Кузов,
12 июля 2018 г.
О процессе урегулирования страховых случаев ОСАГО. Возвращение к пройденному 898 просмотров, 4 комментария, самый новый добавлен 19 июля 2018 года в 10:29
Любого автора интересует реакция читателей на его материалы, поэтому статья Геннадия Редькина, написанная по следам моего материала в 64-м выпуске журнала, не просто заинтересовала меня, но и побудила написать несколько ответных строк. Тем более, что общие проблемы можно решить, только когда есть понимание сути этих проблем, хотя бы на уровне профессионального сообщества, которое еще нужно облечь в форму проектов документов и донести до законодателя или органа исполнительной власти.
В этом, собственно говоря, в своем материале уважаемый оппонент обвиняет страховщиков, которые, как следует из его слов, не только «разработали и утвердили «ЕМ», но и передают разработанное ими обновление справочников, которое Центробанк визирует». И ведь это строки, написанные специалистом, ставящим одной из своих задач не просто независимое исследование по определению расходов на ремонт, а именно защиту потерпевших в ДТП. Но ведь не было никакого утверждения страховщиками ЕМ, а было достаточно широкое обсуждение проекта в рамках Экспертного Совета, созданного по указанию Центробанка с широким участием специалистов разных направлений, и нет никакого визирования справочников со стороны Центробанка.
В попытке понимания профессиональными участниками процесса урегулирования страховых случаев ОСАГО корня проблем и роли каждого из этих участников для начала стоит обратить внимание на статью одного из постоянных экспертов журнала Алексея Соболевского о проблемах «автоюризма», по сути, предваряющую обсуждение в 66-м выпуске. В своем анализе автор, среди прочих выводов, повторяет известную фразу, что одной из проблем является неэффективность служб безопасности страховых компаний, и что «страховая компания, являясь коммерческой организацией, в первую очередь заинтересована в снижении таких (мошеннических – Д.С.) случаев, а никак не государство».
Вот против этого тезиса имеются серьезные возражения. Во-первых, потому что повторение из раза в раз фразы про коммерческие интересы страховщиков все равно не затмит коммерческих интересов ни «автоюристов», ни авторемонтников, ведь не случайно на одно из заседаний рабочей группы в ЦБ РФ по внесению изменений в ЕМ дилеры направили десант, численно превосходящий число участников рабочей группы, и вновь настойчиво предлагающий использовать в качестве базы для справочников средней стоимости рекомендованные розничные цены производителей или их производные. Во-вторых, что касается интереса, на мой взгляд, автор ошибается в ключевом вопросе, на который в начале статьи сам же и указывает – вопрос этот в роли и интересе государства, а по большому счету в его ответственности перед своими гражданами.
ОСАГО – это проект огромной социальной значимости, так давайте вспомним, как ведут себя и законодатель, и органы исполнительной власти в рамках реализации этого проекта. Институт независимых экспертов-техников появился в первой редакции ФЗ-40 в далеком 2002 году, а вот сами первые легальные аттестованные эксперты-техники были внесены в государственный реестр только спустя 10 лет. Долгие десять лет страховщики вынуждены были проводить страховые выплаты в нарушение закона и выстраивать всяческие схемы. Понятно, что одно нарушение закона неминуемо ведет к следующему, вот и наплодили страховщики «карманных» экспертов, работающих на «коротком поводке», согласно трактовке Геннадия Редькина.
С этим его утверждением нет смысла спорить, а вот его следующее утверждение о том, что «последние почти 15 лет это в своей большой массе сходило им с рук» нуждается в уточнении – сходило, сходит и еще не понятно какое время будет сходить, потому что, как я уже написал в 66-м выпуске, нет ни единого органа, регулирующего независимую техническую экспертизу, хотя бы в рамках ОСАГО, нет логичного и связного регулирования даже в узком вопросе – аттестации экспертов-техников и порядка аннулирования их аттестации.
Отдельные решения Межведомственной комиссии (МАК) в отношении экспертов-техников, проводящих первичную экспертизу, только подтверждают, что это исключение из общего правила, и никакой системы контроля нет. Так чья же это зона ответственности – страховщиков, экспертов, юристов? Установление единого порядка регулирования – задача государственных органов, и без их целенаправленной и постоянной работы в этом направлении никакое профессиональное сообщество, особенно занимающееся коммерческой деятельностью, не будет исполнять своей гражданской миссии, и никакое гражданское общество не способно к саморегулированию, тем более что разговоры о всякого рода гражданской позиции заканчиваются там, где начинается коммерческий интерес каждого отдельного участника.
Возвращаясь непосредственно к материалу Геннадия Редькина, хочется озвучить еще несколько возражений. ЕМ, конечно же, содержит массу «несуразностей», часть из которых как раз и является результатом творческого процесса в Экспертном совете, когда разным участникам удалось включить или удалить целые абзацы, что явно не пошло на пользу документу. Но призыв «исправлять эти недоработки из самой Методики, а не лезть в процесс, который всегда был во власти технарей авторемонтников», вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Разве у нас в процессе ремонта нет разных подходов и все «разложено по полочкам»? Одна классификация ремонтов от 0 до 4 и трудоемкостей на их базе, которая практически без изменений переписывается с 70-х годов прошлого века и никак не учитывает ни новых технологий, ни реальных современных хронометражей, чего стоит!
В утверждение о том, что «не могут быть сегодня одинаковыми цены на стоимость нормочаса авторемонтных работ и стоимость запасных частей в Кургане, который находится на 78 месте в рейтинге благополучия регионов, и в ХМАО, находящемся на 17 месте в этом рейтинге. Совсем другие цены, хоть и относят их разработчики «ЕМ» почему-то к одному экономическому району…», давайте внесем некоторые уточнения. Разработчики ЕМ не относили указанные регионы к экономическим регионам, а использовали официальный документ Росстата. А по поводу того, что цены разные – давайте вернемся к тем же автопроизводителям и дилерским сетям, гарантирующим единый уровень рекомендованных розничных цен на всей территории РФ, а теперь еще и максимальных цен перепродажи, это как раз к теме «технарей авторемонтников», упомянутых выше, в процессы которых нас призывают не лезть, так что, если верить призыву, то нужно верить им на слово.
И еще одно, о чем собственно говоря, я уже писал и в предыдущей статье и в этой – «очень позитивный росток по натуральному урегулированию пытались прорастить на совсем не подготовленной почве…» – ведь это ответственность государства, которое решило провести очередной неподготовленный эксперимент на своих гражданах, поэтому нет смысла анализировать и искать грехи в действиях страховщиков или ремонтников, каждый действует в своих коммерческих интересах и максимально использует для этого все лазейки.
Понятно, что каждый из нас, по сути своей, даже являясь профессиональным участником рынка ОСАГО, может в любой момент оказаться в роли виновника ДТП или пострадавшего, но настораживает момент, когда НЕЗАВИСИМЫЕ эксперты, подчеркивая эту самую независимость, четко занимают сторону одного из участников процесса, пусть и самого незащищенного и массового. Ведь, по логике, стоит определиться, либо ты реально независимый, и тогда ты эксперт, либо ты защищаешь одну из сторон, и тогда дорога тебе в автоюристы (в самом хорошем понимании этого слова).
Это основные мысли по поводу материалов, которыми я ни в коей мере не хотел смутить или усомниться в профессионализме моих коллег и собеседников.
Сергей ДОРОФЕЕВ, генеральный директор Национальной ассоциации экспертных компаний на автотранспорте (НАЭКо)
Вся пресса за 12 июля 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|