Деловой Петербург,
20 февраля 2020 г.
Омбудсмен вжился в роль 769 просмотров
Страховщики уже привыкли решать споры с помощью финансового уполномоченного. МФО пока присматриваются.
Заявители, проживающие в Северо-Западном федеральном округе, в 2019 году направили в Службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного (СОДФ У) 5962 обращения, сообщили «ДП» в службе. Это примерно 6,5% от всех обращений по стране. Подавляющее количество жалоб как на Северо-Западе, так и в России в целом были связаны с договорами ОСАГО.
Служба финансового омбудсмена начала работу в 2019 году. Поначалу она занималась имущественными спорами между страховыми организациями и потребителями. По ОСАГО - вне зависимости от суммы, а по остальным видам страхования - до 500 тыс. рублей. Закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» обязывает граждан, считающих себя пострадавшими материально от финансовых организаций, сначала обратиться непосредственно в эту организацию, потом, если разногласия остались, - к финансовому омбудсмену, и только после этих этапов, если удовлетворение так и не получено, - в суд. Обращение к финуполномоченному для потребителя бесплатно. С 1 июня 2019 года служба рассматривала только споры, связанные с ОСАГО, ДСАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности) и каско. С 28 ноября к этому списку добавились все остальные виды страховых услуг, кроме ОМС.
С 1 января 2020 года обязательному рассмотрению финансовым уполномоченным подлежат также споры потребителей с микрофинансовыми организациями. Но речь именно об имущественных претензиях потребителей. Заявления о неправильном взыскании долга, к примеру, омбудсмен не принимает.
С 1 января 2021 года в сферу ответственности омбудсмена попадут кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, банки и НПФ. То есть новый институт возьмет на себя решение споров почти всех финансовых организаций, кроме профессиональных участников ценных бумаг.
Половина в пользу потребителя
«Средний размер требований заявителей, проживающих в СЗФО, в 2019 году составил 170 тыс. рублей», - рассказал «ДП» главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин. По его словам, в 2019 году по результатам рассмотрения обращений от жителей округа принято 2090 решений, из них в 1198 (или 57%) случаях требования потребителей удовлетворены.
В целом по стране доля удовлетворенных претензий чуть поменьше - 52%. А средняя сумма требований - побольше, 211 тыс. рублей.
«Число принятых решений всегда по объективным причинам меньше количества поступивших обращений. С момента получения обращения до вынесения решения требуется время для определенных процессуальных действий, например проведения экспертизы, поэтому часть решений по обращениям прошлого года будет принята уже в 2020 году», - объясняет Юрий Воронин.
Однако по сравнению с судебным процессом решение спора у омбудсмена выглядит очень быстрым. Он обязан отреагировать на принятое обращение потребителя в течение 15 рабочих дней. Если обращался посредник, которому потребитель уступил право требования, - то 30 рабочих дней. При этом уже через 2 дня после поступления обращения омбудсмен переправляет его копию в финансовую организацию, к которой предъявляются требования. Если от нее требуются какие- то документы или разъяснения, на их предоставление дается 5 дней.
Для ускорения процесса большая часть взаимодействий с заявителями и финансовыми организациями происходит в их личных кабинетах на сайте финуполномоченного. В 2019 году 4490 обращений (75%) от жителей СЗФО по ступило в электронной форме. В России - 77%.
Страховщики оценивают опыт взаимодействия с финансовым уполномоченным в основном позитивно, так как он позволяет им сократить судебные издержки. «Безусловно, затраты на ведение судебных споров снизились в связи с уменьшением их количества, - говорит Татьяна Комарова, директор юридического департамента компании «Ингосстрах». - Так, с помощью финансового уполномоченного в 2019 году удалось урегулировать около 3000 обращений, при этом в суды обратилось менее одной трети потребителей, что показывает эффективность работы омбудсмена и соблюдение в большинстве случаев баланса прав и интересов сторон. Всего на СЗРЦ и СПб приходится 6 % от общего числа обращений, поступивших в адрес СПАО «Ингосстрах» в 2019 году, из которых до суда также дошло не более одной трети обращений. Что касается результата обращений, то согласно статистике финансового уполномоченного и СПАО «Ингосстрах», около половины решений выносятся в пользу потребителей о полном или частичном удовлетворении требований».
Микрофинансисты на очереди
В первой половине февраля Юрий Воронин раскрыл характер первых обращений потребителей в отношении МФО. За первый месяц финансовому уполномоченному поступило 34 обращения. В структуре обращений в отношении МФО преобладают жалобы, связанные с несогласием потребителей с размером процентов, требования о возврате средств, уплаченных потребителями за дополнительные услуги. В январе средний размер требований потребителей к МФО составил 17 233 рубля. Первые решения по результатам рассмотрения обращений в отношении МФО ожидаются в феврале.
Комментарии
Елена Стратьева, директор СРО «МиР»:
Больших сложностей по подключению к личному кабинету и взаимодействию с финуполномоченным в первый месяц выявлено не было. В СРО «МиР» обращались отдельные МФО, но их обращения носили информационный характер: компании просили разъяснить порядок действий при получении уведомления от СОДФУ о получении жалобы. По нашей оценке, в 2019 году в судебных спорах, аналогичных по критериям тем, в решении которых участвует финуполномоченный, принимало участие менее 20% МФО. Разумеется, процедура решения спора с привлечением уполномоченного более удобна и оперативна для потребителя. И количество обращений в новый институт может быть в разы выше, чем в суды. Вместе с тем о снижении затрат на судебные тяжбы говорить не приходится, потому что они и раньше были невысоки.
Елена Гринберг, начальник отдела досудебного урегулирования и взаимодействия с финансовым уполномоченным правового управления «РЕСО-Гарантия»:
Взаимодействие с финансовым уполномоченным - это совершенно новый, заимствованный в Европе механизм урегулирования споров, и последствия его реализации в России были совершенно непредсказуемы. Рынок услуг перенасыщен так называемыми «автоюристами», заинтересованными в тяжбах как механизме зарабатывания на страховщиках, и было неизвестно, как они будут пытаться пробиваться через уполномоченного, ведь обращаться к нему может только лично потребитель. Первые полгода работы показали, что, несмотря на обязательное досудебное урегулирование через уполномоченного, большой процент дел идет в суды, где потребители пытаются дополучить и довзыскать то, в чем им было отказано. То есть несмотря на падение доли судебных споров, они все равно остаются.
Александр ПИРОЖКОВ
Вся пресса за 20 февраля 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|