Российская газета-Черноземье,
14 декабря 2018 г.
Кому нужна «липа»
322 просмотра
Прошло больше месяца с тех пор, как в Воронежской области разразился скандал по поводу «виртуальных» медицинских услуг. Как «РГ» уже сообщала, люди стали изучать свои данные через электронный сервис и обнаружили «приписки» («Лечение на медкартах» - «Российская газета» №7720 от 15.11.2018г.) Особое возмущение вызвали суммы, обозначавшие стоимость приема у того или иного врача. У некоторых в сумме набегало несколько тысяч рублей.
«РГ» попросила директора территориального ФОМС Александра Данилова объяснить, действительно ли доктора получают за каждую «липовую» запись те суммы, которые мы видим в личном кабинете, и каким образом можно проверить достоверность данных о лечении.
Платят по тарифу
- Сервис показывает стоимость конкретной оказанной вам услуги. Но это не значит, что именно такая сумма была направлена в медучреждение и уж тем более конкретному врачу, - сообщил Данилов. - Каждый ваш прием у доктора оформляется как специальный счет, где содержится масса информации, а не только «цена». Счет направляется в страховую организацию для проверки и оплаты с учетом результатов контроля сроков, объемов и качества оказанной медицинской помощи. Но если для стационаров финансирование зависит от количества пациентов и объемов фактической медпомощи, то основная доля поликлинической медицинской помощи оплачивается по подушевому принципу - исходя из численности прикрепленного населения. При этом есть нормативы: сколько человек должен принять за смену врач той или иной специальности. Если удается установить, что какая-то запись в счете недостоверна, мы удерживаем стоимость соответствующей услуги из суммы финансирования по факту подтверждения ее недостоверности.
По мнению руководителя ТФОМС, врачам в поликлиниках нет резона выставлять фиктивные счета за ту медицинскую помощь, которая оплачивается по подушевому принципу. Возможно, виной всему ошибки операторов, которые вбивают данные в электронную систему. В Липецкой области проблему решили, объединив информационные системы поликлиник. Счета на услуги формируются автоматически на основе данных из электронных медкарт. Если пациент не записывался к врачу в электронной регистратуре (удаленно или через инфомат), страховая компания не принимает сведения о приеме.
- Допускаю, что есть элемент инерции: в прежние годы оплата зависела от реально оказанных медуслуг, завышать их объем докторам было выгодно, - предположил Александр Данилов. - Сейчас с выполнением плана по приему больных увязаны совсем небольшие суммы. Работу лечебных учреждений оценивают по 26 критериям, и объем помощи - лишь один из них. Мы резервируем часть средств, предназначенных для подушевого финансирования, и за счет этого можем мотивировать лучших и чуть сокращать содержание худшим. То есть при достижении плановых показателей поликлиника получает надбавку, при отставании - 85 процентов от «подушевой» суммы. Может быть, «приписки» делают для того, чтобы эту часть средств не потерять. Но я лично в это слабо верю.
Между тем сотрудница крупнейшей в Воронеже поликлиники № 4 сообщила «РГ», что «липовые» записи в картах действительно помогают заработать премию. Выполнить план приема подчас физически невозможно, а его невыполнение чревато потерей стимулирующих выплат. «Формально премия - три тысячи рублей, но на руки я получаю 800», - добавила врач. Подобные перекосы - не секрет для работников здравоохранения, ситуация по всей стране примерно одинакова. Но как устранить «системную ошибку», чиновники пока не придумали.
Последнее слово за пациентом
Если человек обнаружил «приписку» в бумажной медкарте или через электронный сервис, он вправе сообщить об этом в свою страховую организацию или на «горячую линию» ТФОМС.
- Нам важны такие обращения, поскольку мы призваны контролировать работу медиков, а без участия пациента это не всегда возможно. Ежегодно фонд получает более миллиона счетов от поликлиник и больниц Воронежской области. Проверить каждый нереально. Документы проверяет специальная программа, потом формируются выборки для плановых проверок: например, мы смотрим, как шла диспансеризация, как лечили людей в дневных стационарах, с какими диагнозами пациенты умирали. Если в историях болезни что-то не сходится - организацию штрафуют, - заявил Данилов. - Но фиктивный прием в поликлинике может быть оформлен так, что эксперт ничего не заподозрит. И вот тут нам пригождаются обращения пациентов. Хотя бывает, что человек отзывает свою жалобу - вспоминает, что все-таки лечился.
В октябре в воронежский ТФОМС поступило около 60 обращений с указанием на недостоверные сведения о медпомощи. «Антилидерами» стали большие поликлиники Воронежа (№№ 4, 3, 10 и 5), по одной жалобе на работу амбулаторий в районах области. В ряде случаев эксперты действительно не обнаружили медицинской документации, которая бы подтвердила факт оказания помощи. Некоторые проверки еще не завершились.
Претензий не имеет
«РГ» проследила за судьбой двух обращений, касавшихся поликлиники № 4. В первом случае там якобы пролечили женщину, прикрепленную к медучреждению в противоположном конце города. «Когда-то я наблюдалась в 4-й поликлинике, но около десяти лет назад переехала и хожу к врачам по месту жительства, - объяснила пациентка. - В электронной регистратуре отражено, что я числюсь за поликлиникой в своем районе. Да и было бы странно ехать через весь город к травматологу, прием у которого значился в моем личном кабинете на сайте ТФОМС». Срок проверки по этому обращению продлен.
Во втором случае сомнительные данные касались очень пожилой женщины. Судя по записям в личном кабинете, она каждое лето по несколько раз ходит к терапевту. Родственников информация развеселила, так как бабушка не появляется в Воронеже с мая по октябрь. Сама пенсионерка только головой покачала: «Я свою карту забыла вернуть в регистратуру, там не могли ничего летом написать!» Семья сообщила о курьезе в страховую организацию, после проверки поликлинику оштрафовали. Через пару недель пациентке позвонила врач: мол, от вашего имени была жалоба, нас за это ругают, разве у вас есть претензии? Бабушка успела забыть о том, как рассматривала справку на экране компьютера, и очень разволновалась. Ей хотелось сохранить добрые отношения с доктором, к которому, не ровен час, придется когда-нибудь зайти. Женщина разрешила представителю поликлиники прийти к ней домой и подписала заявление о том, что претензий не имеет.
Махнуть рукой или пожаловаться
Проверить данные о своих медуслугах онлайн можно с 2016 года. Но, по словам Данилова, до октября 2018 года воронежцы этой возможностью почти не пользовались, запрошено было всего 600 справок. За две недели осени к сервису прибегло 5233 человека, которые зашли в личный кабинет 12,5 тысячи раз.
В других регионах внимание к сервису тоже не было постоянным. С одной стороны, чиновники при любой возможности призывают им пользоваться. С другой - подозревают, что вспышки народной активности кем-то управляются.
Стоит популярному блогеру обнаружить «липовые» данные о своем лечении, как об этом узнают тысячи подписчиков - и, естественно, тут же проверяют личные кабинеты.
Однако далеко не все, кто выплескивал свой гнев в интернете, удосужились составить жалобу в ТФОМС или страховую организацию. Причин много - лень, неверие в то, что кто-то станет разбираться в «приписках», нежелание ввязываться в борьбу. Те, кто ходит в поликлиники, нередко опасаются даже косвенно конфликтовать с докторами. Те, кто не ходит, склонны махнуть рукой. «Даже если каким-то врачам и заплатили за мое лечение на «бумаге», мне-то что? Не из моего кармана деньги брали, и ладно. У них зарплаты тоже невысокие», - объяснил житель Воронежа Борис.
На самом деле медпомощь в системе ОМС - за себя и за других - оплачивает каждый, кто работает «вбелую». Работодатели отчисляют в ФОМС пять процентов фонда оплаты труда. За неработающих взносы делаются из бюджета региона. Но и в нем нет «ничьих» денег, ведь казну пополняет каждый, кто платит налоги.
Справка «РГ»
Несколько лет назад пациентам больниц и поликлиник выдавали бумажные справки, где можно было узнать, какой вид услуги был оказан и сколько она стоила. Сейчас обязанность предоставлять такие данные лежит на страховых организациях, выдающих полисы ОМС. В 2017 году в Воронежской области заработал онлайн-сервис информирования граждан. Войти в него можно со страницы https://info.omsvrn.ru/, пользуясь данными учетной записи на портале госуслуг (gosuslugi.ru). Зарегистрироваться там вправе любой гражданин РФ. Подтвердить аккаунт на «Госуслугах» можно в МФЦ, на почте, в отделениях Пенсионного фонда или органа соцзащиты. В личном кабинете на сайте ТФОМС доступны данные о медуслугах и их стоимости с января 2016 года.
Татьяна ТКАЧЕВА (Воронеж)
Вся пресса за 14 декабря 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Страховое право, Страховое мошенничество, Обязательное медицинское страхование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
НИА Федерация, 29 ноября 2024 г.
ФОМС: В 2025 году пройти бесплатные обследования смогут 100 млн граждан
|
|
13.мвд.рф, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии трое граждан признаны виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования на общую сумму около 2,5 млн рублей
|
|
Аргументы и факты-Тверь, 29 ноября 2024 г.
Сотрудники полиции выявили поддельный страховой полис ОСАГО в Твери
|
|
Коммерсантъ, приложение, 29 ноября 2024 г.
«Страховщики должны участвовать в реализации национальных проектов»
|
|
Известия, 29 ноября 2024 г.
Платить и плакать: депутаты разработали поправки к закону об ОСАГО
|
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|