Банкир.ру,
27 августа 2018 г.
Ты мне, я тебе: страховщики и НПФ поделятся клиентами? 353 просмотра
Правительство в очередной раз отложило рассмотрение концепции индивидуального пенсионного капитал (ИПК) до конца года. Несмотря на то, что конкретные условия ИПК еще не определены, Всероссийский союз страховщиков (ВСС) уже выразил желание участвовать в новой системе, направив соответствующее письмо в Минфин.
Безусловно, участие в пенсионных системах различных финансовых институтов – мировая практика. Однако при этом в стороне остается вопрос об аналогичной возможности для негосударственных пенсионных фондов (НПФ). То есть, разрешая страховщикам работу с ИПК, необходимо предусмотреть и соответствующие возможности для НПФ. Это необходимо, если мы хотим получить сбалансированный рынок и работающие механизмы накоплений для граждан.
Пенсионной рынок в рекордно короткие сроки прошел этапы развития, аналогичные тем, которые несколько лет назад происходили со страховыми компаниями. Однако у пенсионных фондов по-прежнему не появилось таких прерогатив, какие в процессе эволюции получили страховщики. Например, негосударственные пенсионные фонды не могут развивать кобренды или предлагать коробочные продукты, чем активно пользуются страховщики, продвигая свои продукты через банковский канал. Кроме того, в отличие от страховых компаний, рынок НПФ гораздо более серьезно зарегулирован. В индустрии действуют законодательные ограничения на доступные инвестиционные инструменты, установлена максимальная граница расходов на ведение дел, ведется персонифицированный учет пенсионных прав и так далее. Наконец, не стоит забывать, что пенсионные накопления граждан в НПФ застрахованы Агентством по страхованию вкладов, тогда как у страховщиков гарантийный фонд отсутствует.
Один из аргументов, почему страховщики должны участвовать в системе ИПК, состоит в том, что они смогут привлечь больше граждан, а соответственно и средств, пользуясь собственной, уже выстроенной и диверсифицированной сетью продаж. Однако, во-первых, НПФ за последние годы работы существенно развили сеть привлечения и также активно работают с банками. И, во-вторых – достаточный приток средств, необходимый для последующих выплат пенсий, обеспечит вовсе не географически разветвленная сеть офисов, а только корректно заданные изначально параметры вступления в систему.
Сейчас при подключении граждан к будущей системе индивидуального пенсионного капитала выбор стоит между автоподпиской и авторегистрацией, причем в правительстве склоняются ко второму варианту. Этот механизм означает, что гражданину, желающему участвовать в системе формирования ИПК, придется писать заявление для того, чтобы с его зарплаты отчислялись пенсионные взносы. В то время как автоподписка предусматривала, что все официально работающие граждане автоматически «входят» в систему, и заявление необходимо подавать уже для отказа от отчислений в ИПК. Таким образом, система ИПК, построенная на авторегистрации, практически не будет отличаться от уже существующей системы корпоративных пенсий (НПО). Сегодня порядка 6 млн человек формируют пенсии через НПО, и дублирование этой системы негосударственного пенсионного обеспечения системой ИПК не будет эффективным. По экспертным оценкам, внедрение вместо автоподписки модели авторегистрации снизит объем ежегодно поступающих в систему средств с 20-30 млрд рублей до 1-2 млрд рублей. По данным опроса НАФИ, лишь 16% наших соотечественников готовы участвовать в накопительной системе самостоятельно или за счет работодателей.
Результаты опроса в очередной раз показали, что подавляющее большинство россиян не задумывается о своем пенсионном будущем, в то время как механизм формирования пенсии посредством включения в процесс самих работников путем автоподписки давно работает в развитых странах. Аналогичные системы пенсионных накоплений уже зарекомендовали себя в Европе и Америке. К примеру, в Великобритании пенсия состоит из двух частей: из отчисляемых денег в фонд социального страхования, а также самостоятельно накопленных средств на пенсионном счете в негосударственном фонде. Кстати, после введения в Великобритании автоподписки доля населения, участвующего в системе частного пенсионного обеспечения, выросла с 50% до 90%.
Добавлю, что сама суть пенсионных накоплений базируется на двух принципах: создание длинных денег в экономике и их гарантированная сохранность при наступлении обязательств по выплате. Для этого пенсионные средства размещаются «в долгую», причем обязательным для НПФ является наличие соответствующей экспертизы и инфраструктуры (в том числе риск-менеджмента) для целей долгосрочного инвестирования.
Кроме того, по понятным причинам, необходимо обеспечить приток средств в систему, а также сделать средства пенсионного капитала неприкосновенными (запрет на досрочное их снятие со счета). В условиях низкой финансовой грамотности населения и не сформировавшейся пока практики долгосрочного планирования бюджета любые дополнительные действия со стороны работника – а именно такие действия предполагает система авторегистрации – ограничат массовость применения этого инструмента.
Для того, чтобы система ИПК стала эффективной, нужно с самого начала вводить ее в практику с корректными параметрами. Позитивный сценарий запуска ИПК возможен лишь при автоматическом включении граждан (через автоподписку), с одновременным проведением активной информационной кампании. Ведь чем сложнее будет новый порядок, тем меньше людей захотят разбираться в нем и участвовать в системе.
Марина РУДНЕВА, генеральный директор финансовой группы «Будущее»
Вся пресса за 27 августа 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Пенсионное страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|