Финансовая газета,
19 февраля 2020 г.
ЦБ объявил войну недобросовестной продаже финансовых продуктов 539 просмотров
Центробанк в прошлом году получил 3800 жалоб, связанных с проблемой мисселинга (так называется недобросовестная практика продажи дополнительных услуг без должного информирования клиентов).
Причем, как рассказал руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг регулятора Михаил Мамута, преобладающая часть таких обращений (60%, или 2,2 тысячи) касалась работы банков.
«Если в 2018 году и начале 2019-го больше всего жалоб от клиентов финансовых организаций поступало на недобросовестные продажи инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), то ко второй половине года был зафиксирован рост мисселинга в других сегментах рынка – при оказании брокерских услуг», – указал Мамута.
Действительно, в последнее время проблема приобретает такой характер, что глава Центробанка Эльвира Набиуллина на встрече с банкирами заявила: регулятор законодательно закрепит за собой право устанавливать правила продажи финансовых продуктов кредитными организациями.
Из истории вопроса
В настоящее время банки начали активно осваивать новые продукты, которые частенько предлагают клиентам без надлежащего информирования о сопутствующих рисках. В частности, банки не упоминают, что, в отличие от вкладов, интерес к которым на фоне снижения ставок ослабевает, инвестиционные инструменты доходность не гарантируют.
Так, в 2018–2019 годах широкое распространение имела продажа инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) под видом депозитов. Это был типичный мисселинг – люди не понимали, какой именно финансовый продукт они приобретали. Так, к примеру, в большинстве своем клиенты банков не знали, что при досрочном расторжении договора ИСЖ нельзя вернуть свои деньги полностью, поскольку они инвестированы в активы с определенным сроком.
Для решения этой проблемы Центробанк выпустил указание, которое действует с 1 апреля прошлого года, с требованиями по раскрытию информации при продаже ИСЖ. Кроме того, с января 2020-го вступили в силу стандарты Всероссийского союза страховщиков (ВСС), которые скорректировали практику продаж страховых продуктов через банки.
«Сейчас человек в более простой и понятной форме получает информацию о том, что ИСЖ – это не депозит, у него нет гарантированной доходности, но зато есть “выкупная сумма”. И мисселинг на рынке ИСЖ существенно сократился – недобросовестным продавцам стало труднее вводить потребителя в заблуждение», – сообщил глава службы Центробанка по защите прав потребителей финансовых услуг.
По его словам, после этих мер продажи этого вида страхования упали: ИСЖ потерял свое лидирующее положение, уступив место накопительному страхованию жизни (НСЖ). Как указывают данные Всероссийского союза страховщиков (ВСС), сборы по ИСЖ за 9 месяцев прошлого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 32%.
«Страховщики жизни провели серьезную “работу над ошибками”. В результате количество обращений по этому виду в абсолютных величинах незначительно. Так, в ВСС в 2019 году поступило 90 жалоб, в Банк России за девять месяцев 2019 года – 1,7 тыс., что является одним из минимальных значений среди массовых видов страхования физических лиц и составляет всего 5% от всех жалоб на страховщиков», – уточнил вице-президент ВСС Виктор Дубровин, отметив, что на страхование жизни приходится около трети всех страховых сборов.
В то же время Мамута отметил, что сокращение продаж ИСЖ банки с успехом заменяют навязыванием других дополнительных продуктов, как правило, родственных компаний. То есть в других сегментах финансового рынка мисселинг вырос. В частности, в сегменте доверительного управления, при оказании брокерских услуг инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).
«Так, женщина в возрасте 70 лет пришла в банк перезаключать договор вклада. Вернулась с договором домой, показала детям. Оказывается, она через доверительное управление купила сложный индекс, в базу расчета которого входят иностранные и российские бумаги», – рассказал он.
Представитель Центробанка пояснил, что регулятор постоянно отслеживает смещение зон мисселинга: «Мы не только урегулируем конкретную проблему, чтобы банк все вернул гражданину, но исследуем проблему. Важно понять, носил ли этот случай единичный характер или риск “встроен” в бизнес-модель кредитной организации».
По его мнению, для устранения проблемы важно принять федеральный закон о защите розничных инвесторов, работа над которым завершается в настоящее время. Кроме того, регулятор планирует законодательно закрепить за собой право устанавливать правила продаж финансовых продуктов кредитных организаций.
Павел ЕСЬКОВ
Вся пресса за 19 февраля 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование, Страхование жизни, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
![](/img/punctir_vert.gif) |
Персоны:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
12 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 12 февраля 2025 г.
Комитет ГД одобрил совмещение деятельности страховщика с доверительным управлением ПИФами
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Report.Az, Баку, 12 февраля 2025 г.
Азербайджан выплатил более 2,5 млн манатов по системе «Зеленая карта»
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ПРАЙМ, 12 февраля 2025 г.
В России выросло число заключенных полисов ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
korins.ru, 12 февраля 2025 г.
АПСБ поддерживает поправки в законодательство, запрещающие оказание услуг страховыми брокерами без лицензии
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
IUMI предостерегает от протекционистских мер и торговых войн
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Медвестник, 12 февраля 2025 г.
Депутаты предложили ограничить доходы страховых компаний от штрафов больниц
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
CNews.ru, 12 февраля 2025 г.
«Айтеко» и Axoft обеспечили мониторинг кибербезопасности с помощью MaxPatrol SIEM в страховой компании
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Как ИИ в страховании повышает эффективность, сохраняя при этом человеческий фактор
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Состоялись парламентские слушания по законопроектам о страховании в Кыргызстане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Поколение Z повышает интерес к туристическому страхованию
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
МК в Омске, 12 февраля 2025 г.
Омичка лишилась 1,6 миллиона рублей из-за «переоформления» страхового полиса
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Отмечается резкий рост оплаченных претензий и выплат из-за роста расходов на поездки в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Госфиннадзор: В стране растет рентабельность страховых компаний
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РЕН-ТВ, 12 февраля 2025 г.
Эксперты назвали самые крупные выплаты за травмы путешественников в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Поддерживаемый правительством пул киберрисков будет способствовать более широкому внедрению киберстрахования
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Перестраховщикам следует отдать приоритет ИИ и машинному обучению в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 12 февраля 2025 г.
В ДНР за год оформили более 257 тыс. договоров ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 12 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|