Банки.ру,
16 октября 2019 г.
Начали «новую жизнь»: как изменили рынок страхования жизни стандарты и новые продукты 378 просмотров
Российский рынок страхования жизни переживает период трансформации. Прежний его драйвер — инвестиционное страхование жизни — уступает свои позиции продуктам накопительного страхования жизни. Что меняется для клиентов и как они сами меняют рынок?
Одним из наиболее важных изменений на рынке, которое напрямую затрагивает интересы клиентов, стало вступление в силу стандартов ВСС и Банка России, регламентирующих процедуру продажи продуктов страхования жизни. Эти документы, в частности, обязывают продавцов в письменной форме информировать клиентов о существенных условиях программ. Правда, обязанность эта распространяется только на страховые компании, а банки — основной канал продаж ИСЖ — присоединяются к подобным правилам на добровольной основе. Тем не менее регулятор рынка прямо рекомендовал страховщикам сотрудничать только с теми банками, которые этим правилам следуют.
Стандарты призваны предупредить, например, появление ситуаций, когда клиента убеждали в том, что инвестиционное страхование — это аналог банковского депозита, только с повышенной доходностью. Сейчас клиенту обязаны выдать памятку, где в понятной форме приводятся и разъясняются все главные характеристики продукта. Например, то, что доходность не гарантирована и зависит от ситуации на фондовых рынках, что забрать взносы досрочно без потерь нельзя, что средства не застрахованы в АСВ и так далее.
И прогресс в этом отношении очевиден: случаев мисселинга (неправильных продаж), которые и потребовали появления стандартов, становится заметно меньше. Да, в первом полугодии этого года Банк России зафиксировал рост доли жалоб граждан на страхование жизни в общем количестве жалоб на страховщиков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 3% до 5,4%). Но в абсолютном выражении их число снизилось кардинально. За январь — июнь 2019 года количество жалоб, поступивших в отношении субъектов страхового дела, уменьшилось на 39,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го.
Следующим заметным трендом на рынке стала очевидная смена предпочтений клиентов. Фокус их внимания все активнее смещается на классическое накопительное страхование жизни (НСЖ). Так, по итогам первого полугодия 2019-го, по данным ВСС, сборы по НСЖ выросли на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 44,7 млрд рублей. Сборы же по ИСЖ, напротив, сократились на 32% — до 92,3 млрд рублей. Благодаря этому на долю накопительных продуктов приходится уже почти четверть всех сборов на рынке страхования жизни, притом что годом ранее их доля составляла лишь 13%.
Объясняется подобный рост несколькими факторами. Во-первых, Банку России удалось снизить инфляцию до минимумов за несколько последних лет, что создает относительно стабильный фон в экономике и стимулирует долгосрочные накопления. Во-вторых, НСЖ сочетает в себе сразу два главных преимущества страхования жизни: защиту в виде большого страхового покрытия и создание личного капитала. В-третьих, клиенты по договорам страхования жизни, заключенным на срок от пяти лет, имеют право на получение налоговых вычетов со взносов до 120 тыс. рублей в год, дополнительная выгода — до 13%. Наконец, немаловажную роль наверняка сыграло и повышение пенсионного возраста. Это очередной стимул нашим гражданам задуматься о необходимости самостоятельных накоплений для благополучия в преклонном возрасте.
Таким образом, Россия постепенно двигается по пути развитых стран, где накопительным страхованием жизни охвачено 80—90% населения. Но мы находимся только в начале, стартовав практически с нуля. Ведь почти каждая европейская или американская семья использует накопительные программы, в то время как в России уровень проникновения этих продуктов не превышает 1%. Поэтому эффект низкой базы, наряду с повышающимся вниманием людей к продуктам НСЖ, позволяет уверенно говорить о будущем росте рынка.
Наконец, еще один явный тренд рынка — активное развитие страховых продуктов с сервисной составляющей. Здесь страховщики одновременно преследуют две цели: повышение клиентской ценности продукта и рост числа и качества коммуникаций с клиентом. Ведь обычные программы страхования жизни дают, как правило, всего два очевидных повода для контакта с клиентом: оплата взносов (когда компания просит у клиента денег) и страховая выплата (когда клиент получает накопления по дожитию и готов попрощаться со страховщиком). Между этими событиями клиент может и не вспоминать о страховой компании, что не лучшим образом сказывается на его лояльности, тем более если учесть, что договоры НСЖ имеют длительные (свыше пяти лет) сроки.
Поэтому страховщики увеличивают частоту контактов с клиентами, предлагая им различные полезные сервисы в рамках договоров страхования жизни. Компании намерены помочь клиентам решать вопросы, с которыми они сталкиваются регулярно. Это может быть оформление налогового вычета, юридическая поддержка, образовательный консьерж в рамках детских накопительных продуктов, целый ряд медицинских консьерж-сервисов: телемедицинские консультации, регулярные обследования состояния (чекапы), второе медицинское мнение и так далее.
Поиск и внедрение новых сервисов, их интеграция в страховые продукты станет одним из главных направлений деятельности страховщиков жизни. Поддержать важный тренд на активизацию продаж накопительного страхования должно и государство, заинтересованное в его социальной роли. Здесь речь может идти о повышении налогового вычета, предоставляемого по таким продуктам, а также о других стимулирующих мерах. Ведь средства накопительного страхования не только выполняют важную социальную функцию — это еще и источник длинных денег, необходимых национальной экономике.
Олег КИСЕЛЕВ, генеральный директор, председатель правления СК «Ренессанс Жизнь»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Вся пресса за 16 октября 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховые стандарты, Маркетинг, Тенденции, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|