Банки.ру,
20 августа 2019 г.
Человек и «цифра» 467 просмотров
Доминирующий на сегодняшний день канал продаж страховых продуктов — это банки. Но все активнее развиваются онлайн-каналы. В первую очередь маркетплейсы. Какую нишу они займут на рынке и как это отразится на банкостраховании?
По данным аналитического центра «Институт страхования ВСС», объем страховых премий, полученных через Интернет, за 2018 год увеличился на 133%, доля этого канала продаж выросла более чем в два раза (с 2,5% до 5,1%). В I квартале этого года на страховые сборы, поступившие через Интернет, пришлось 3,9% всех собранных премий, что на 0,5 процентного пункта выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие годы доля электронных полисов возрастет, в том числе из-за развития маркетплейсов — относительно нового инструмента в продажах страховых продуктов.
Происходящее на страховом рынке отражает общие тенденции в экономике — повсеместную ее цифровизацию. Такие резкие темпы роста «онлайна», разумеется, не могли остаться незамеченными. Причем в последнее время приходится слышать довольно радикальные прогнозы. Те, кого принято называть IT-евангелистами, как и положено футурологам, предрекают скорый конец всего того, что не является «цифрой». С этих позиций маркетплейсы называются ни много ни мало убийцами банковского канала продаж или банкострахования.
Почему речь идет именно о банках? Потому что зависимость страховщиков от банковского канала продаж давно стала притчей во языцех. Люди традиционно доверяют банкам больше, чем другим финансовым институтам. Во многом благодаря этому за последние годы банкострахование достигло рекордной доли в общей структуре продаж. По итогам 2018 года, а также по результатам I квартала 2019-го основную часть взносов страховщики получили при участии посредников (73,3% и 64,2% соответственно). Доля непосредственно банковского канала продаж в общем объеме сборов увеличилась с 17% в 2014 году до 37% в 2018-м. В I квартале 2019 года тенденция продолжилась: в результате роста продаж кредитных страховых продуктов доля канала в партнерских продажах составила 47,8%.
Понятно, что подобная зависимость чревата множеством рисков, поэтому сами страховщики заинтересованы в диверсификации каналов продаж. И маркетплейсы, действительно, могут помочь добиться снижения доли банкострахования. Например, в АЦ «Институт страхования ВСС» уверены, что в скором времени при анализе существующих каналов продаж необходимо будет выделять маркетплейсы отдельно, рассматривая их как самостоятельный канал со своими особенностями.
Боюсь, правда, что на этом пути аналитиков ждут большие сложности. Во-первых, маркетплейсы пока функционируют просто как витрины, когда для приобретения полиса покупатель перенаправляется на сайт конкретного поставщика услуги, где и происходит непосредственно оплата. Да, с принятием поправок в законодательство и появлением проекта «Маркетплейс», курируемого Банком России, оплату будет принимать непосредственно оператор площадки, но пока отдельно выделить «общие витрины» в статистике продаж довольно затруднительно. Во-вторых, маркетплейсы могут создаваться (и таких примеров масса) теми же банками. Когда клиент приобретает страховой полис на банковском маркетплейсе, какой канал продаж он использует? Вопрос не из простых. Наконец, следующий шаг — это появление не отдельных маркетплейсов, но целых экосистем. А строятся они как раз вокруг крупных банков. Некоторые являются специализированными (недвижимость, авто, услуги для малого и среднего бизнеса и так далее), другие — глобальными. Признавать их банковским каналом продаж или же выделять в отдельный?
Впрочем, пока говорить о серьезной конкуренции маркетплейсов и банкострахования не приходится. Да, сегодня маркетплейсы — уже не просто агрегаторы, позволяющие сравнить предложения по цене. Наиболее популярные такие площадки (например, маркетплейс Банки.ру — один из участников проекта Банка России) предлагают не только многофакторный анализ финансовых услуг, но и специальные условия для своих посетителей. Правда, относится это в первую очередь к банковским продуктам. Что касается страхования, то объем премий, собранных онлайн, растет третий год подряд. Страховщики адаптируют свои продукты к дистанционным продажам. Однако пока основная доля (90%) всех электронных полисов (по объему страховых премий) приходится на ОСАГО, еще 2% — на автокаско. Есть еще и страхование выезжающих за рубеж, однако отдельно в статистике оно не выделяется, хотя очевидно, что по числу продаваемых онлайн-полисов ВЗР существенно опережает автокаско, но по сумме страховых премий отстает от него. Отмечу, что и в рамках проектов «цифровой маркетплейс» на начальном этапе продаваться будет только ОСАГО.
Несмотря на то что с развитием маркетплейсов появится больше возможностей у небольших и средних игроков, конкуренция усилится в том сегменте, который изначально не подразумевал присутствия банков и банкострахования. При этом продажи сложных страховых продуктов, таких как, например, накопительное или инвестиционное страхование жизни, которые требуют личного взаимодействия с клиентом, длительных консультаций, будут, как и сейчас, реализовываться через партнеров. Читай: преимущественно через банки.
Поэтому я далек от мысли, что маркетплейсы станут «убийцами» банкострахования. Это просто совершенно иная философия продаж страховых продуктов, которая существенно расширяет возможности страховых компаний и дальнейшие перспективы развития онлайн-канала продаж. Тем не менее развитие маркетплейсов серьезно изменит подход к продажам, а финансовые (и не только) институты будут делать ставку на развитие именно этих каналов.
Андрей ЕВСТИФЕЕВ, вице-президент Европейской юридической службы
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Вся пресса за 20 августа 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Маркетинг, Тенденции, Хайтек и инновации, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|