В развитых финансовых системах страховой брокер представляет интересы клиента во взаимоотношениях со страховщиками. В России же он специализируется на розничных продажах и мало чем отличается от агента, пишет журнал.
Финанс.,
15 августа 2005 г.
Бойцы несуществующего фронта 2437 просмотров
В развитых финансовых системах страховой брокер представляет интересы клиента во взаимоотношениях со страховщиками. В России же он специализируется на розничных продажах, мало чем отличаясь от агента.
Они есть, но их нет Сегодня никто достоверно не знает, сколько страховых брокеров работает на российском рынке. В госреестре, который ведется с 1995 года, числятся около полутора тысяч фирм и индивидуальных предпринимателей, в разное время решивших связаться с этим бизнесом. Но официальные данные учитывают лишь "входящих" игроков, большинство из которых уже давно покинули рынок, причем по-английски. Если верить экспертным оценкам, реальные операции сейчас проводят не более двух-трех сотен игроков. Точных цифр попросту нет, ведь никакой специальной отчетности для брокеров не предусмотрено, а их деятельность фактически неподконтрольна регулятору. Относительный порядок обещает установиться к 1 июля 2007 года, когда желающие остаться в брокерском бизнесе обзаведутся лицензиями. Но если бы лицензирование проходило сегодня (как, кстати, до недавнего времени и планировалось), то Росстрахнадзор с трудом бы обнаружил признаки жизни на этом рынке. Брокерскую деятельность в страховании придумали отнюдь не в России, но отечественного законодателя неудержимо тянет изобрести велосипед - отрегулировать то, что в экономически развитом мире давно подчиняется обычаям делового оборота. В результате классическое страховое посредничество существует на российском рынке скорей вопреки, нежели благодаря усилиям властей. "Брокерам разрешили существовать, но не дают жить", - так характеризует сложившееся сейчас правовое поле гендиректор "АФМ Страховые консультанты и брокеры" Владимир Бирюков. Современный брокерский договор не умещается в рамки Гражданского кодекса. Конечно, формально все, что не запрещено законом, разрешено им, но российское правосознание до сих пор не привыкло к этой формуле. Ему пока трудно переварить ситуацию, когда услугу предоставляет одна сторона сделки, получает ее другая, а оплачивает третья. Но именно так устроены брокерские взаимоотношения. Представляя интересы клиента, действуя по его поручению, брокер обычно получает вознаграждение от страховщика. А значит, что бы ни прописали в договоре контрагенты, российский юрист, не знакомый с тонкостями страхового права, будет рассматривать его, как договор агентирования. Между тем закон об организации страхового дела прямо запрещает совмещение брокерской и агентской деятельности. "Сегодня более 90% брокеров работают по агентским договорам или по договорам об оказании возмездных услуг, - полагает заместитель гендиректора брокера "Витомс" Александр Козинов. - Ведь если работать по брокерскому договору, как это предписано законом, то необходимо с каждым клиентом заключать контракт на представление его интересов в страховании. Представляете, приходит клиент за полисом ОСАГО, а ему предлагают еще подписать какой-то непонятный договор. Плюс временные и денежные затраты, которые, в принципе, никому не нужны".
Комиссионный магазин Ситуацию спасает лишь то, что нарушение запретов сегодня, в отсутствие лицензирования, ничем особенно не грозит. Впрочем, поблажками пользуются не только классические брокеры, которых можно пересчитать по пальцам, более всего такая ситуация устраивает многочисленные конторы, имеющие в своем названии слово "брокер", но на деле зацикленных на выбивании комиссионных из страховщиков. По оценкам Владимира Бирюкова, до 70% рынка представляют так называемые "салонные" брокеры, зарабатывающие на автостраховании. По сути своей, это агентский бизнес. "Прописавшись" на автомобильном рынке (иногда в автосалонах - отсюда и название), такие фирмы, как и полагается, продают полисы сразу нескольких компаний. Проблема лишь в том, что успех продаж каждой из них нередко напрямую зависит от размера комиссионных, а качество продукта вместе с интересами клиента уходят на второй план. Хаос, царящий на этом рынке, позволяет проводить и вовсе сомнительные операции, например реализацию полисов ОСАГО со скидками ("Ф." №26). Но справедливости ради, надо отметить, что здесь встречаются солидные игроки, готовые защищать своих клиентов и имеющие кое-какую практику урегулирования убытков и претензионной работы. Вместе с тем вопрос ответственности брокеров за качество своих услуг до сих пор остается открытым.
Шаг вперед - "откат" назад Дальше автострахования в своем развитии зашли немногие российские брокеры. "Реализация страховых продуктов в розницу (за исключением автострахования) для них невыгодна, - рассказывает Александр Козинов. - Налаживание системы продаж в данном сегменте - трудоемкий и очень затратный процесс. Особенно невыгодно продавать дешевые продукты. Временные затраты себя не оправдывают". Другое дело - работа с крупным корпоративным клиентом, но до этого опять-таки доросли единицы. Настоящие проекты, с проведением технического сюрвея, комплексной оценкой рисков, их котировкой на международном рынке, - скорее отдельные эпизоды, нежели повседневная практика брокеров в России. Сливки с отечественного рынка сегодня снимают представители ведущих мировых операторов, таких как AON, Marsh, Willis, изрядная доля рисков уходит в кэптив. Проблема в том, что спрос на услуги внешнего риск-менеджмента, которые собственно и предлагают классические страховые брокеры, в России весьма ограничен. Владимир Бирюков объясняет такое положение вещей процветающей в корпоративной среде коррупцией. "Договоры страхования зачастую заключаются по "откатным" схемам. Как это происходит? Да очень просто: агенты страховщика вычисляют менеджера, отвечающего за организацию страховой защиты, ведут его в ресторан, узнают его личные потребности, предполагаемый объем расходов на страхование, предлагают неплохую скидку. Последующий тендер превращается в фикцию, а после заключения договора - хоть трава не расти". В накладе остается только собственник предприятия, получающий ограниченное покрытие по рискам своего бизнеса. Понятно, что в "откатном" страховании - брокер лишнее звено. Другие аналитики смотрят сегодня на рынок более оптимистично, поговаривают даже, что "откаты" и кэптив выходят из моды. Но пока от российских брокеров трудно ждать чего-то выдающегося, учитывая нынешнюю стадию развития собственно страхового бизнеса. Здесь объем рыночных операций все еще уступает масштабам псевдострахования.
Комментарии Юрий Горбатов, гендиректор Московской страховой компании: - Брокеры необходимы и страховщикам, и страхователям на любом этапе развития рынка. Несмотря на более чем скромную долю брокерских продаж в общем объеме национальной премии, у этого бизнеса в России хорошее будущее. Любой рынок, в том числе страховой, по мере развития приходит к специализации. Сказывается и уменьшение доли кэптивного страхования - брокерам становится легче проникать в различные финансово-промышленные группы. Кроме того, в числе благоприятных факторов можно назвать увеличение свободных денежных средств у предприятий и рост доходов граждан, а также концентрацию страхового рынка, вынуждающую мелких игроков переквалифицироваться в брокеры.
Александр Остроумов, заместитель гендиректора компании "Прогресс Нева": - К сожалению, в России классических брокеров - единицы, прочие - лишь посредники в продажах. Под классическим оператором данного рынка я подразумеваю компанию, осуществляющую предстраховую экспертизу, послепродажное обслуживание, участвующую в урегулировании убытков. В Петербурге присутствует несколько брокерских компаний, специализирующихся на размещении рисков крупного бизнеса. Сотрудничество с ними зачастую единственная возможность выйти на предприятия с западной культурой менеджмента. Ведь за рубежом страхование сложных и специфических рисков проводится в основном через брокеров. Что же касается брокерских фирм, работающих с массовыми видами страхования (в основном с ОСАГО), то для страховой компании они - прежде всего дополнительный канал продаж.
Павел Цыпкин, директор по страхованию группы "Шексна": - Безусловно, на отечественном рынке классические брокеры есть, но их пока еще очень мало. Процесс формирования системы страхового посредничества далек от завершения. К сожалению, некоторые брокерские компании сегодня мало чем отличаются от агентов. Возможно, это происходит от недопонимания своих функций на рынке, или же от незнания потребностей тех, кто пользуется их услугами. В то же время присутствие брокеров на страховом рынке необходимо, оно позволит вывести страхование на качественно другой уровень, более полно учитывать интересы клиента, а в некоторых случаях снизить нагрузку на страховщиков и страхователей при заключении и сопровождении договоров. Артем ФЕДОРОВ
Вся пресса за 15 августа 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Брокеры
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
10 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РБК (RBC.ru), 10 февраля 2025 г.
Ozon подал миллиардный иск к владельцу своего сгоревшего склада
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
vesti.az, Баку, 10 февраля 2025 г.
Алиев утвердил бюджет для ОМС на 2025 год
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 10 февраля 2025 г.
Рязанцы стали реже жаловаться на страховщиков
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Газета.uz, Ташкент, 10 февраля 2025 г.
Обязательное страхование экологического ущерба планируется внедрить в Узбекистане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Профиль, 10 февраля 2025 г.
Давление по касательной
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Медвестник, 10 февраля 2025 г.
В России хотят организовать плановую медицинскую помощь бездомным
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
ЕС определяет запрещенные практики в области ИИ
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости-Крым, 10 февраля 2025 г.
Убрать пробки: улучшить обстановку на дорогах Крыма поможет новый закон
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
Более половины опрошенных жителей Сингапура считают финансовую готовность более важной в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 10 февраля 2025 г.
Пострадавшие в ДТП в Приморье пассажиры автобуса смогут получить выплаты в «Росгосстрахе»
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
Исследование выявило «красные флажки» относительно соблюдения новых киберправил ЕС
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Клерк.Ру, 10 февраля 2025 г.
Чтобы при расторжении договора страхования с вас не взыскали НДФЛ, надо взять справку в ИФНС
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
Технология Concirrus на базе ИИ обеспечивает почти 100% точность котировки риска
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
V1.ru, Волгоград, 10 февраля 2025 г.
В Волгограде суд отправил в колонию сотрудников фирмы экс-депутата гордумы, обвиняемых в мошенничествах с ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
74% руководителей бизнеса в США опасаются недостаточного страхового покрытия
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Открытый Нижний, 10 февраля 2025 г.
Нижегородские больницы жалуются на штрафы страховых компаний
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
Большинство страховщиков прогнозируют, что киберриски «немного» возрастут в этом году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 10 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|