По аферам в сфере «автогражданки» Воронежская область занимает «почетное» пятое место в России. Это данные по итогам минувшего года, но и в текущем году ситуация, судя по всему, не улучшается. Пробелы закона об ОСАГО породили немало новых видов мошенничества – как со стороны страховщиков, так и со стороны водителей, пишет газета.
Российская газета,
24 августа 2005 г.
Застрахован, но не защищен
1089 просмотров
По аферам в сфере «автогражданки» Воронежская область занимает «почетное» пятое место в России. Это данные по итогам минувшего года, но и в текущем году ситуация, судя по всему, не улучшается. Пробелы закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) породили немало новых видов мошенничества - как со стороны страховщиков, так и со стороны водителей.
В Воронежской области в стадии судебного разбирательства находятся несколько уголовных дел, связанных с махинациями по ОСАГО. Сотрудники правоохранительных органов с напряжением ждут обвинительных вердиктов: уж больно долго пришлось раскручивать мошеннические цепочки…
Списано!
Рано или поздно страховаться приходится всем владельцам "железных коней". И первое, с чем сталкивается страховщик - с проблемой выбора надежной компании. Вот на этом этапе и выстраивается первый круг афер. Связан он с подменой действительных полисов на фальшивки. Как правило, подложными документами торгуют агенты-любители от громкого имени страховой компании. Второй вариант мошенничеств - списание полисов с последующей их продажей и получением реальной прибыли. Но уже не в фонд компании, а в собственный карман.
Одно из уголовных дел, разворачивающихся в Воронеже, имеет именно такую подоплеку. Выявить мошенника удалось уже спустя много месяцев после свершенного им обмана. Все началось банально - застрахованная машина попала в аварию. Но, когда дело дошло до решения проблемы с возмещением ущерба, выяснилось, что в списках нет такого клиента, а страховой полис, предъявленный автовладельцем, давным-давно списан. Произошло это "благодаря" работе страхового агента - 30-летнего Евгения Г., который, впрочем, к тому времени в компании уже не работал. В ходе следствия выяснилось, что по списанным полисам воронежские дороги бороздят еще 17 машин, также некогда застрахованные с легкой руки Евгения. Предположительно, чистая выручка страхового агента в результате махинаций составила более ста тысяч рублей.
Еще одно дело провернули уже не сами агенты, а их руководители. Двое из них - не самые большие начальники филиалов страховой компании. Они-то собственно и занимались списыванием "негодных" полисов. Клиентов в базу не заносили, выручка же направлялась мимо кассы прямиком в карманы мошенников. Главный офис компании о махинациях своих подчиненных ничего не знал. Как выяснилось, эти руководители обналичили десятки страховых полисов. Уголовные дела были возбуждены по статьям 160-ой УК "Присвоение вверенного имущества" и 159-ой "Мошенничество". И в том и другом варианте автовладельцы, затратив немало сил и средств, все-таки получили законные выплаты.
- Если исходить из мировой практики, внедрение страховых систем, аналогичных ОСАГО, сначала неминуемо возникает всплеск мошенничеств, - пояснил нашему корреспонденту заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД области Сергей Воложинов. - Как только появляются новые нормы и правила, сразу же находятся желающие их обойти.
Транзитом через Интерпол
Случаи мошенничества с заказом иномарок из-за границы также нередки. Вот пример: воронежец заказывает иномарку, машину пригоняют "из-за бугра" в столицу Черноземья. Спустя некоторое время выясняется, что автомобиль давно в розыске у Интерпола, после чего начинается долгая судебная тяжба. Подобных дел масса - и в областном, и в районных судах.
Это отлаженная схема также непосредственно связана со страхованием. Условно говоря, владелец страхует свою машину от угона. К нему приходит покупатель из России. Приобретает этот автомобиль с условием, что владелец, спустя какое-то время, подает машину в розыск. В результате, владелец получает деньги за машину, за страховку и еще процентов 30 с "навара". Автомобиль перегоняют. Тут его продают по цене, превышающей реальную стоимость. Причем покупателя заранее предупреждают, что машина в розыске, но изымать ее уже никто не будет. Затем продавцы "умывают руки", а покупателю приходится бесконечно ходить по судам…
Наезд по расчету
Нередко кроме недобросовестных сотрудников страховых компаний обойти закон об ОСАГО пытаются и автолюбители. Говорить о конкретных делах в этом направлении еще рановато. Но, тем не менее, у правоохранительных органов есть на примете автолюбители, которые, застраховавшись сразу в нескольких компаниях, спровоцировали аварии и теперь пытаются получить компенсацию со всех сразу. Такая ситуация возможна по причине отсутствия единой страховой базы. Достаточно вспомнить многочисленные подставные аварии с машинами, специально поставленными на совершение ДТП. Правда, преступники уже получили заслуженное наказание и пока больше не тревожат покой мирных автолюбителей.
Не остались в стороне и инспекторы ГИБДД. На некоторых из них тоже имеется досье. Вот только разрабатывать их ГУВД не в праве - это прерогатива службы собственной безопасности. А дела уполномочена заводить только прокуратура по заявлению от пострадавшей стороны - страховой компании, которая подозревает, что в том или ином деле замешан инспектор ГИБДД.
Роль инспекторов в некоторых случаях махинаций сводится к посредничеству. Суть проста: инспектору просто-напросто необходимо составить протокол о мнимом ДТП с участием двух автомобилей, один из которых якобы скрылся с места аварии. Хотя в реальности фигурирует только одна машина. Ее владелец таким образом срывал немалый куш от страховой компании. Причем не исключено, что посредством одной и той же "пострадавшей" машины и регулярных инсценировок аварий за год можно получить десяток компенсаций.
Если судить по динамике мошенничеств в сфере ОСАГО, то их разные формы и виды уверенно кочуют по стране, перебираясь из одного города в другой. Но ни один вид не исчез после вынесения приговора суда. Там не получилось, значит, где-нибудь еще получится.
Инспекторский жезл
Сотрудники ГИБДД об ОСАГО до сих пор отзываются нелестно: много головной боли доставляет. Цель - снижение аварийности, которую преследовали законодатели, не достигнута.
- Наш сотрудник обязан выезжать на любую аварию, - говорит начальник пресс-службы управления ГИБДД Воронежской области Алексей Власов. - Сотрудников не хватает. Автовладельцы стоят и часами ждут инспектора. Создаются пробки. Ведь изначально была идея внедрить западную систему, решать проблемы посредством обмена страховых полисов и выезда страховых агентов. Вроде бы у нас тоже хотят создать институт страховых комиссаров. Но когда он начнет действовать - неизвестно.
И еще, в чем уверены сотрудники УГИБДД, это то, что пока на рынке будет действовать масса мелких страховых фирм, толку не будет. Достаточно нескольких крупных компаний, и тогда все дела по выплатам будут решаться быстрее. Уважающая себя компания не будет хитрить, занижая реальный ущерб от ДТП, чтобы урвать кусок прибыли.
Если рассуждать здраво, то занижение, а в некоторых случаях и попросту отказ от страховых выплат, есть нарушение закона. Вот только ответственности, в данном случае уже не автогражданской, а уголовной, за обман тысяч автовладельцев почему-то никто не несет.
- Пока нам не удалось доказать, что между некоторыми страховыми компаниями и организациями, производящими оценку, существует сговор. Это очень сложный процесс, - говорит Сергей Воложинов. - Но информация такая есть.
Нередко в процессе страхования, сумма которого складывается из многих коэффициентов, производятся мелкие махинации - в документы вносится другой год выпуска автомобиля, иной объем двигателя. Разобраться во всем этом может только опытный адвокат.
Как избежать всех этих запутанных сетей простому автолюбителю, в один прекрасный день пожелавшему застраховать свою машину, ответить пока не сможет никто. И нельзя быть до конца уверенным в том, что вы "все правильно сделали"... Ирина МЕЛЕХОВА
Вся пресса за 24 августа 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
|
Право.Ru, 28 ноября 2024 г.
ВС выпустил обзор практики по делам, связанным с ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 28 ноября 2024 г.
Страховщики настаивают на ремонте машин бывшими в эксплуатации запчастями
|
|
Коммерсантъ-FM, 28 ноября 2024 г.
ОСАГО покроют б/у запчастями
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ozon протестирует продажи страховок для физлиц через ПВЗ
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Поправки о понижении потолка франшиз в страховании урожая с господдержкой прошли I чтение
|
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Дума одобрила в I чтении совершенствование механизма сельхозстрахования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
IRDAI призывает к увеличению прямых иностранных инвестиций в страховой сектор до 100%
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Страховщики предложили использовать б/у запчасти в авторемонте
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 ноября 2024 г.
Отдать в надежные руки
|
|
РИА Новости, 27 ноября 2024 г.
Минфин РФ считает важным не допустить ремонта по ОСАГО некачественными деталями
|
|
РИА Дагестан, 27 ноября 2024 г.
Эксперты рассказали о самых популярных сценариях автоподставщиков 2024 года
|
|
Авторадио, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Life, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|