Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


II Евразийский Актуарный Конгресс
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Автомобильный транспорт, 22 ноября 2014 г.

ОСГОП: полет нормальный

Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) рассказывает начальник управления страхования транспортных операторов ОСЛО «Ингосстрах» Алексей Назин. В 2013 году вступил в силу [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


страхование сегодняРынок ОСАГО в последнее время вновь оказался в центре внимания. Низкий по сравнению с собранными страховыми премиями уровень выплат по договорам ОСАГО долго давал повод противникам обязательной "автогражданки" ставить вопрос о необходимости снижения тарифов. Однако к 2005 г. позиции страховщиков, ратовавших за повышение тарифа, заметно укрепились, пишет журнал.


Профиль, 31 октября 2005 г.

Беспокойная автогражданка
1612 просмотров

Рынок ОСАГО в последнее время вновь оказался в центре внимания. Низкий по сравнению с собранными страховыми премиями уровень выплат по договорам ОСАГО долго давал повод противникам обязательного страхования автогражданской ответственности ставить вопрос о необходимости снижения тарифов по ОСАГО. Однако к 2005 году позиции страховых компаний, ратовавших за повышение тарифа, заметно укрепились.

Впервые по-настоящему взбудоражили рынок события весны 2005 года. Тогда у пяти из 170 страховых компаний, работающих в секторе ОСАГО, отозвали лицензии. Среди важнейших причин банкротства страховщиков указывался высокий уровень убытков по ОСАГО, который быстро увеличивался по всей стране, а в некоторых регионах оказался опасно высоким. Банкротство страховщиков, разумеется, вызвало общественное беспокойство по поводу судьбы выплат по ОСАГО в возмещение убытков, причиненных клиентами этих компаний. Пока шла оценка возможных последствий банкротств компаний, которые занимались ОСАГО, в закон об ОСАГО были внесены поправки, суть которых состояла в том, что помимо ранее предусмотренного возмещения вреда жизни и здоровью из резервного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА) потерпевший может также получить возмещение за вред, причиненный его имуществу. Данное новшество оказалось положительным для страхователей, но усложнило положение РСА, поставив под сомнение вопрос о достаточности средств формируемого им резервного фонда.
Ситуация в отрасли продолжила ухудшаться. Уже в сентябре представители РСА обратили внимание на то, что вновь наметился круг страховых компаний (порядка 28), у которых в ближайшее время могут возникнуть проблемы, связанные с высоким уровнем выплат по ОСАГО. Одновременно стало известно, что скоро в Госдуму могут быть внесены и одобрены поправки к закону об ОСАГО, суть которых - повышение базового тарифа на 20% и снижение территориального коэффициента для Москвы. Можно утверждать, что вопреки широко растиражированному мнению проблемы пяти компаний, чьи лицензии отозвали в марте 2005 года, не были связаны с высокими убытками по ОСАГО. Как следует из наших данных, эти компании вовсе нельзя отнести к числу тех, чей уровень выплат достиг предельно допустимых значений и из-за этого они оказались неспособными отвечать по своим обязательствам. Уровень выплат по ОСАГО у данных компаний был невысоким (не выше среднерыночного). Легкость, с какой надзорные органы два года назад выдавали страховщикам лицензии на ОСАГО, похоже, может сыграть роковую роль. Во всяком случае, в рядах страховщиков, что работают в секторе ОСАГО, оказались некоторые фирмы, имеющие сомнительную репутацию на страховом рынке.
 
Длинный хвост
Согласно результатам исследований, проводимым "Интерфакс-ЦЭА" каждые шесть месяцев, к началу третьего года действия закона об ОСАГО в данном секторе накопился ряд проблем. Выплаты по ОСАГО, сложившиеся по итогам первого полугодия 2005 года на уровне 48,3%, могут оказаться невысокими только на первый взгляд. Темпы роста выплат значительно опережают темпы роста премий, вследствие чего уровень выплат (отношение выплат к премиям) увеличивается из квартала в квартал. Если посмотреть на поквартальную динамику этого показателя в среднем по России, то видно, что он растет быстро (см. диаграмму). Есть основания полагать, что рост выплат продолжится и уже к концу года отношение выплат к премиям превысит 70%. Если добавить к данному показателю расходы на ведение дел на уровне 23% собранных премий, как предусмотрено в законе, то комбинированный показатель убыточности в среднем по стране превысит 90% уже по итогам 2005 года. Эксперты в области страхования часто называют страхование ответственности владельцев автотранспортных средств видом страхования, имеющим "длинный хвост". Такой вид страхования может преподнести страховщику много "сюрпризов" спустя годы по окончании действия договора страхования. Учитывая, что по истекшим договорам могут предъявляться иски (особенно это касается нанесения ущерба здоровью и жизни), данный показатель может быть откорректирован в сторону повышения еще как минимум на 10%.
К середине 2005 года у значительного количества страховых компаний уровень убыточности ОСАГО увеличился до опасного уровня в 70%. Таким образом, проблемы сектора ОСАГО не ограничились проблемами пяти компаний. Согласно результатам наших исследований к концу первого полугодия 2005 года около 15% компаний из 170 (порядка 25) имели критический показатель уровня выплат - от 70% и выше, в среднем у этих 25 компаний уровень выплат по ОСАГО составил 84%. В числе "проблемных" страховщиков оказались как мелкие региональные, так и некоторые крупные компании.
Однако, как уже говорилось, необходимо учитывать долю ОСАГО в портфеле компании. По нашим данным, доля ОСАГО в общем страховом портфеле этих 25 компаний находится в очень широких пределах (от 1% до 100%), а опасная черта в 40% от всего портфеля ОСАГО превышена только у шести компаний. В среднем у этих шести компаний доля ОСАГО в портфеле находится на уровне 62%.
Напомним, в случае банкротства страховщика компенсация убытков по заключенным договорам ОСАГО выплачивается за счет средств резервного фонда РСА, куда каждая страховая компания, занимающаяся ОСАГО, должна отчислять 3% от объема собранных премий. При этом РСА распределяет поступающие потоки на два фонда: фонд, который предназначен для выплаты потерпевшим в случае банкротства страховщика (в этот фонд поступает 1% от объема собранных премий) и в случае, если виновник ДТП скроется с места преступления или окажется без полиса ОСАГО (в этот фонд поступает 2%). По данным РСА, по состоянию на 1 июля 2005 года объем сформированного РСА резервного фонда достиг 3 млрд. рублей, в том числе на фонд, предназначенный для выплаты по договорам обанкротившихся страховщиков, приходится 1 млрд. рублей.
По сведениям РСА, пять потерявших лицензии страховщиков заключили 450 тыс. договоров ОСАГО, на момент же отзыва лицензий оставалось 273 тыс. действующих договоров. Из расчетов РСА следует, что минимальный объем компенсационных выплат по пяти компаниям, потерявшим лицензии, составит 130 млн. рублей. Однако по законодательству договоры ОСАГО, заключенные этими страховщиками, продолжают действовать, и с учетом среднего размера выплаты по этим компаниям и частоты наступления страховых событий объем компенсационных выплат РСА в связи с банкротством этих пяти компаний, по оценке начальника отдела методологии РСА Владимира Козлова, может достигнуть 405 млн. рублей. Таким образом, отзыв лицензий по ОСАГО у пяти страховщиков весной 2005 года и необходимость осуществлять компенсационные выплаты по их обязательствам может привести к потере почти 40% сформированного членами РСА резервного фонда, который предназначен для выплат в случае банкротств автостраховщиков.
 
Элементы краха
Если предположить, что в ближайшем будущем у шести компаний, входящих в группу риска, будут отозваны лицензии, РСА придется принять на себя обязательства по действующим договорам, заключенным этими компаниями до конца текущего года. Учитывая средний показатель частоты страховых случаев (в среднем по России он составляет 5%, то есть 5 страховых случаев на 100 договоров) и средний показатель выплаты по одному случаю (23-25 тыс. рублей), объем обязательств в части компенсации материального ущерба, который придется взять на себя Российскому союзу страховщиков, может составить около 260-300 млн. рублей. Еще 25-30 млн. рублей придется выплатить в связи с компенсацией вреда жизни и здоровью потерпевших. Это наша минимальная оценка. Впрочем, с учетом того, что средняя выплата по одному страховому случаю, подсчитанная экспертами РСА в процессе работы с договорами пяти компаний, у которых весной 2005 года лицензия уже была отозвана, составила 30 тыс. рублей, максимальный размер возможных выплат по шести "проблемным" компаниям может составить 330-350 млн. рублей. Плюс около 35 млн. - по жизни и здоровью. Прибавив к этой цифре 400 млн. (такую максимальную оценку дали эксперты РСА возможным убыткам, их придется возмещать в связи с отзывом лицензий весной 2005 года), получаем, что общая максимальная сумма убытков, которые РСА, вероятно, должен будет возместить в ближайшее время, может составить до 800 млн. рублей. Пытаясь оценить, насколько разрушительными могут оказаться эти проблемы для рынка ОСАГО, мы пришли к выводу, что самой опасной, пожалуй, может оказаться ситуация, когда данный сектор захотят (именно захотят!) покинуть недобросовестные компании, инициировав при этом процедуру собственного банкротства.
Более предсказуемы объективные трудности, связанные с ростом выплат в сочетании с большим удельным весом ОСАГО в портфеле компании. Имеющаяся статистика по аварийности и среднему уровню выплат по страховым договорам вполне позволяет оценить риски всех компаний, работающих в сегменте ОСАГО. По нашей оценке, в среднесрочной перспективе проблемы могут возникнуть еще примерно у 16 компаний. В это число вошли компании с долей ОСАГО в портфеле более 40% и ожидаемой убыточностью ОСАГО свыше 70%.
Мы считаем, что число действующих договоров у этих 16 страховых компаний может составить порядка 700 тыс. Количество возможных страховых случаев по договорам, заключенным этими компаниями, по оценкам, может составить примерно 35 тыс., а объем выплат, которые РСА должен будет произвести, - порядка 1 млрд. Если добавить к этой цифре 400 млн. рублей (максимальный размер убытков по полисам обанкротившихся компаний), то получим цифру, которая может приближаться к 1,5 млрд. рублей. В таком случае, как видим, средств резервного фонда, предназначенных для выплат в случае, если страховщик оказался банкротом, может быть недостаточно. Тогда Российскому союзу страховщиков придется воспользоваться частью резервного фонда, определенного для выплат пострадавшим, в случае, если виновник ДТП не застрахован или скрылся с места преступления, - его объем составляет 2 млрд. рублей. Но это не лучший выход. Если же возникнут проблемы у крупных операторов рынка ОСАГО, то кризис всего страхового рынка нам обеспечен.

Эксперты "Профиля"
Андрей Батуркин, заместитель исполнительного директора РСА:
"Гипотетически вероятность исчерпания резервного фонда существует, но, думаю, до этого не дойдет. Если начнется волна банкротств, у РСА есть возможность внести необходимые поправки в нормативные документы, с тем чтобы изменить соотношение отчислений в два фонда, формируемых в РСА, либо объединить их в один. Кроме этого, в декабре будет обсуждаться вопрос о введении гарантийного депозита для каждого члена РСА. В случае банкротства компании именно этот депозит станет в первую очередь использоваться для покрытия ее долгов".

Николай Клековкин, генеральный директор "Ренессанс Страхования":
"Не думаю, что кризис возможен. Разоряются небольшие компании, увлекавшиеся недобросовестной конкуренцией и платившие агентам комиссионные до 30-40%. Неудивительно, что у них не остается денег на выплаты. В самом ОСАГО ничего плохого или опасного для страховщиков нет. Если работать грамотно, то даже с портфелем, который состоит из одной автогражданки, можно удержаться на плаву. В нашей компании убыточность с учетом резервирования находится на уровне 50-60%, как и предполагалось. Посмотрим, что будет в следующем году, - мы ожидаем, что может резко подскочить количество выплат по ущербу жизни и здоровью. Сейчас не все пострадавшие обращаются, многие до сих пор не знают о своих правах. Но даже если наши ожидания подтвердятся, необходимость повышать тарифы возникнет едва ли".

Игорь Ямов, заместитель генерального директора "Ингосстраха":
"Как и на всех молодых рынках, ОСАГО в России предстоит пережить фазу взрыва убытков по жизни и здоровью. Статистика на текущий момент свидетельствует о том, что порядка 80-85% происшедших таких убытков еще не заявлено. Но в соответствии с ГК у них нет срока исковой давности. Собственно интенсивность появления этих убытков и темпы инфляции предопределят темпы повышения убыточности и ее верхнюю границу. По нашим оценкам, исчерпание фонда РСА может произойти во второй половине 2006 года или в начале 2007-го, в зависимости от того, насколько оперативно союз будет оплачивать убытки по полисам обанкротившихся компаний, как будет соблюдаться баланс между выплатами из имеющихся фондов и их пополнением. Для страховщиков, которые рассматривают страхование как долгосрочный бизнес, особых вариантов нет. Им придется в пропорции от их доли на рынке взять на себя бремя удовлетворения претензий по полисам обанкротившихся страховых компаний".

Дмитрий Боткин, заместитель генерального директора страховой группы "КапиталЪ":
"Убыточность договоров по ОСАГО в нашей компании находится на приемлемом уровне и не выходит за пределы, которые прогнозировались. Но в целом по рынку тенденция роста убыточности наблюдается из года в год. Уже совсем скоро она может достигнуть критического значения. Безусловно, в перспективе повышение тарифов будет необходимо. Но в настоящее время, на наш взгляд, следует ограничиться только корректировкой коэффициентов преимущественного использования транспортного средства. Основная причина банкротств - непродуманная стратегия развития компании, следствием чего является несбалансированность страхового портфеля. Как показывает практика, на рынке работают и недобросовестные страховщики, которые делают на ОСАГО "быстрые деньги", а затем лишаются лицензии".

Игорь Игнатьев, вице-президент "Росгосстраха":
"Никакого кризиса на рынке ОСАГО нет и в обозримом будущем не предвидится. Банкротство ряда компаний, занимавшихся автогражданкой, объясняется несбалансированностью портфелей и непродуманной политикой руководства в области резервирования средств. Чтобы таких случаев было меньше, в РСА стали принимать предупредительные меры. В частности, дисциплинарная комиссия рассматривает вопрос о взысканиях за выплату агентских комиссионных, превышающих установленный законом предел. Убыточность по полисам ОСАГО "Росгосстраха" находится в пределах прогнозируемой. Правда, в отдельных регионах она выше и кое-где даже зашкаливает. Главная причина этого - недостаточная проработанность системы региональных коэффициентов>.

Денис Макаров, и.о. руководителя дирекции андеррайтинга и методологии группы "АльфаСтрахование":
"Скорее всего, банкротства страховых компаний будут продолжаться и исчерпание средств резервного фонда РСА возможно. Но чтобы этого не произошло, необходимо ввести более жесткие требования к страховщикам ОСАГО при получении лицензии и вступлении в члены РСА. Также важен мониторинг финансовой ситуации в компаниях со стороны какого-либо органа - сейчас он недостаточно эффективен. Банкротство нескольких страховщиков не должно становиться причиной повышения тарифов. Единственный способ защиты интересов клиентов - это контроль над компаниями. Правильная организация бизнеса, формирование сбалансированного портфеля - вот на что надо обращать внимание при выдаче лицензии на страхование".

Анжела ДОЛГОПОЛОВА, Михаил МАТОВНИКОВ


  Вся пресса за 31 октября 2005 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Текущая пресса

21 ноября 2024 г.

ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ

Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»

Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»

PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США

Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ

Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА

02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!

РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев

РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии

Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС

Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд

Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»

МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом

Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье

Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании

Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний

мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования


  Остальные материалы за 21 ноября 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт