Аргументы и факты,
22 ноября 2018 г.
Социальная гарантия государства. Как страховая медицина помогает россиянам 533 просмотра
Обращаясь за медицинской помощью, мы надеемся, что государство обеспечит нам должное качество услуг — нас встретят компетентные специалисты, не допускающие врачебных ошибок, поликлиника будет оснащена оборудованием по последнему слову техники.
Возможно ли это, и что для этого необходимо сделать — обсуждали участники круглого стола, посвященного проблемам развития системы обязательного медицинского страхования — пресловутой ОМС.
Россияне верят в возможности страховой медицины
Бесплатные медицинские услуги по системе ОМС россияне воспринимают как одну из ключевых социальных гарантий государства. Такой позиции придерживаются 52% россиян. Медицина важна почти также как бесплатное среднее образование (54%), занявшее первую строчку в рейтинге социальных гарантий.
Об этом свидетельствую результаты опроса ВЦИОМ, которые на круглом столе в ТАСС представил руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин. По мнению социологов, население страны широко пользуется возможностями обязательного медицинского страхования (ОМС) и в целом положительно относятся к существующей модели. Так, 92% опрошенных обращались в медицинские учреждения, используя полис ОМС.
Оценивая значение ОМС в качестве социальной гарантии, Кирилл Родин отметил, что «в наборе, который был предложен в опросе, проявились две доминанты — образование и медицина. При этом стереотип о том, что медицина — это сервис, востребованный, в первую очередь, старшими поколениями — не подтвердился. Медицинские услуги актуальны для всех возрастных групп». Разница оказалась не существенной: образование набрало 54%, а ОМС — 52%.
ОМС — социальное завоевание граждан
При этом хотя большинство наших граждан воспринимают систему ОМС как безусловное обязательство государства, сама реализация права на бесплатную медицину должна быть реализована с учетом рыночных — страховых — механизмов. Сторонников госконтроля становится все меньше. Всего за полгода (с апреля по октябрь 2018) их доля упала с 38% до 33%.
Существенная часть исследования была посвящена тем мерам, которые, по мнению граждан, могли бы улучшить положение дел в отечественном здравоохранении. Наиболее эффективными шагами в этом направлении опрошенные жители страны считают контроль за профессионализмом врачей (42%) и персональную ответственность главврачей (39%). Особенно эти меры поддерживают представители старших поколений. А молодежь проявляет меньше интереса к «репрессивным» механизмам, предпочитая конкуренцию. В частности, молодым людям понравилась идея формирования рейтинга медицинских учреждений (28%), который позволил бы выбирать лучшие поликлиники и больницы.
Нужен независимый контроль за врачами
Кроме того, социологи обнаружили высокий запрос жителей страны на развитие независимого контроля качества медицинских услуг, например, со стороны страховых компаний. Такую установку поддержали 78% взрослого населения.
Созвучные исследованию ВЦИОМ результаты показал экспертный опрос, о котором рассказал руководитель ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов. Он отметил консолидированную позицию экспертов по сложному для российского общества вопросу персональной ответственности пациента за свое здоровье — за выполнение предписаний врача, за соблюдение здорового образа жизни. «Когда пациент становится регулятором качества, он своим рыночным поведением, обратной связью начинает серьезно влиять на развитие всей системы. И здесь мы стоим перед проблемой смены стереотипа — пациент должен стать активным. Задача эта долгосрочная. Она не решается за 2-3 года, требуется, как минимум, 5-7 лет», — сказал Алексей Фирсов. Немаловажной проблемой ОМС эксперты назвали отсутствие застрахованности ответственности врачей.
Идею развития страховых механизмов регулирования медицины поддержал представитель страхового сообщества — вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов. В первую очередь, он отметил, что результаты исследования в целом совпали с общим мнением пациентского, врачебного и страхового сообществ. «Все сходятся в одном мнении — необходимо планомерное развитие системы ОМС, ее расширение, — сказал представитель ВСС. — Выводы показали, что сейчас дело не только в медицинском страховании. Появляется еще один момент — страхование ответственности врачей. Формирование института страховой защиты человека в сложной ситуации и защиты медика при оказании им своей работы — это важнейший аспект совершенствования современной модели здравоохранения».
Александр Трошин, руководитель рабочей группы ВСС по развитию ОМС, напомнил, что реальное право выбора страховой компании появилось у граждан в 2011 г. Потому пока не сформировался стереотип ответственного пользования своими правами. «Государство со своей стороны делает очень много для формирования механизмов использования этих прав. Тот же институт страховых представителей. И не только. Это и требования к страховщикам, которые они обязаны соблюдать для защиты прав пациентов — они очень хорошо построены» отметил Александр Трошин. Но, по его словам, предстоит еще большой путь по выстраиванию пациентоориентированной модели, в которой и сам пациент будет активным и ответственным регулятором качества.
Страховые представители — адвокаты пациентов
Участвовавшая в круглом столе заместитель председателя ФОМС Елена Сучкова, комментируя результаты исследований, отметила, что в сфере защиты прав пациентов 2 года назад наметился прорыв, когда стал внедрятся институт страховых представителей. По ее словам, «институт страховых исполнителей является молодым — начал работать с июля 2016 г. Его деятельность направлена на реализацию пациентоориентированной модели, которая состоит в сопровождении пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи — от первого обращения до решения сложных конфликтных ситуаций, иногда возникающих после лечения».
Представителя ФОМС поддержал Эдуард Гаврилов, член Центрального штаба ОНФ, заместитель руководителя Неврологического центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья «ЦКБ с поликлиникой» Управления делами президента РФ. «Страховые представители сегодня — это адвокаты пациентов. Граждане могут и должны к ним обращаться. Сделать это очень просто. Телефон страховой компании указан на обратной стороне полиса. Звоните», — посоветовал Эдуард Гаврилов.
В итоге участники дискуссии сошлись во мнении, что грамотно использовать возможности системы ОМС и ответственно подходить к своему здоровью — оптимальное решение для каждого гражданина, стремящегося сохранить и улучшить качество своей жизни.
Вся пресса за 22 ноября 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|