Банковское обозрение,
7 июня 2018 г.
Меморандум «Антимисселинг» 1035 просмотров
На «нулевом» дне XXVII Международного финансового конгресса банковским ассоциациям и финансовым СРО предложили меморандум о противостоянии недобросовестным практикам продаж финансовых продуктов и услуг.
Масштабы проблемы
«Суть проблемы мисселинга, которую мы сегодня видим, как проблему возрастающую, заключается в том, что потребитель при приобретении финансовых инструментов получает неполную или недостоверную информацию», - пояснил модератор круглого стола по поведенческому надзору, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
Чтобы противостоять сомнительным практикам, ЦБ предстоит создать систему взаимодействия участников сделки (в том числе и для удаленных продаж), где формировались бы именно правильные ожидания.
Как констатировал первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов, сегодня россияне достаточно хорошо знакомы с базовыми продуктами: пластиковые карты, переводы, кредиты… «Согласно нашему опросу 49% россиян знают, как работает АСВ, - добавил чиновник. - Все остальные граждане, по моему, обслуживаются в Сбербанке или ВТБ, и им просто в голову не приходило, что с вкладами может что-то случиться».
Но привлекательность банка, как института, и защищенность вклада, как инвестиции, естественным образом провоцируют продавцов повышать продажи и других инструментов. И эти продукты сопровождаются пояснениями, что, дескать, тоже застрахованы - без уточнения, где и кем. «Не обязательно в АСВ. И сама страховка может носить условный характер», - признает представитель регулятора. В итоге проявляется кредитный риск, субординированные кредиты списываются, облигации оказываются бумагами третьей стороны, а доверительное управление – не то же самое, что вклад.
И тогда банк заявляет: «Ты же подписал договор, где все про эти риски разъяснялось». И гражданину оказывается сложно защитить себя в суде, поскольку сами переговоры не записываются, как минимум, со стороны гражданина.
Позиция регулятора
При этом, продолжил Сергей Швецов, банки по юридической природе скорее несут ответственность не перед потребителями, а перед организацией, которая их наняла для продажи своих продуктов. Таким образом, эксперты Банка России, видят несколько вариантов, как «отучить кредиторов от мисселинга».
При наиболее мягком подходе регулятор через ассоциации предлагает их членам добровольно принять на себя обязательства следовать неким стандартам. «Естественно, мягкое регулирование можно усугублять раскрытием информации, какая организация соблюдает обязательства, а какая – нет. Можно в стандарты финансовых СРО включать пункт, что клиентское соглашение можно заключать исключительно с банком, который подписался под соблюдением стандартов», - рассуждал первый заместитель.
Впрочем, как он оговаривался, если говорить именно о банках, то проблема окажется в том, что часть банков не является членами профессиональных объединений, а ассоциации не имеют достаточных рычагов управления своими членами. В то время у СРО небанковского сектора такие рычаги есть. И по второму варианту банки можно обязать стать ассоциированными членами финансовых СРО. Но есть и более жесткий вариант – принятие закона, который обяжет банки следовать стандартам и нести отдельную ответственность за их исполнение.
«Не умаляя значения других финансовых организаций, мы отмечаем, что сегодня банки доминируют на финансовом рынке. И нам, как регулятору, хотелось бы, чтобы с точки зрения поведенческого надзора и в отношении банковских продуктов, появились некие стандарты и надзор со стороны ассоциаций, - резюмировал представитель регулятора. - Таким образом, мы ратуем за то, чтобы банковские ассоциации тоже стали СРО».
Проблемы на местах
«Участники рынка высказались практически единогласно, что базовым должен стать шаг, связанный с принятием регулируемых общих принципов того, как должны осуществляться продажи финансовых инструментов через кредитную организацию, - подхватил речь Михаил Мамута. - Результатом совместной работы и стал меморандум».
Итак, прямо в ходе круглого стола документ подписали СРО «Национальная финансовая ассоциация», Ассоциация банков России, Всероссийский союз страховщиков, Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Ассоциация негосударственных пенсионных фондов, Национальная ассоциация пенсионных фондов, чуть позднее – Ассоциация российских банков. Готовится присоединение меморандуму Национального совета финансового рынка и Национальной ассоциации частников микрофинансового рынка.
Понятно, что не только банки «замечены» в использовании недобросовестных практик при продажах. Причем, в каждой сфере финансового рынка есть свои нюансы, упрощающие или усложняющие противодействие мисселингу. Например, на страховом рынке активно развивается инвестиционное страхование жизни. И далеко не все приемы продвижения сервиса добросовестны.
Но президент ВСС Игорь Юргенс сообщил, что вскоре в сегменте произойдут положительные изменения. «Мы три месяца работали на стандартом, который, надеюсь, должен устроить как страховщиков жизни, так и регулятора. Ждем последних правок наших юристов и передадим документ в Банк России».
Впрочем, новация требует уточнения двух важных моментов. Во-первых, надзорная функция в рамках поведенческого контроля СРО до конца не сформулирована и не утверждена. Второе – предстоит работа по регулированию взаимодействия между СК и банками. «Чего там грех таить, 90% комиссий по ИСЖ уходит банкам, поэтому ответственность является обоюдосторонней», - сообщил Игорь Юргенс.
Свои камни преткновения перечислили и главы других профобъединений. И, как отметил президент «Национальной финансовой ассоциации» Василий Заблоцкий, самое главное, не наказать организации, допускающие промахи. а «привить культуру работы с конечным инвестором, чтобы практика мисселинга априори считалась порочной».
Игорь ЧУБАХА
Вся пресса за 7 июня 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Маркетинг, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 января 2025 г.
|
|
Вечерняя Москва, 23 января 2025 г.
Водителям напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Петербургский дневник, 23 января 2025 г.
Паспорт здоровья: как ОМС помогает петербуржцам предотвращать болезни
|
|
ТАСС, 23 января 2025 г.
Иванов: расходы из-за ЧП с мазутом должны нести страховщики
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 23 января 2025 г.
РСА объяснил необходимость расширения тарифного коридора
|
|
Portnews, 23 января 2025 г.
Индия допустила еще одну российскую компанию на рынок страхования нефтетанкеров
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Страховые компании Китая будут инвестировать 30% премий в китайские компании - власти
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Суд продлил приостановление корпоративных прав кипрского владельца «АльфаСтрахования»
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Жители новых регионов РФ с начала января купили более 100 тыс. полисов ОСАГО - РСА
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Варламов посетил Калифорнию и назвал проблему штата
|
|
BFM.Ru, 23 января 2025 г.
Индия расширила список компаний из России, которые могут предоставлять морское страхование танкерам
|
|
СенатИнформ, 23 января 2025 г.
Пассажиры такси при ДТП могут получить до 2 млн рублей по новой страховке
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Необходимость страхования смартфона оценили
|
|
Report.Az, Баку, 23 января 2025 г.
БОС возместило 967 тыс. манатов по ДТП с участием незастрахованных транспортных средств
|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 23 января 2025 г.
Единая система автостраховки ОСАГО между Беларусью и РФ заработает с 1 апреля
|
|
5 колесо, 23 января 2025 г.
В России хотят уменьшить штрафы для такси за отсутствие страховки ОСГОП
|
|
Российская газета-Сибирь, 23 января 2025 г.
В Кузбассе будут судить расхитителей средств фонда ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 23 января 2025 г.
Россияне стали чаще покупать медстраховку, а не получать ее от работодателя
|
 Остальные материалы за 23 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|