Рынок добровольного медицинского страхования растет ударными темпами, почти на четверть ежегодно. Но происходит это только благодаря корпоративным клиентам - их 85% от всех застрахованных. Переориентация на индивидуального клиента для страховщиков может оказаться непосильной задачей - надежность и качество услуг хромает, пишет издание.
Известия,
3 октября 2005 г.
Медстрахование хромает на одно ногу 828 просмотров
Рынок добровольного медицинского страхования растет ударными темпами, почти на четверть ежегодно. Но происходит это только благодаря корпоративным клиентам - их 85% от всех застрахованных. По прогнозам специалистов, скоро "свободных" корпораций уже не останется. А переориентация на индивидуального клиента для страховщиков может оказаться непосильной задачей - надежность и качество услуг хромает. Опубликованный рейтинг страховых компаний, занимающихся добровольным медицинским страхованием (ДМС), подготовлен экспертным советом во главе с академиком РАМН Николаем Володиным. Члены совета - главврачи центральных больниц и поликлиник, профессора Российского государственного медицинского университета, чиновники Министерства здравоохранения и социального развития - ставили оценки страховым компаниям и заодно оценивали уровень отдельных лечебно-профилактических заведений России. По завершению этой части исследования будет опубликован подробный рейтинг 80 клиник. Пока удалось установить, что наши страховщики работают, мягко говоря, "однобоко" - интересуются исключительно выгодными коллективными клиентами. Удобство такого подхода очевидно: предприятие страхует несколько сотен своих сотрудников, из них врача посещают регулярно несколько десятков человек, а серьезно лечатся единицы. Риски при таком раскладе минимальные. А вот перспектива привлечения индивидуального клиента сулит страховщикам в первую очередь "плохие" риски, то есть риски с высокой вероятностью реализации. Если человек решился самостоятельно оплатить страховку стоимостью $1000 и больше, то наверняка на это у него есть веские причины. То есть пользоваться услугами врачей он будет часто, ему потребуются, например, дорогостоящая диагностика и лечение. Зная это, страховщики "перестраховываются" - цена индивидуального полиса в разы превышает коллективные. ДМС шагнет в массы только, если станет дешевле. Для этого надо создавать более разнообразные и гибкие страховые программы. К тому же стоимость просто платных услуг стационаров и амбулаторий постоянно возрастает, что также подталкивает пациентов к ДМС. И обязательно надо провести ревизию медицинских учреждений, считают эксперты. Труднее всего оценить эффективность терапии, то есть самого главного параметра любого лечения. "Единственный критерий качества - это углубленный анализ историй болезни, пусть выборочный, но массовый", - считает Оксана Кисляк, доктор медицинских наук, профессор кафедры внутренних болезней Российского государственного медицинского университета. По ее мнению, исследовать качество медуслуг должна не страховая компания, которая их оплачивает, а независимая экспертная комиссия. Контролирующая функция по-прежнему должна оставаться у государства. По словам руководителя одной крупной страховой компании, не пожелавшего назвать свою фамилию: "Пока все, даже самые крупные страховые компании, по сути дела, эксплуатируют ресурс государственных больниц, лабораторий и прочих учреждений. Пока они не начнут инвестировать в медицину миллионы долларов, индивидуальное ДМС будет оставаться очень локальным явлением, уделом богатых столичных жителей - в большинстве своем людей трудоспособных и здоровых". Список страховых компаний, лидирующих на рынке добровольного медицинского страхования
|