Деловой квартал-Екатеринбург,
26 ноября 2019 г.
«Эффективна новая реформа — да. Кто выиграл от нее — все». Первые итоги реформы ОСАГО 606 просмотров
Реформа ОСАГО, стартовавшая в текущем году, внесла существенные корректировки в рынок автострахования и жизнь автовладельцев. Подробности и выводы — в материале DK.RU.
С 9 января 2019 г. в России вступили в силу новые тарифы ОСАГО. По распоряжению Центробанка тарифный коридор расширился на 20% вниз и вверх. Теперь он составляет от 2746 до 4942 руб. (от 3432 до 4118 руб.). По сути, изменились только три составляющие стоимости полиса: КМБ (коэффициент бонус-малус — премия за безаварийную езду), коэффициент возраста и стажа, а также непосредственно базовый тариф. Разумеется, все это отразилось на стоимости страховки: для кого-то она снизилась, для кого-то значительно выросла. DK.RU вместе с основными участниками уральского рынка автострахования подводит первые итоги глобальных изменений.
Кто выиграл, а кто проиграл
Разумеется, новая реформа ОСАГО на всех участниках процесса отразилась по-своему. Как в итоге изменилась ситуация и удалось ли всецело реализовать задуманное?
Наталья Вагина, директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Свердловской области:
«Рынок ОСАГО до старта проекта либерализации можно охарактеризовать одним словом - «кризис». Это выражалось в отсутствии рыночных условий как таковых, несбалансированности системы, появлении так называемых «токсичных» регионов, а также высоком уровне мошенничества.
Проект либерализации призван решить эти проблемы и сформировать условия для стабильного функционирования ОСАГО в рамках рыночной конструкции и индивидуального тарифа для страхователей. Результаты девяти месяцев 2019 г. говорят о позитивном тренде на снижение средней премии (минус 5,4% по РФ), а также увеличении числа заключенных договоров (плюс 1,5%).
Мы считаем, что в проекте либерализации не должно быть одной стороны-победителя – реформы должны приносить улучшения и для страхователей, и для страховщиков».
Светлана Пундель, директор Екатеринбургского филиала ООО «НСГ-«РОСЭНЕРГО»:
— Основная проблема, которую должна была решить реформа ОСАГО, — доступность полиса. Собственно, для этого и был расширен базовый коридор: 20% — вверх и 20% —вниз. Благодаря тому, что компании начали двигаться в этом диапазоне, данный вид страхования действительно стал более доступным для многих автовладельцев. Учитывая, что мы в основном работаем в области, это очень хорошо ощущается, даже разница в 100 руб. для многих станет решающей, чтобы отдать предпочтение тому страховщику, у которого дешевле.
Эффективна ли новая реформа? — Да. Кто выиграл от изменений? — Наверное, все.
В первую очередь выиграли дисциплинированные водители с большим водительским стажем, которые ездят без аварий. Также на руку играет прописка не в мегаполисе и небольшое количество лошадиных сил под капотом автомобиля. Все это в совокупности дает очень хорошую скидку при приобретении/продлении полиса ОСАГО.
Кто проиграл, скорее всего, будет понятно со временем, когда реформа завершится. В первую очередь, это аварийно-опасные водители, молодые водители, имеющие небольшое стаж вождения.
Что стало с рынком?
Новые правила обязательного автострахования внесли корректировки и в работу страховщиков. Оправдала ли реформа их ожидания?
Наталья Вагина:
— Основное изменение — рост осознанной конкуренции за страхователя. В первые месяцы некоторые игроки повысили тарифы, однако затем произошла коррекция. Наиболее правильная стратегия в текущих условиях — внимательно следить за состоянием рынка и вносить оперативные коррективы. Такие приемы, как ценовой демпинг, не принесут ничего, кроме кратковременного повышения сборов.
Иван Косьмин, заместитель генерального директора, директор филиала СПАО «РЕСО-Гарантия»:
— В нашем филиале автострахование — драйвер, который ведет за собой другие виды страхования. И по ОСАГО, и по КАСКО мы работаем как с физическими лицами, так и с юридическими, страхуя автопарки предприятий.
При этом оба вида страхования нельзя назвать сверхприбыльными: просчеты в программах сразу ведут к убыточности. По ОСАГО, например, еще два года назад, в конце 2017-ого, мы были в убытке порядка 100 млн руб. Но уже в 2018 г. смогли выйти в ноль, 2019-й должны закончить с положительными показателями. Просто мы научились работать в этом сегменте: не гнаться бездумно за количеством, не терять клиентов, каждый год набирая новый портфель.
При этом повлиять на стоимость ОСАГО страховые компании особо не могут: все довольно жестко зарегулировано государством.
Реформа дала немного воли страховщикам, у них появилась возможность слегка подстроить программы под своих клиентов. Но пока набор инструментов крайне мал.
Сейчас заговорили о том, чтобы полностью отпустить тарифы по ОСАГО. Автовладельцы этого боятся: считают, что страховщики поднимут цены. Но мы же себе не враги. Все регулирует рынок. Не в наших интересах ставить цену, которая будет неподъемной для клиента. Но за счет свободных тарифов можно будет предлагать действительно индивидуальные полисы.
Светлана Пундель:
— В какой-то мере реформа ОСАГО оживила рынок. Мы все работали на одинаковых базовых ставках, у всех был одинаковый базовый тариф. Соответственно, по большому счету, полис ОСАГО стоил во всех компаниях одинаково. Мы могли взять потребителя только сервисом и качеством предоставляемых услуг.
На данный момент конкуренция между страховщиками обострилась. И это хорошо. Когда только приняли этот закон, крупные федеральные компании существенно повысили базовую ставку, подняли ее по максимуму — пошли по верхней планке. Наша компания осталась на тарифе, который был — 4 118 руб. Есть те, кто, наоборот, упал ниже этой ставки.
Разбег по стоимости полиса ОСАГО сегодня у свердловских страховщиков составляет плюс-минус 100 руб.
По сути, мы все стали конкурентами, каждая страховая компания бьется за пролонгацию полисов, предлагая какие-то свои «фишечки».
То, что небольшие компании сегодня могут конкурировать между собой, — безусловный плюс. Раньше монополисты «держали» весь рынок и диктовали нам условия.
Дальше – больше?
Учитывая, что реформа ОСАГО еще только началась, возможно ли дальнейшее расширение тарифного коридора или изменение других условий?
Наталья Вагина:
— Идет активное обсуждение дальнейших шагов либерализации — обсуждаются такие инициативы, как расширение лимита выплат по ущербу жизни и здоровью, отмена территориального коэффициента и коэффициента мощности, а также расширение коридора на 30% и 40% для компенсации отменяемых коэффициентов.
Расширение тарифного коридора — мера, которая позволяет страховщикам устанавливать справедливую стоимость полиса и управлять убыточностью сегмента. Процесс проходит поэтапно ввиду его высокой сложности и желания регулятора и страховщиков сделать его эволюционным. На наш взгляд, это очень важное направление в проекте либерализации, так как оно создает предпосылки для работы в условиях свободного рынка.
Что касается других инициатив, то каждая мера имеет как собственные плюсы, так и минусы. К примеру, мы поддерживаем повышение лимита по жизни и здоровью до 2 млн руб. — это важная инициатива в столь социально важном виде страхования. Однако любое повышение страховой суммы закладывается в тариф, что в контексте ОСАГО приведет к очередному кризису.
Светлана Пундель:
— Девять месяцев новой реформы показали, что средняя страховая премия по полису ОСАГО упала, в том числе, за счет конкуренции. А страховая выплата по ряду причин выросла. Во-первых, инфляции никто не отменял, во-вторых, выросла стоимость запчастей, работ по ремонту. Раньше, при ДТП по здоровью в страховую обращались немногие. Сейчас у людей сформировалась определенная страховая культура, они понимают, для чего приобретают ОСАГО, поэтому обращаются весьма активно и, надо сказать, получают хорошие выплаты.
Рынок каско начинает оживать?
Многие эксперты отмечают, что в последнее время количество договоров автокаско выросло на 20,3%, объем премий также увеличился: +6,2 млрд руб. или 3,8%. Продолжилось ли восстановление сегмента автокаско и дальше? Какие факторы этому способствуют, какие — тормозят?
Наталья Вагина:
— В 2018 г. рынок КАСКО показал временное улучшение ситуации, которое, к сожалению, не закрепилось в 2019-м. Результаты первого полугодия текущего года явно демонстрируют тенденцию к снижению объемов рынка. Общий объем премии снизился на 2,3% до 78,2 млрд руб., средняя премия сократилась на 5% до 35,1 тыс. руб.
Причина улучшения ситуации в 2018 г. - рост продаж новых автомобилей.
Иван Косьмин:
— Ушли времена, когда стоимость страховки была прямо пропорциональна стоимости машины. Сегодня нет какого-то среднего коэффициента — скажем, 5% от цены авто. Для кого-то это будет 10%, для кого-то — 1%.
Вместе с тем, компаний, которые предлагают дешевое каско — 1-2% от реальной стоимости, сегодня великое множество. И это мешает развиваться.
Страховщики, готовые постоянно понижать тариф, лишь бы сегодня купили полис, мало думают о завтрашнем дне.
Убытки никуда не деваются: частота ДТП кардинально не уменьшается, стоимость запчастей растет, доллар дорожает… Все эти факторы в какой-то момент могут привести страховщика к нулю. А если таких страховщиков много, весь рынок придет к такому показателю. И тогда цены резко скакнут вверх.
Второй неблагоприятный для рынка каско момент, к которому приводит демпинг, — клиенты перетекают из компании в компанию. Вовсе не потому, что ищут, где дешевле застраховаться. Просто в определенный момент страховщик, набравший тысячу дешевых полисов, начинает санировать портфель, вводит франшизы, коэффициенты за безубыточность. Клиент хочет продлить договор, а ему цену поднимают в три раза. Как? Почему? За год ничего не случилось по его вине, единственное обращение: попадание камня в стекло. А ему выставляют цену, будто он был виновен в каком-то ДТП. В итоге он ищет другого страховщика с такой же низкой ценой полиса, на которую рассчитывал. И снова попадает в ту же ловушку.
С франшизой или без?
По оценке ВСС, полисы каско с франшизой составляют 25-50% рынка. Какие еще варианты снижения стоимости каско предлагают страховщики?
Наталья Вагина:
— Экономичное каско — не драйвер и не бич, это объективная реальность страховщиков. Любая страховая компания должна руководствоваться потребностями своих клиентов, и если клиент говорит о том, что ему не нужно «полное каско» — страховщик меняет конфигурацию своего портфеля. У франшизы есть позитивный дисциплинирующий эффект — клиент более вдумчиво относится к полису и не заявляет все убытки подряд.
Есть разные варианты экономии. К примеру, клиент может установить телематическое оборудование и получить скидку за манеру вождения. Либо, если страхователь редко использует ТС, то может оформить полис с опцией ограничения по пробегу. При лимите в 5 тыс. км в год скидка составит 30%, а при 10 тыс. км — 20%. Также опытные водители могут заключить договор с опцией «каско за полцены». При оплате премии в 50% он защищает от рисков угона или полного уничтожения в пределах полной страховой суммы, а за ущерб имуществу — при доплате оставшихся 50% премии.
Современные технологии на рынке автострахования
В последние годы много говорят о внедрении новых технологий, таких как телематика, обеспечивающих персонализированный подход в автостраховании. Какие конкретно инструменты используют сегодня страховщики для удобства своих клиентов? Популярны ли такие решения у автовладельцев?
Наталья Вагина:
— Наша компания находится в авангарде применения новых технологий в страховании – полисы с телематикой, к примеру, мы продаем уже нескольких лет. Их популярность пока на низком уровне, около 1%. Но мы надеемся, что в будущем они будут более востребованы, поскольку позволяют индивидуализировать тариф.
Аккуратные водители смогут сэкономить на каско до 40%.
Также наша компания стала первой, предложившей клиентам возможность удаленного оформления каско с «самоосмотром», а также удаленное урегулирование убытков. И они становятся популярнее с каждой неделей.
100% персонализированное моторное страхование — не утопия, это достаточно реально. Уже сейчас компании могут собирать и эффективно анализировать информацию о клиентах. Вопрос в масштабировании этой практики и выстраивании полноценной цифровой инфраструктуры. К тому же изменения должны касаться значительной части рынка для масштабирования получения персонализированного тарифа страхователями.
Страховать авто или нет? Чем чревата езда без полиса
Эксперты также объяснили, почему автомобиль в любом случае нужно страховать, а вот только по ОСАГО или еще и по каско — каждый автовладелец решает сам.
Наталья Вагина:
— Самая главная польза страхования — помощь в сохранении финансовой стабильности в случае какого-либо происшествия.
Автомобиль — достаточно ценное имущество, которое требует значительных средств на содержание и обслуживание.
ДТП, падение льдины с крыши или отскочивший камень — и перед клиентом встает вопрос поиска денежных средств для ремонта. А уничтожение или угон авто создают серьезную стрессовую ситуацию — ведь при отсутствии каско человеку придется покупать новое ТС.
В случае со страхованием гражданской ответственности также защищаются финансовые интересы страхователя. Достаточно вспомнить ситуацию до принятия закона об ОСАГО, когда рядовое ДТП могло стать причиной банкротства виновника аварии. Поэтому ОСАГО —важный социальный вид страхования, защищающий членов общества от финансовых рисков и конфликтов.
Светлана Пундель:
— 40% водителей ездит без обязательного полиса автострахования — такова на сегодняшний день статистика по Свердловской области. Причем, по разным причинам…Кто-то не страхует, потому что надеется только на себя, кто-то потому, что не располагает необходимой суммой, кто-то потому, что считает, что это дорого…
Все забывают о том, что это и гражданская ответственность, что в случае чего не нужно будет судорожно думать о том, на какие средства ремонтировать машину пострадавшего.
По поводу каско — каждый человек решает сам. Это его имущество. Я, например, берегу свое имущество, и понимаю, что это определенные ежегодные расходы, но для меня это важная финансовая подушка безопасности. Если я сейчас выйду из офиса, и там не будет моей машины, не расстроюсь — у меня есть каско. А если «уедет» машина без каско — все, вот это будет реальным огорчением.
Чем привлечь клиента сегодня
Несмотря на то, что большинство страховщиков радует здоровая конкурентная среда. Тем не менее, сегодня им приходится активно использовать в работе различные, в том числе принципиально новые, методы и инструменты для привлечения и удержания клиентов.
Иван Косьмин:
— Для нас главный приоритет — долгосрочные отношения. Да, наши тарифы не самые низкие. Зато мы отвечаем за качество услуги: у нас в договорах никогда не будет большого количества пунктов мелким шрифтом с дополнительными условиями. Мы не вводим каско-лайт или каско-бизнес+, потому что считаем, что любой автомобиль должен обслуживаться на официальных или проверенных СТО, будь то недорогая машина или представительский автомобиль.
Мы не станем существенно поднимать цену на полис на следующий год, если вдруг в этом году случился один убыток — даже если нам приходится восстанавливать полмашины.
Клиент с одним убытком за год у нас приравнивается к безубыточному клиенту. И это работает: у нас количество пролонгаций, причем по всем видам страхования, превышает 75%.
Светлана Пундель:
— Наш основной принцип — это все-таки доступность. Мы работаем в области, но у нас действует принцип одного окна, клиенту не надо никуда ехать, наши агенты помогают ему все решить на месте. Так как «НСГ-«РОСЭНЕРГО» — розничная компания, соответственно, мы идем к потребителю, а не наоборот. Это наше главное правило.
Вся пресса за 26 ноября 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Маркетинг, Тенденции, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
4 декабря 2024 г.
|
|
Право.Ru, 4 декабря 2024 г.
Кабмин предложил запретить навязывать услуги и страховку
|
|
Парламентская газета, 4 декабря 2024 г.
Путин: Необходимо обеспечить возвратность средств при долевом страховании жизни
|
|
Известия онлайн, 4 декабря 2024 г.
Путин предложил создать механизм по налоговому вычету при долевом страховании жизни
|
|
Волга Ньюс, Самара, 4 декабря 2024 г.
На скорость не влияет: более четверти водителей с полисом каско не обращаются к страховщику с царапинами и сколами
|
|
Forbes, 4 декабря 2024 г.
Банк России «в условиях санкций» продлил послабления для страхового рынка
|
|
Российская газета онлайн, 4 декабря 2024 г.
Путин анонсировал начало программы долевого страхования жизни
|
|
Коммерсантъ-Новосибирск, 4 декабря 2024 г.
Полис от ЧС
|
|
ТАСС, 4 декабря 2024 г.
Путин: с 1 января в РФ заработает долевое страхование жизни граждан
|
|
РИА Новости, 4 декабря 2024 г.
Путин попросил принять законы по долевому страхованию жизни
|
|
Коммерсантъ онлайн, 4 декабря 2024 г.
ЦБ продлил меры поддержки для страхового рынка на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 4 декабря 2024 г.
ЦБ разрешил страховщикам не раскрывать чувствительную к санкциям информацию
|
|
Медвестник, 4 декабря 2024 г.
«Альфастрахование» выкупило сеть клиник «Семейный доктор»
|
|
Финмаркет, 4 декабря 2024 г.
UnitedHealth прогнозирует выручку в 2025 году на уровне $450-455 млрд
|
|
За рулем, 4 декабря 2024 г.
Каждому курьеру по страховому полису - нам объяснили, для чего это нужно
|
|
Tazabek, Бишкек, 4 декабря 2024 г.
В Бишкеке подписали меморандум о страховании экспорта
|
|
Интерфакс, 4 декабря 2024 г.
Минсельхоз уточнит порядок страхования с господдержкой для садоводов
|
|
cbr.ru, 4 декабря 2024 г.
Банк России продлевает послабления для страхового рынка, срок действия которых истекает 31 декабря 2024 года
|
 Остальные материалы за 4 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|