от лесных пожаров в Лос-Анджелесе
|
|
СенатИнформ, 7 февраля 2025 г.
Фермерам будет проще получить компенсацию при наводнениях и граде
|
|
Агроэксперт, 7 февраля 2025 г.
Площади посевов, застрахованных в РФ в 2024 году, стали рекордными — Минсельхоз
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Marsh отмечает дальнейшее смягчение в четвертом квартале на фоне падения мировых ставок на 2%
|
|
Интерфакс, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз предупредил об изменениях в сельхозстраховании с господдержкой в 2025 году
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 7 февраля 2025 г.
После заморозков 2024 года в России изменили правила страхования урожаев
|
|
Известия онлайн, 7 февраля 2025 г.
В России установлен рекорд по страхованию посевной площади
|
|
Коммерсантъ онлайн, 7 февраля 2025 г.
В 2024 году установлен рекорд по страхованию посевной площади
|
|
Финмаркет, 7 февраля 2025 г.
В 2025 году для российских аграриев в сельхозстраховании с господдержкой предусмотрен ряд изменений
|
 Остальные материалы за 7 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|