Во многих странах мира страховые компании создают специальные гарантийные фонды, призванные защитить потребителей страховых услуг от неплатежеспособности компаний. У нас в России существует только один такой фонд - по обязательной "автогражданке". Нужны ли гарантийные фонды по другим видам страхования, в какой форме они могут создаваться, что в итоге получат от этого нововведения страховые компании и их клиенты - все эти вопросы в последнее время активно обсуждаются на страховом рынке, пишет издание.
ПРАЙМ,
18 июля 2005 г.
Страховой полис с гарантией 847 просмотров
Во многих странах мира страховые компании создают специальные гарантийные фонды, призванные защитить потребителей страховых услуг от неплатежеспособности компаний. У нас в России также существует прецедент создания фонда защиты страхователей, правда пока только по одному виду страхования - по обязательной "автогражданке". Все страховщики отчисляют 3 процента от страховых взносов по ОСАГО в Российский союз автостраховщиков и, таким образом, несут солидарную ответственность по всем выданным полисам "автогражданки". Нужны ли гарантийные фонды по другим видам страхования, в какой форме они могут создаваться, что в итоге получат от этого нововведения страховые компании и их клиенты - все эти вопросы в последнее время активно обсуждаются на страховом рынке. В течение ближайших двух лет с рынка будут уходить страховые компании, которые не смогут выполнить требования к уставному капиталу. Повышение требований к уставному капиталу происходит в 3 этапа. По итогам первого этапа летом-осенью 2004 г без лицензии остались более 200 компаний. И хотя эти страховщики собирали не более 0,2 проц от общих взносов, по мнению Росстрахнадзора, уже сейчас стоит задуматься о способах, позволяющих избежать возможных волнений в будущем в случае банкротств страховщиков. Кроме того, по мнению главы Росстрахнадзора Ильи Ломакина-Румянцева, тема гарантирования будет становиться все более актуальной по мере того, как российский рынок страхования будет приближаться к классическому. Самая надежная компания имеет шанс перестать стать страховщиком по независящим от нее причинам: может упасть 10 спутников подряд, или произойти кумуляция рисков в результате крупного землетрясения, и компания может оказаться банкротом, говорит он, отмечая, что риски банкротств страховщиков будут расти. Понятно, что для внедрения системы гарантирования в России изобретать велосипед не стоит. Для этого можно использовать зарубежный опыт, адаптировав его к российским условиям. Во всем мире существует 2 модели фондов защиты страхователей. Первая - создание фондов по определенному виду страхования, вторая - так называемые общие фонды, в которых гарантии распространяются на все договоры страхования, заключенные участвующими в нем страховыми компаниями. При этом общие фонды, как правило, охватывают широкий спектр договоров, как по обязательному, так и по добровольному страхованию. Традиционно существуют общие фонды, работающие применительно только к страхованию жизни и только к страхованию "не жизни", что связано с практикой разделения страховщиков по этим двум направлениям деятельности. Кроме того, есть ряд отраслей, которые вообще не охватываются фондами защиты страхователей к ним, например, относится морское страхование. Существует различный подход к определению размера компенсаций из гарантийных фондов. В некоторых странах установлен максимальный лимит выплаты, так, в Канаде лимит выплаты по страхованию жизни составляет 130 тыс долл, во Франции - 70 тыс евро. В ряде стран, например, в Японии и Великобритании такого лимита нет. Вместо этого они ограничивают компенсацию 90 проц от требований. Также есть различия и по охвату страхователей, которые имеют право на получение гарантийных выплат. В некоторых странах право на выплаты имеют только физические лица. Немаловажным вопросом является и система формирования гарантийных фондов. Простая арифметика, которая у нас используется для определения суммы отчислений в компенсационный фонд РСА, не применяется практически нигде в мире. Хотя в некоторых странах страховщики также отчисляют определенный процент от взносов, но размеры платежей могут понижаться или задерживаться в случае накопления определенной суммы, а не зафиксированы на одном уровне, как это происходит у нас по ОСАГО. Представители российских страховых компаний считают, что создание на российском страховом рынке общего гарантийного фонда в принципе невозможно. Президент "Ингосстраха" Вячеслав Щербаков отмечает, что это связано как с разноплановостью страховых портфелей компаний, так и с тем, что страховой рынок не развит и страховщики просто не потянут эту дополнительную нагрузку. При этом страховщики с неохотой соглашаются, что тема гарантирования может быть актуальна для обязательных видов страхования. Этой же точки зрения придерживается и начальник департамента экспертного управления Администрации президента Андрей Слепнев. "Государство, обязывая всех приобретать страховые услуги, должно принять меры к тому, чтобы гарантировать всем потребителям, что система будет работать без сбоев", говорит он. Если обобщить все аргументы страховщиков, то они сводятся к следующему. Потребители страховых услуг становятся менее разборчивыми в выборе страховщика, им становится практически все равно где страховаться, если выплата будет осуществлена в любом случае. Крупные компании не хотят платить за маленькие, и субсидировать их развитие и, если быть откровенными, то они вообще не хотят платить. Именно поэтому представители крупных компаний предлагают подождать, пока рынок "очистится" от сомнительных компаний, станет более финансово-устойчивым и уж тогда поднимать эту тему. Многие также считают, что все проблемы можно решить более эффективной работой страхового надзора. Хотя есть и другая сторона медали. В качестве плюса введения гарантирования можно отметить повышение доверия к страхованию со стороны страхователей, что является немаловажным фактором с учетом очень небольшого по любым меркам рынка добровольного страхования в нашей стране. Кроме того, невключение страховых компаний в систему гарантирования привело бы к уходу с рынка непрофессиональных, неплатежеспособных страховщиков. Стоит отметить, что аргументы страховщиков против гарантирования не очень-то убеждают Росстрахнадзор. И.Ломакин-Румянцев отмечает, что примерно такие же аргументы приводили банки 10 лет назад, когда начинала обсуждаться тема страхования вкладов. Теперь большинство из них вступили в эту систему и делают в нее отчисления. Он также считает, что простым усилением страхового надзора проблемы повышения защиты страхователей не решить. В нашей стране, где рынок еще находится на этапе становления, любая компания может стать банкротом. В этом случае надзор не сможет заменить страховщика в его отношениях с клиентами, но эту функцию может выполнить рынок, говорит он. Стоит отметить, что, скорее всего, к обсуждению темы гарантирования в отдельно взятом виде страхования страховое сообщество вернется уже осенью. В этот период ожидается рассмотрение Госдумой законопроекта об обязательном страховании ответственности опасных объектов, который предусматривает создание гарантийного фонда.
Вся пресса за 18 июля 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Ассоциации, союзы, пулы, фонды
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 декабря 2024 г.
|
|
Дейта, Владивосток, 26 декабря 2024 г.
Штрафы за езду без страховки с камер начнут приходить автовладельцам уже в 2025 году
|
|
Конкурент, Владивосток, 26 декабря 2024 г.
Аварийные водители за все заплатят: тарифы по ОСАГО отпустят в свободное плавание?
|
|
Волгоградская правда, 26 декабря 2024 г.
Мошенники заработали миллионы на подставных ДТП с дорогими иномарками
|
|
NEWS.ru, 26 декабря 2024 г.
Страховщик раскрыла, почему нужно повысить штрафы за отсутствие ОСАГО
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 26 декабря 2024 г.
В Кургане по делу автоподставщиц Камшиловых задержали еще одного фигуранта
|
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
|
Татар-информ, Казань, 25 декабря 2024 г.
Уфимцев: Для безаварийных водителей появится допскидка по ОСАГО за счет хорошего КБМ
|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 25 декабря 2024 г.
Цена ОСАГО в 2025 году вырастет в среднем на 9%
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|