До 30% объема страховых выплат по ОСАГО ежегодно теряют страховщики в результате страхового мошенничества. Треть всех случаев "двойных игр" остается невыявленной, пишет "Тюменская правда", опросившая представителей компании "Росгосстрах-Урал". По их мнению такая ситуация обусловлена тем, что случаи мошенничества в автостраховании сложнодоказуемы.
Тюменская правда,
30 июля 2005 г.
Фокусники на дорогах 968 просмотров
Анекдот в тему. Перед светофором стоит "Мерседес". Дико визжа тормозами, в него на полном ходу врезается "Запорожец". Из шестисотого вылезает новый русский. На ходу швыряя в салон сотовый телефон, подбегает к вылезающему мужчине из второй машины:
- Ну, ты как?!! Не ушибся? Не порезался? Не поранился? Посмотри: руки-ноги целы? Шея не болит? Точно все нормально?
Тот в шоке:
- Да вроде все нормально, спасибо.
Новый русский облегченно обнимает его за плечи:
- Ну, тогда поехали смотреть квартиру.
Сегодня подобные ситуации все чаще приобретают иной финал.
- Сталкиваются "Мерседес" и "Запорожец". За "Запорожец" страховая компания максимум, что может заплатить, его остаточную стоимость (примерно одну-две тысячи рублей, даже если машина в колобок смята), - рассказывает начальник автотранспортного отдела ООО "Росгосстрах - Урал" Управления по Тюменской области Сергей Васильевич Окунев.
- А у поврежденного "Мерседеса" две-три детали на 120 тысяч рублей тянут. Поэтому даже если будет прав хозяин "Запорожца", водитель "Мерседеса" подходит к нему и говорит: "Слушай, мужик, бери вину на себя. Завтра же пригоню тебе "Жигуленка". В итоге один получает новую машину, а второй - со страховой компании 120 тысяч рублей. Совершен рядовой факт мошенничества.
Как и следовало ожидать, Закон об ОСАГО и ажиотаж вокруг автострахования в целом создали благоприятные условия для мошенников в этой сфере. При этом эпицентр их деятельности лежит в области обязательного страхования. Количество случаев страхового мошенничества в России ежегодно увеличивается на треть (только согласно зарегистрированным данным, реальные показатели, конечно, гораздо выше).
- Голь на выдумки хитра, - смеется Сергей Васильевич. - Сегодня мы знаем несколько способов жульничества, через день-два еще один вид деятельности всплывает. Машин сейчас пруд пруди. Люди покупают их, а продать не могут, так как подержанный товар на рынке невостребован. Поэтому один из основных видов мошенничества - имитация под факт угона, пожара или аварии.
Вот какой случай произошел в одном из сел Тюменской области. Было у его жителя две похожие машины. Обе незастрахованные. Одна из них пострадала в пожаре. Мужчина обращается к страховому агенту с просьбой застраховать свой автомобиль. Агент приезжает, оформляет документы - все как положено. Только через пару месяцев посещает тот мужчина страховую компанию: сгорела, говорит, моя машина. Хочет возмещение за ущерб получить. Страховщики поднимают документы. Вот тут-то и всплывают сгоревшая машина, но незастрахованная, и застрахованная, но целехонькая. Дело проясняется.
Иногда сразу несколько клиентов проводят общую махинацию. Недавно, например, обратился в страховую компанию за выплатами молодой человек, тоже житель поселка. Рассказал историю о ДТП. Прибывает руководитель страхового отдела в поселок, чтобы все на месте изучить. Встречает главу местной администрации и узнает, что в аварию водитель действительно попал, но, оказывается, не столкнулся со встречным авто, а съехал в кювет. И произошло это не пару дней назад, а пару месяцев.
Еще один случай из серии "Врезается "Запорожец" в "Мерседес"...". Девятая модель въезжает в заднюю часть "Джипа". Возможно ли, чтобы при этом (по словам водителя "Джипа") были повреждены крыша и стекла боковой двери иномарки, если "девятка" в силу особенностей своей модели не способна даже достать до его бампера "иностранца"? Сейчас служба безопасности проводит расследование, в ходе которого доказывает, что это сговор водителей, мошенничество.
Похожая ситуация. В роли столкнувшихся машин выступают японская спортивная и третья модель. Якобы последняя обогнала спортивную, подрубила и перевернула.
- Явная подстава, - комментирует начальник транспортного отдела. - На спортивных машинах ездит, как правило, молодежь. Для нее дело чести - не дать себя обогнать. Бывает, втихушку махинации свои проворачивает не клиент, а непосредственно сам страховой агент. Он может выписать полис за полцены, поделив с клиентом сэкономленные деньги. Или дать его напрокат для прохождения техосмотра в ГАИ и потом сдать страховщику как испорченный. Может не донести до компании страховой взнос в надежде, что у клиента ничего не случится. Наконец, страховой агент может попросту украсть бланки полисов и продавать их, присваивая взносы.
Как рассказал руководитель отдела безопасности и защиты информации ООО "Росгосстрах - Урал" Евгений Рахманович Аширов, в этом году в страховую компанию Ханты-Мансийска обратились несколько человек, чтобы получить полагающиеся им деньги, однако в базе данных компании сведений о клиентах не оказалось. Хотя страховые взносы ими были оплачены. Следствие показало, что агент, работающий на договорной основе, присвоил себе 65 полисов. Застраховать успел 23 клиента. Естественно, оба экземпляра каждого полиса, как и уплаченные деньги, он хранил у себя дома. Компания взяла возмещение ущерба на себя, а в прессе появилось объявление с просьбой пострадавшим клиентам сдать свои страховые полисы. Тем не менее, по словам Евгения Рахмановича, наиболее часто мошенничество происходит именно по сговору страхового агента и клиента. Типичная ситуация - выписывание полиса "задним числом".
- Угнали у водителя автомобиль, он за голову и схватился: господи, машина-то незастрахованная! Понесены убытки. Понимаю еще, если украден старый "жигуленок". Погорюет пару дней и успокоится. А если джип? Пойдет к страховому агенту и договорится с ним о страховании уже угнанного железного коня. Конечно, за определенную сумму, - поясняет Сергей Васильевич.
Впрочем, отличить мошенника от настоящего пострадавшего можно. Прибегает как-то клиент за выплатой. Бурно рассказывает о жутких последствиях произошедшей на днях, аварии. Машина - вдребезги. В салоне - осколки битого стекла и кровь. На клиенте - белая отглаженная рубашка и ни единой ссадины, что и навело страховщиков на подозрение.
По словам Евгения Рахмановича, ежегодно страховщики теряют на недобросовестных клиентах до 30% страховых выплат по ОСАГО. Треть из всех случаев двойных игр остается невыявленной. С чем это связано? Основная причина заключается в том, что случаи мошенничества в автостраховании сложнодоказуемы. Страховой полис (купленный после ДТП) у пострадавшего есть, заключение ГАИ по факту угона (разумеется, липовое и небезвозмездное) - тоже. Даже если страховая компания отказывается возместить ущерб, дело передается в суд, который обязывает ее сделать это. Потому что доказательств факта мошенничества нет. Необходимы показания свидетелей и проведение автоэкспертизы. Детальный анализ повреждений позволяет выяснить, действительно ли они соответствуют характеру ДТП, о коих идет речь в документах, представленных клиентом. Доступна такая экспертиза не всем: стоимость ее колеблется от пяти до десяти тысяч рублей. Дело "виснет". Пока виновный не признается, следственные органы прокуратуры всерьез не займутся этим вопросом - оно будет находиться в "лежачем положении". Поэтому работники страховых компаний, подозревая, что налицо акт мошенничества, чаще всего отказывают клиенту в страховых выплатах. По их логике, если клиент прав, то он сам подаст в суд на страховую компанию, а мошенник этого делать не будет. Еще бы. Согласно ст. 159 УК РФ, мошенничество наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Екатерина Владимирова
Вся пресса за 30 июля 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 января 2025 г.
|
|
Вечерняя Москва, 23 января 2025 г.
Водителям напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Петербургский дневник, 23 января 2025 г.
Паспорт здоровья: как ОМС помогает петербуржцам предотвращать болезни
|
|
ТАСС, 23 января 2025 г.
Иванов: расходы из-за ЧП с мазутом должны нести страховщики
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 23 января 2025 г.
РСА объяснил необходимость расширения тарифного коридора
|
|
Portnews, 23 января 2025 г.
Индия допустила еще одну российскую компанию на рынок страхования нефтетанкеров
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Страховые компании Китая будут инвестировать 30% премий в китайские компании - власти
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Суд продлил приостановление корпоративных прав кипрского владельца «АльфаСтрахования»
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Жители новых регионов РФ с начала января купили более 100 тыс. полисов ОСАГО - РСА
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Варламов посетил Калифорнию и назвал проблему штата
|
|
BFM.Ru, 23 января 2025 г.
Индия расширила список компаний из России, которые могут предоставлять морское страхование танкерам
|
|
СенатИнформ, 23 января 2025 г.
Пассажиры такси при ДТП могут получить до 2 млн рублей по новой страховке
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Необходимость страхования смартфона оценили
|
|
Report.Az, Баку, 23 января 2025 г.
БОС возместило 967 тыс. манатов по ДТП с участием незастрахованных транспортных средств
|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 23 января 2025 г.
Единая система автостраховки ОСАГО между Беларусью и РФ заработает с 1 апреля
|
|
5 колесо, 23 января 2025 г.
В России хотят уменьшить штрафы для такси за отсутствие страховки ОСГОП
|
|
Российская газета-Сибирь, 23 января 2025 г.
В Кузбассе будут судить расхитителей средств фонда ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 23 января 2025 г.
Россияне стали чаще покупать медстраховку, а не получать ее от работодателя
|
 Остальные материалы за 23 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|