Банковское обозрение,
18 сентября 2018 г.
Страховую отрасль ждут позитивные изменения 831 просмотр, 1 комментарий, добавлен 18 сентября 2018 года в 17:34
Владимир Черников, генеральный директор страховой компании «Ингосстрах-Жизнь», рассказал «Банковскому обозрению» об изменениях на рынке страхования жизни, бизнес-модели и развитии компании в ближайшие годы.
Владимир Черников, «Ингосстрах-Жизнь». Фото: «Ингосстрах-Жизнь» — Владимир, как, на ваш взгляд, изменился рынок страхования жизни в России за последние годы?
— В настоящий момент страхование жизни занимает лидирующую позицию на рынке страховых услуг и является его основным драйвером. Но если говорить обо всем периоде существования страхования жизни в России, то это был долгий путь, который начинался с массового накопительного страхования в СССР, в этот период государственные программы страхования позволяли накопить на такие цели, как, например, свадьба или ремонт квартиры. В постсоветские времена потенциал доверия к личному страхованию снизился, и «жизнь» довольно долго была аутсайдером рынка, редкие попытки развития накопительных программ — как отечественных, так и западных игроков — не находили у потребителя должного отклика.
Так продолжалось вплоть до кризиса 2008 года, когда банкам пришлось искать новые источники дохода. Альтернативой стало кредитное страхование, которое начали продавать вместе с ипотечными программами и автокредитами. Именно в этот момент начало развиваться банкострахование, которое вытеснило массовые агентские продажи. Переломным стал 2010 год, когда появились первые программы инвестиционного страхования жизни, являвшиеся адаптацией классического UnitLinked под законодательные реалии РФ. Благодаря сформированным отношениям страховщиков с банками эти продукты довольно быстро завоевали доверие потребителя. В начале пути инвестстрахование было основано на фьючерсах, но в 2013 году эту модель сменили опционы, и ИСЖ сформировалось в том виде, в котором существует сегодня. Именно тогда и начался активный рост ИСЖ, продолжающийся до сих пор. Этот рост связан в первую очередь с эффектом «низкой базы»; также на него повлияла продажа продуктов инвестстрахования банковскими сотрудниками, которые уже работали с различными финансовыми инструментами. Таким образом, ИСЖ заполнило нишу между ПИФами и депозитами, что предоставило клиентам банков альтернативу. Инвестстрахование сформировало у клиентов понимание страхового продукта как эффективного финансового инструмента, который дает надежную гарантию защиты вложенных средств, вследствие чего становятся более популярными и другие продукты долгой жизни — накопительное и пенсионное страхование.
— Как вы считаете, какие изменения ожидают рынок в ближайшие годы?
— На сегодняшний день благодаря государственным образовательным программам и совместным усилиям страховщиков уверенно растет уровень финансовой грамотности населения, что, безусловно, повышает популярность накопительных инструментов, появляется культура накоплений, растет интерес к классическим формам страхования жизни. Этот тренд хорошо просматривается по результатам первого квартала текущего года. Первоначальный взрывной рост инвестстрахования естественным образом замедляется, что связано с ожидаемым исчерпанием ранее упомянутого эффекта «низкой базы». И, хотя инвестстрахование продолжит расти, в ближайшие годы оно неизбежно будет видоизменяться. Вероятнее всего, через несколько лет на рынке не останется инвестиционных страховых программ в современном их понимании. Клиенты будут становиться все более подкованными в области финансового планирования и уверенными с точки зрения использования новых, более рисковых инструментов. Логичным станет появление двух новых продуктов — с гарантированным возвратом средств, но с минимальной доходностью и с потенциально высоким инвестиционным доходом, но без гарантий возврата «тела» договора.
Помимо этого в свете изменений пенсионной системы многие заинтересовались альтернативными источниками дохода в зрелом возрасте, в частности пенсионным страхованием жизни, и этот интерес будет расти. На сегодняшний день страховщики могут предложить потребителю страховые программы, которые во многом более интересны, чем классические пенсионные продукты. Более того, у страховых компаний достаточно ресурсов и опыта для управления «длинными деньгами». Однако многое зависит от того, как поведет себя государство. В случае если пенсионное страхование жизни будет встроено в пенсионную систему РФ, можно будет ожидать изменений, уже произошедших на развитых рынках, например в Швеции, где проникновение пенсионного страхования жизни, по некоторым данным, составляет около 80%.
— В 2018 году «Ингосстрах-Жизнь» отмечает пятнадцатилетний юбилей. Расскажите, как развивалась компания.
— В 2003 году в силу вступили законодательные требования, в соответствии с которыми копании, занимающихся страхованием жизни, должны быть отделены от компаний, занимающимися иными видами страхования. В этот момент было учреждено ООО «Страховая компания «Жизнь», впоследствии переименованное в «Ингосстрах-Жизнь». Долгое время компания специализировалась на классических видах страхования — НСЖ и НС. Но основной рывок в развитии был сделан в 2014 году, когда изменились стратегия и бизнес-модель компании.
— Какие именно изменения коснулись бизнес-модели?
— В этот период активно развивался корпоративный портфель компании, «Ингосстрах-Жизнь» стала официальным представителем пула Generali Employee Benefits, что в сочетании с высокими стандартами обслуживания клиентов существенно увеличило долю компании в сегменте корпоративного страхования. Изменения коснулись также каналов продаж и продуктовой линейки, в которой особое место заняло инвестиционное страхование жизни. В 2015 году была запущена первая инвестиционная программа — «Вектор», которая вызвала значительный интерес среди клиентов. Большое внимание было уделено расширению каналов продвижения, и логичным решением стало взаимодействие с банками, которые умели продавать финансовые инструменты, а также имели определенный потенциал доверия у потребителя. Благодаря взаимодействию с банками, а также сотрудничеству с лучшими международными сервисными компаниями изменился и клиентский портфель, после перехода на новую модель продаж существенно вырос премиальный сегмент. Банкострахование активно развивалось в течение последних четырех лет, и сегодня продажи банков-партнеров составляют около 88%.
— Расскажите о планах развития компании на ближайшие годы.
— Несмотря на то что потенциал у рынка большой, он находится только на пути своего становления, культура накоплений еще не развита в достаточной степени, многие пока не готовы откладывать деньги на такой длительный срок. Поэтому помимо программ повышения финансовой грамотности очень важно развивать сервисные составляющие страховых программ. Необходимо насыщать страховые продукты дополнительными опциями, которые были бы полезны потребителю на протяжении всего периода действия программ. Сопутствующие услуги, такие как чекапы, администрирование налогового вычета и телемедицина, которая стремительно набирает популярность в России, должны развиваться так же активно, как основные продукты страхования. Многие клиенты обращают внимание именно на страховые продукты благодаря опциям, которые напрямую связаны с заботой о здоровье. Так, накопительные программы, включающие в себя регулярные чекапы, существенно экономят время клиента на прохождение планового обследования организма. В отличие от классической диспансеризации, такая проверка занимает в среднем один-два дня и является более детальной. По результатам чекапа клиент получает не только полное заключение о состоянии своего здоровья, но и подробные рекомендации по образу жизни. К тому же такая проверка абсолютно бесплатна, так как все внесенные средства по окончании накопительной программы возвращаются.
Помимо этого порой решающее значение для клиента имеют доступность и удобство связи со страховой компанией, поэтому в 2018 году в компании «Ингосстрах-Жизнь» был изменен режим работы колл-центра, теперь клиенты могут оформить обращение в компанию круглосуточно. Также летом появилась возможность связаться с сотрудниками компании через мессенджеры и предоставить часть документов онлайн. Пока этот способ взаимодействия несколько ограничен и не имеет достаточной законодательной поддержки, но я уверен, что в будущем коммуникация клиента с компанией будет производиться преимущественно онлайн. В планах компании продолжение развития диджитал-направления как наиболее перспективного канала. И, несмотря на то что сегодня довольно консервативный страховой рынок в этой области серьезно отстает от того же банковского, по моему мнению, будущее остается именно за цифровыми каналами.
Немаловажным является внедрение принятых этим летом стандартов отрасли страхования жизни. Этого события рынок ждал очень давно. Стандарт регламентирует степень и форму раскрытия информации для клиентов, что поможет существенно снизить риски мисселинга, а также повысить уровень доверия к отрасли в целом. Один из важнейших шагов — коммуникация с банками-партнерами, непосредственными продавцами сложных страховых продуктов. Очень важно, чтобы всех требований стандарта придерживались и они, так как в большинстве случаев продукт продается через банковский канал, и именно банковские сотрудники доносят до клиента информацию о продукте. Если в этом вопросе страховщикам и банкам удастся достичь понимания, отрасль ждут позитивные изменения уже в ближайшем будущем.
Вся пресса за 18 сентября 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Игроки, Страхование жизни, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
18 апреля 2025 г.

|
|
Интерфакс, 18 апреля 2025 г.
Группа из более десяти жителей Удмуртии обвиняется в мошенничестве со страховыми выплатами

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 18 апреля 2025 г.
Внесены изменения в правила обязательного страхования для автовладельцев

|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 18 апреля 2025 г.
Новосибирская область стала четвертой по количеству ДТП в России

|
|
Известия онлайн, 18 апреля 2025 г.
Названы регионы РФ с наибольшим количеством ДТП

|
|
Финмаркет, 18 апреля 2025 г.
По итогам 2024 года доля 10 компаний-лидеров в общероссийских премиях по ДМС составила 88,9%

|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 18 апреля 2025 г.
11 жителей Удмуртии инсценировали ДТП и незаконно получали страховку

|
|
ГТРК Воронеж, 18 апреля 2025 г.
Свыше 20 тыс. воронежцев запросили сведения об оказанных медуслугах в 2025-м

|
|
NEWS.ru, 18 апреля 2025 г.
В России могут ввести обязательное страхование волонтеров

|
|
Курская правда, 18 апреля 2025 г.
Выбрать страховую компанию и прикрепиться к поликлинике, не выходя из дома: что даёт россиянам цифровой полис ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 апреля 2025 г.
Эскалация киберугроз для растущей индустрии цифрового здравоохранения

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 апреля 2025 г.
Растет спрос на страхование от кредитных, политических рисков и невыполнения контрактов

|
|
Финам.Ru, 18 апреля 2025 г.
Неопределенность вокруг динамики бизнеса UnitedHealth в этом году высока

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 апреля 2025 г.
Ставки на рынке энергетического страхования продолжают снижаться, поскольку емкости достигли исторического максимума

|
|
Office life, Минск, 18 апреля 2025 г.
В Беларуси утвердили новые правила при оформлении полисов «автогражданки»

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 апреля 2025 г.
Смягчение ситуации на рынке авиационного страхования подходит к концу

|
|
zakon.kz, 18 апреля 2025 г.
Бесплатная медицина бессильна: медуслуг за счет госбюджета в Казахстане станет еще меньше

|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 апреля 2025 г.
Страховщики EMEA подвержены вторичным эффектам тарифов США и геополитической нестабильности

|
 Остальные материалы за 18 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|