Коммерсантъ онлайн,
7 февраля 2019 г.
Сбежавшие с места аварии будут уголовниками
431 просмотр
Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, которые могут серьезно усложнить жизнь автомобилистов. Будет введена уголовная ответственность за оставление места ДТП, а также запущено федеральное мобильное приложение, с помощью которого граждане смогут снимать фото и видео нарушений и направлять в ГИБДД. К последнему законопроекту, как выяснил “Ъ”, столичные власти уже предложили свои поправки. «Правоприменительная практика будет такой, что граждане будут потом плеваться» — так охарактеризовали инициативу в думской оппозиции.
Убежал с места аварии — сел в тюрьму
Первый законопроект, который приняла в первом чтении Госдума, касается ужесточения ответственности за покидание места ДТП. Сейчас за это деяние суд может лишить прав или применить арест до 15 суток, но это наказание административное, а не уголовное. Уголовное наказание используется, если в аварии тяжело пострадал или погиб человек (ст. 264 УК РФ), при этом для пьяных водителей наказание жестче.
Нетрезвые водители, совершив ДТП с пострадавшими, намеренно уезжают с места аварии, а спустя несколько дней приходят в полицию с повинной, но уже трезвыми. К этому моменту установить факт опьянения невозможно, и виновного наказывают как трезвого. Получается, что покинувшие место ДТП оказываются в более выгодном положении по сравнению с теми, кто не уезжал: в 2018 году на законодательный пробел обратил внимание Конституционный суд, о чем рассказывал “Ъ”.
Конституционный суд (КС) постановил подготовить изменения в УК РФ. Законопроект готовили в МВД, в четверг в Госдуме документ презентовал замминистра внутренних дел Игорь Зубов.
По словам замминистра, в год порядка 20 тыс. человек провоцируют ДТП в пьяном виде, около 300 тыс. человек покидают место аварии — закон позволит снизить эти показатели.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков заметил, что с места аварии скрываются, как правило, граждане в алкогольном и наркотическом опьянении. Справоросс Олег Нилов предложил усилить наказание: лишать прав водителей, покинувших место ДТП, на 20 лет. Господин Лысаков, в свою очередь, предложил уменьшить наказание для тех, кто покидает место мелкой аварии без пострадавших вынужденно или из-за форс-мажора, оставив другому участнику происшествия координаты, номер страхового полиса и даже оплатив ущерб. Сегодня таких граждан могут лишить прав, пояснил депутат, но в таких ситуациях можно ограничиться штрафом в 5 тыс. руб. «Так мы восстановим справедливость»,— заметил Вячеслав Лысаков. Какой-либо бурной дискуссии данный законопроект не вызвал, большинство его поддержало.
Увидел нарушителя — достань смартфон
Второй законопроект, принятый в первом чтении, касается более резонансной темы — участия граждан в фиксации нарушений с помощью смартфонов.
Напомним, жителям Москвы и Татарстана уже несколько лет доступны приложения «Помощник Москвы» и «Народный инспектор», с помощью которых можно фотографировать и снимать видео нарушителей — материалы попадают в ГИБДД, МАДИ, ЦОДД, АМПП, после чего выносится штраф. У «Помощника Москвы», в частности, уже более 340 тыс. пользователей, с 2015 года они прислали более 1,5 млн фотографий нарушителей правил парковки. Это порой вызывает негативную реакцию со стороны граждан, получающих штрафы благодаря активности соседей, о чем рассказывал “Ъ”.
В МВД тем не менее сочли опыт регионов положительным и подготовили законопроект о запуске единого мобильного приложения, которое будет работать на территории всей страны. Приложение будет доступно исключительно пользователям портала госуслуг (в нем сегодня зарегистрированы более 65 млн пользователей).
Фиксировать можно будет такие нарушения, как проезд на красный свет, нарушение правил проезда перекрестков, нарушение правил маневрирования, отказ уступить дорогу пешеходам.
Материалы будут направляться в ГИБДД, инспекторы будут их отсматривать и принимать решение о наказании.
Если нарушитель захочет обжаловать штраф, то он сможет обратиться в суд, куда могут вызвать «фотографа» (для этого и вводится идентификация через госуслуги).
Закон вступит в силу через 180 дней после принятия: нужно будет разработать порядок создания и работы специального софта, для этого примут специальное постановление правительства.
На эти цели, включая закупку серверного оборудования, понадобится 965 млн руб. (приложение будет делать, скорее всего, «Ростелеком») в первый год запуска системы, затем по 866 млн руб. последующие два года.
Все эти деньги уже заложены в новом нацпроекте «Безопасные и качественные дороги», пояснил замминистра МВД Игорь Зубов, приложение появится в открытом доступе «в течение трех лет». При этом он не исключил, что вложенные средства федерального бюджета будут возвращаться за счет полученных штрафов (сегодня, напомним, штрафные поступления направляются в региональные бюджеты). «Общественный запрос на такую деятельность достаточно велик,— заявил господин Зубов.— Количество фотовидеоматериалов от граждан существенно возрастет, что позитивно скажется на уровне безопасности дорожного движения».
Законопроект вызвал жаркую дискуссию в парламенте.
Разрабатываемый софт должен быть таким, чтобы его можно было установить на салонный видеорегистратор, отметил депутат Вячеслав Лысаков. «Достать планшет, чтобы зафиксировать проезд на красный, никто не успеет, а ждать на перекрестке, пока кто-то проедет мимо,— это что-то фантасмагоричное,— заявил он.— Только видеорегистраторы создадут нужную мотивацию».
Единоросс Сергей Яхнюк предложил, в свою очередь, расширить список нарушений, которые можно будет фиксировать на смартфон (это же предложила и Общественная палата в своем заключении на законопроект). Господин Зубов ответил, что этот вопрос можно обсудить.
Может сложиться ситуация, когда машина припаркована долгое время в запрещенном месте, нарушение это считается длящимся, но «активный» гражданин делает несколько фотографий, по каждому из которых выносится отдельный штраф, заметил единоросс Дмитрий Вяткин. «У нас и так выносится более 100 млн постановлений в год, будет еще несколько десятков миллионов, отследить все невозможно будет,— заметил он.— Давайте подумаем, чтобы не было перегибов».
«Вы говорите о необходимости создания единой федеральной системы. А каким тогда образом были оштрафованы десятки тысяч человек в Москве и Татарстане с помощью региональных приложений? — спрашивал у МВД депутат от ЛДПР Александр Старовойтов.— И если у них это уже все работает и им достаточно региональных законов, зачем мы тогда сегодня принимаем федеральный закон?»
Граждан, которые будут использовать приложение, справоросс Олег Нилов назвал «дружинниками-оборотнями»: «Начнут создавать фейки через фотошопы против определенных лиц, возникнет бесконечная череда разбирательств в судах, как граждане смогут защититься?»
Будут ли эксцессы? Будут. Но это и есть элемент становления народной демократии в стране»,— признался замминистра МВД Игорь Зубов.
«Правоприменительная практика будет такой, что граждане будут потом плеваться,— заметил другой справоросс, Валерий Гартунг.— Мы согласны, что надо развивать эти системы, но в том виде, который вы предлагаете, мы боимся».
Отметим, что в ноябре 2018 года вице-премьер Максим Акимов поручил МВД к 1 февраля разработать поправки к законопроекту с учетом «предложений и положительного опыта правительства Москвы» по применению «Помощника Москвы».
Столичные власти, как сообщили “Ъ” в пресс-службе департамента транспорта Москвы, уже направили свои предложения в полицию:
прописать в документе возможность администрировать нарушения «в области благоустройства» (парковка на газонах, контроль оплаты парковки); прописать возможность работы «софта» не только с федеральным порталом госуслуг, но и с региональным (в случае с Москвой это pgu.mos.ru).
По сути, в мэрии Москвы попросили поправить законопроект таким образом, чтобы «Помощник Москвы» после принятия закона продолжил работать, как и сейчас.
Иван БУРАНОВ
Вся пресса за 7 февраля 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 декабря 2024 г.
|
|
Деловой Петербург, 26 декабря 2024 г.
Рынок страхования жизни в России преподнёс сюрпризы
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 декабря 2024 г.
Цены на перестрахование останутся практически неизменными в 2025 году
|
|
Дейта, Владивосток, 26 декабря 2024 г.
Штрафы за езду без страховки с камер начнут приходить автовладельцам уже в 2025 году
|
|
Конкурент, Владивосток, 26 декабря 2024 г.
Аварийные водители за все заплатят: тарифы по ОСАГО отпустят в свободное плавание?
|
|
Волгоградская правда, 26 декабря 2024 г.
Мошенники заработали миллионы на подставных ДТП с дорогими иномарками
|
|
NEWS.ru, 26 декабря 2024 г.
Страховщик раскрыла, почему нужно повысить штрафы за отсутствие ОСАГО
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 26 декабря 2024 г.
В Кургане по делу автоподставщиц Камшиловых задержали еще одного фигуранта
|
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|