деньги.ua,
16 апреля 2019 г.
Вячеслав Черняховский: Вредный «сплит» 578 просмотров
НБУ активно продвигает мнение об эффективности своей надзорной политики и отстаивает право одновременно сочетать полномочия нескольких ветвей власти.
Вячеслав Черняховский, генеральный директор ассоциации “Страховой Бизнес“, видит серьезные риски в “сплите“, то есть в передаче Нацбанку надзорных функций над страховщиками. Аргументы за “сплит“ звучат из каждого утюга, а вот на чем базируется другая точка зрения, не особо говорят.
Вот уже второй год небанковский рынок ждет и гадает, примет или нет Верховная Рада во втором чтении законопроект № 2413а, больше известный как закон о “сплите“. Речь идет о разделении Нацкомфинуслуг и передаче большинства полномочий по регулированию небанковского финансового сектора Нацбанку и частично - Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. И если первые попытки вынести законопроект на второе чтение вызывали драматический эффект среди участников рынка, то после безуспешной пятнадцатой попытки ситуация становится как в анекдоте о неуловимом Джо, который был неуловим, потому что никому не нужен.
Не секрет, почему так происходит: среди самих народных избранников нет единой позиции относительно законопроекта, поэтому шансы на то, что № 2413а пройдет, невелики. Я общался с большим количеством депутатов разных фракций. Многие из них однозначно против законопроекта, поскольку прекрасно понимают негативные последствия его принятия в такой форме.
Эксперты тоже неоднократно“по косточкам“ разобрали основные положения законопроекта и обозначили все ключевые проблемные места в нем. Это - отсутствие комплексного и системного подхода, нарушение норм Конституции и целого ряда других законодательных актов, создание предпосылок для коррупции и давления на бизнес. Как итог - уничтожение национального бизнеса в этом сегменте экономики, перспективы десятков тысяч новых безработных из числа сотрудников финансового сектора и сокращение поступлений в бюджет на сотни миллионов гривен в год.
НБУ активно продвигает мнение об эффективности своей надзорной политики и отстаивает право одновременно сочетать полномочия нескольких ветвей власти. Мы постоянно слышим о том, как отлично была проведена чистка банковского рынка, как позитивно это повлияло на банковскую систему. Но, так сказать, есть горькие нюансы.
Многие банки были выведены с рынка с целым рядом нарушений. Пара банков, у которых была отозвана лицензия, подали в суд на Нацбанк с требованием возместить убытки, понесенные в ходе ликвидации. Ранее еще несколько банков выиграли суды по незаконности их ликвидации (например, Радикал банк. - Прим. ред.).
В свете предстоящего второго тура президентских выборов и грядущих парламентских выборов как смысл, так и перспективы принятия законопроекта о “сплите“ становятся еще более туманными. Все отлично понимают, что с возможной сменой президента и состава Верховной Рады ветер в регуляторных подходах тоже может поменяться. Да, формально НБУ от президента не зависит. Дефакто, в случае смены президента, всегда сменяется и глава Нацбанка (полномочия нынешнего главы НБУ истекут в марте 2025 года, за год до завершения полномочий избираемого президента. - Ред.).
Вероятность, что законопроект № 2413а примут, и будут предприняты попытки реформировать надзор за небанковским сектором согласно его положениям, все же есть. Но потом в НБУ придет “новая метла“, понимающая неэффективность этого подхода или имеющая другие взгляды на принципы надзора - и опять начнется пересмотр законодательной базы. В очередной раз вместо стратегического, последовательного и системного развития небанковского сектора мы получим череду непродуманных экспериментов над ним.
Объединение участников финансового рынка, куда входит возглавляемая мной ассоциация “Страховой бизнес“, а также 15 других общественных объединений, разработало альтернативную Концепцию реформирования надзора за небанковским финансовым сектором. Она базируется на опыте польского рынка. Основной принцип, который лег в основу концепции, - это разделение функции регулирования (которая может быть отдана Минфину) и функции надзора, контроля и защиты прав потребителя. Для надзора будет создан отдельный орган. И этот орган, в отличие от Нацбанка, как мегарегулятор, будет действовать полностью в правовом поле. Без всяких спецстатусов, созданных для монетарной политики, а вовсе не для регуляторных функций.
Такой подход имеет два преимущества: более высокий профессиональный уровень каждого направления работы - и методологии, и надзора как такового, и минимизация коррупционных рисков для бизнеса. Даже сегодняшняя ситуация, когда Нацкомфинуслуг одновременно и разрабатывает правила игры и контролирует их выполнение, создает возможности для коррупции и тенденциозных изменений условий работы небанковского финсектора в угоду определенным группам участников рынка.
В ближайшее время мы с коллегами сконцентрируемся на продвижении нашей концепции и трансформации ее в проект закона. Концепция реалистичная, продуманная и нацеленная на развитие рынка в условиях равной и честной конкуренции. Мы в нее верим.
Вся пресса за 16 апреля 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 марта 2025 г.

|
|
CNews.ru, 20 марта 2025 г.
Zunami расширяет сотрудничество: теперь на платформе работают 12 страховых компаний

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 марта 2025 г.
В Австралии запущена новая комплексная модель наводнений

|
|
Кузбасс, Кемерово, 20 марта 2025 г.
Первый замминистра здравоохранения РФ оценил цифровизацию медицины Кузбасса

|
|
Республика Башкортостан, Уфа, 20 марта 2025 г.
В Башкирии обсудили вопросы агрострахования

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 20 марта 2025 г.
Северянина обязали заплатить 280 тысяч страховщикам

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 20 марта 2025 г.
Как действовать при ДТП: схема работы системы ОСАГО

|
|
Регионы России, 20 марта 2025 г.
Водители могут быть наказаны за несоблюдение закона об ОСАГО

|
|
Молодежная газета, Уфа, 20 марта 2025 г.
На форуме «АгроКомплекс» в Башкирии обсудили агрострахование

|
|
РБК.Уфа, 20 марта 2025 г.
Аграриям Башкирии выплатили 144 млн страховки после ЧС в 2024 году

|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 20 марта 2025 г.
Тренд на страховки

|
|
Молодой коммунар, Тула, 20 марта 2025 г.
В Туле настала пора страховки от ДТП с арендными самокатами

|
|
РИА Новости, 20 марта 2025 г.
Дагестан лидировал в РФ по доле высокоубыточных договоров ОСАГО в 2024 г - РСА

|
|
Интерфакс, 20 марта 2025 г.
Жители Тюменской области не страхуют дома и участки от паводка - замгубернатора

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 марта 2025 г.
Глобальный уровень слияний и поглощений в страховании достиг 16-летнего минимума в 2024 году

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 марта 2025 г.
Gallagher отмечает рост спроса и емкости на рынке страхования SCPR

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 марта 2025 г.
FERMA призывает к пересмотру положений о покупке страхования компаниями государственного сектора

|
|
Мурманский вестник, 20 марта 2025 г.
ЭконоМИКС. Страховщики ушли в отрыв

|
 Остальные материалы за 20 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|