Закону об обязательном страховании автогражданской ответственности исполнилось два года. И все так же страховщики жалуются на растущие убытки, а автовладельцы требуют снижения тарифов, пересмотра повышающих коэффициентов и наказания страховщиков за несоблюдение сроков, размера и порядка страховых выплат по полисам ОСАГО. И те и другие с нетерпением ждали принятия поправок в закон, сообщает издание.
Российские вести,
27 июля 2005 г.
Страховщики не похудеют
1043 просмотра
Закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) исполнилось два года. И все так же страховщики жалуются на растущие убытки. Автовладельцы же требуют снижения тарифов, пересмотра повышающих коэффициентов и наказания страховщиков за несоблюдение сроков, размера и порядка страховых выплат по полисам ОСАГО. И те и другие с нетерпением ждали принятия поправок в закон. Дождались...
Недавно Совет Федерации одобрил поправки в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО), изменяющие условия предоставления компенсационных выплат. В результате выплаты профессиональным объединением страховщиков (Российский союз страховщиков) будут осуществляться не только за вред, причиненный жизни и здоровью, но и за ущерб, причиненный имуществу потерпевших в случае отзыва лицензии или применения к страховщику процедуры банкротства. До недавнего времени Российский союз страховщиков (РСА) выплачивал потерпевшим компенсацию только в случае банкротства страховщика или если лицо, ответственное за причиненный потерпевшему вред, установить не удалось. Однако если автогражданская ответственность виновника аварии не застрахована или он скрылся с места происшествия, выплаты, как и сейчас, будут производиться только по ущербу, причиненному жизни и здоровью пострадавших.
Закон также увеличивает размер компенсационных выплат до 240 тыс. рублей при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, и до 160 тыс. рублей - за одного потерпевшего. В предыдущей редакции закона первый обратившийся за страховой выплатой потерпевший мог рассчитывать на 160 тыс. рублей по ущербу здоровью, то есть в случае, если ему выплачивалась вся сумма лимита, остальным участникам аварии, обратившимся за выплатой, не доставалось ничего.
Одновременно депутаты приняли поправки в закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации", изменяющие требования к дублированию наименования субъекта страхового дела. Отныне страховщик не имеет права полностью использовать обозначение, индивидуализирующее другую страховую компанию, что может привести к тому, что значительная часть страховщиков лишится лицензии на осуществление деятельности по причине частичного совпадения фирменных наименований. Неужели именно эта проблема (а точнее, создание новой проблемы) представляется депутатам наиболее актуальной в сфере автострахования?
Между тем ОСАГО все еще остается выгодным бизнесом, в то время как водители, для блага которых вводилось обязательная страховка, остаются в проигрыше. Люди "голосуют ногами": в этом году далеко не все автовладельцы (примерно на полмиллиона меньше), несмотря на штрафы, перезаключили договоры ОСАГО.
Некоторые компании затягивают сроки выплат от нескольких месяцев до полутора лет и не торопятся отдавать деньги, даже если у автомобилиста есть на руках решение суда. Более того, для получения законной страховки пострадавшему зачастую требуется не только сохранить товарные чеки на купленные лекарства, но и получить на них подпись врача и даже доказать использование лекарств по назначению. Возникает ощущение, что число этих отговорок бесконечно, и компания все равно найдет способ не выплачивать страховку. Впрочем, это касается в первую очередь крупных страховых компаний, в то время как малый страховой бизнес, как правило, заботясь о своем имидже и клиентах, старается работать на совесть.
А недавно ко всем печалям автолюбителей добавилась еще одна - приобретая полис ОСАГО, они рискуют заплатить за подделку, поскольку две утратившие лицензию страховые компании - Западно-Сибирская транспортная страховая компания (ЗСТСК) и АВЕСТ - почему-то не сдали в РСА несколько тысяч чистых бланков полисов. В настоящее время РСА ведет сбор около 80 тысяч полисов, оставшихся в распоряжении двух страховщиков с отозванной лицензией. Эти бланки считаются документами строгой отчетности, ведь если они попадут в руки мошенников, те смогут продавать недействительные полисы.
По данным Росстрахнадзора, в 2004 году сумма страховых премий, собранных по ОСАГО, составила 49,2 млрд. рублей, в то время как выплатили страховщики 19,2 млрд. рублей по урегулированным случаям и 2,5 млрд. рублей по неурегулированным. В этих условиях страховщики продолжают говорить о растущих убытках: за 2003 год - 46,06%, за 2004 год - 62,36%. А выплаты по ОСАГО в I квартале 2005-го выросли на 100,1%. К причинам убыточности они относят и высокую аварийность (ежегодно около 30 тысяч убитых и 200 тысяч раненых в ДТП), изношенность автопарка, инфляцию.
При этом очевидно, что говорить об убыточности автогражданки можно исключительно применительно к отдельным регионам, прежде всего северным. Сложности зачастую могут испытывать и некоторые группы страховщиков (небольшие компании, работающие на узком портфеле).
Конечно, правительственные чиновники оговорились, что усовершенствование законодательства об ОСАГО на принятых поправках не остановится. Действительно, если Минфин сумеет до конца года в очередной раз доработать закон, следующим новшеством станет возможность оформления страховых случаев при совершении дорожно-транспортного происшествия без участия сотрудников ГИБДД. Правда, это будет возможно только в том случае, если в аварии участвовало не более двух автомобилей, сумма ущерба незначительна и нет ущерба жизни и здоровью людей. По мнению экспертов, доля таких происшествий составляет около 90%. Минфин предлагает также установить право потерпевшего обращаться с требованием о страховой выплате непосредственно к своей страховой компании. Таким образом, будет упрощена процедура оформления документов участниками ДТП.
Тем не менее, рассчитывать на введение в России упрощенной схемы оформления ДТП и страховых выплат можно только через 2-3 года, когда для этого будут подготовлены законодательная база, единые стандарты технической и медицинской экспертизы и единый информационный реестр данных обо всех автовладельцах. Интересно, насколько различаются эти стандарты сейчас, если на их унификацию требуется несколько лет?
Что же касается ставок страховых взносов по ОСАГО, то Минфин считает, что к обсуждению их изменения можно будет вернуться лишь через год, поскольку этот вопрос, по его мнению, может быть рассмотрен только по итогам трех лет с начала действия закона. При этом, по мнению крупных страховщиков, ситуация на рынке должна стабилизироваться к пятому году действия закона, то есть в 2008 году, когда на рынке "автогражданки" останется 20-30 компаний против 170 сегодня.
И все же тарифы были несколько изменены. Они уменьшились на 16% для жителей городов с населением от 10 до 50 тысяч человек. При этом одновременно на 25% были увеличены тарифы в небольших городах с населением менее 10 тысяч человек (в них проживает 4 миллиона автовладельцев). Также немного уменьшились штрафные надбавки за аварийную езду.
Почему-то снижение тарифов продолжает восприниматься, скорее, как ущемление прав граждан, которые в итоге не получат достаточных средств на лечение и ремонт машины. Но большинство населения привыкло и продолжает руководствоваться логикой "лучше меньше заплати, пусть и получишь копейки", поскольку никому не доверяет и лишних средств не имеет.
Понятно, что ни в одной стране введение ОСАГО не вызывало восторга водителей. Вместе с тем в большинстве развитых стран "автогражданка" существует уже десятки лет и полностью себя оправдывает.
Клара ДИАНОВА
Вся пресса за 27 июля 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 декабря 2024 г.
|
|
Парламентская газета, 11 декабря 2024 г.
К страхованию пассажиров такси хотят подключить агрегаторы
|
|
Агроэксперт, 11 декабря 2024 г.
Аграрии РФ смогут застраховать на льготных условиях аквакультуру в 2025 году
|
|
Коммерсантъ, 11 декабря 2024 г.
Огонь на возмещение
|
|
Реальное время, Казань, 11 декабря 2024 г.
Добровольное медицинское страхование в Татарстане подорожает на 15%
|
|
Авторадио, 11 декабря 2024 г.
В России могут появиться краткосрочные полисы ОСГОП для таксистов
|
|
Интерфакс, 11 декабря 2024 г.
Страховщики предложили минимальный срок в 10 дней для краткосрочных полисов ОСГОП для такси
|
10 декабря 2024 г.
|
|
74.ru, Челябинск, 10 декабря 2024 г.
Владелец Tesla шокирован стоимостью ремонта после ДТП
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 10 декабря 2024 г.
Премии страховщиков Казахстана за январь-октябрь превысили Т1 трлн – АРРФР
|
|
Финмаркет, 10 декабря 2024 г.
Почти половина собранных премий на страховом рынке РФ в январе-сентябре приходится на страховщиков жизни
|
|
Финмаркет, 10 декабря 2024 г.
За 9 месяцев общий уровень выплат страховщиков снизился до 42,6% - ЦБ
|
|
Казахстанская правда, 10 декабря 2024 г.
Чистая прибыль страховщиков превысила за месяц 20 млрд тенге
|
|
Финмаркет, 10 декабря 2024 г.
Японская Nippon Life намерена выкупить американскую Resolution Life за $8,2 млрд
|
|
СаратовБизнесКонсалтинг, 10 декабря 2024 г.
Мошенники заморочили горожанина «страховкой» и «Госуслугами»
|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 10 декабря 2024 г.
Новосибирцы похитили больше 3 млн рублей на махинациях с ОСАГО
|
|
Клерк.Ру, 10 декабря 2024 г.
Сотрудник не платит НДФЛ за полис ДМС от работодателя
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 декабря 2024 г.
Спрос на «покрытие организованной преступности» растет в Мексике на фоне более опасной деятельности картелей
|
|
Saratovnews, Саратов, 10 декабря 2024 г.
Сотрудника саратовского вуза обманули на 1,3 млн рублей
|
 Остальные материалы за 10 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|