Финансовая газета,
9 марта 2020 г.
Хотя выплаты по «автогражданке» растут, сборы еще велики 369 просмотров
Начатый в прошлом году первый этап либерализации рынка ОСАГО уже привел к снижению стоимости полисов и, соответственно, падению доходов страховщиков. Однако маржинальность этого вида бизнеса по-прежнему велика. Тем не менее законопроект Минфина об отмене двух повышающих коэффициентов – территориального и мощности Госдума отклонила.
Лукавая статистика
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сумма собранных премий по обязательному страхованию автогражданской ответственности в прошлом году сократилась на 3,4%, до 220,26 млрд руб., при этом сумма страховых выплат выросла на 5,6% – до 150,14 млрд руб. Таким образом, доля выручки страховщиков по ОСАГО, остающаяся на все прочие, связанные с обеспечением функционирования этого бизнеса расходы, снизилась по сравнению с прошлым годом на 5,9 п.п. – до 31,8%.
Нельзя сказать, что это приводит к серьезным финансовым рискам для существования системы ОСАГО. Во-первых, маржинальность этого вида страхования по-прежнему велика. Во-вторых, страховые компании в прошлом году из-за благоприятной конъюнктуры фондового рынка получили очень высокие доходы от размещения свободных денежных средств.
Тем не менее глава РСА Игорь Юргенс считает, что «финансовая ситуация на рынке ОСАГО становится все более напряженной».
Значительную часть из собранных средств страховщики тратят на присуждаемые судами выплаты страхователям. Так, по данным РСА, «с 1 октября 2018 года по 30 сентября 2019 года сумма взысканных судами со страховщиков штрафов и неустоек по закону о защите прав потребителей составила 8,26 миллиарда рублей, а сами взысканные судами страховые выплаты – 8,78 миллиарда рублей. Прочие накладные судебные расходы (оплата экспертиз и тому подобное) составили еще 3,54 миллиарда рублей».
Сам Игорь Юргенс говорит, что «большая часть денег, присуждаемых судами потребителям, на самом деле оседает в карманах недобросовестных “автоюристов”». Однако нельзя не заметить, что, если бы все страховые компании действовали в полном соответствии с законодательством и нормативными актами Банка России, ни у одного суда не было бы юридических оснований присуждать выплаты автомобилистам.
Потенциал роста
Негативным фактором для страховщиков является прогнозируемое в этом году снижение продаж новых автомобилей. Многие автоэксперты говорят о возможности падения на 10%, с 1,76 млн шт. в 2019 году. Но недополученные страховыми компаниями доходы могут быть с лихвой компенсированы снижением числа поддельных полисов и, что более важно, «принуждением» принципиально не приобретающих ОСАГО водителей делать это.
По данным РСА, в прошлом году число заключенных договоров ОСАГО выросло на 1,6% – до 40,61 млн шт. Всего же в базе ГИБДД зарегистрировано чуть менее 60 млн автомобилей. Таким образом, 20 млн машин не имеют полиса ОСАГО. Даже если учесть, что 5 млн автомобилей из этого числа «стоят на приколе», у страховщиков остается потенциал увеличения своих доходов более чем на треть за счет страхования 15 млн машин.
Помогать им в этом будут устанавливаемые на автодорогах камеры, которые «научились» по номеру автомобиля распознавать, есть на него обязательная страховка или нет. Система уже готова к внедрению и проходит ряд административных согласований.
Стоит отметить и тот факт, что данные РСА противоречат отчетности ГИБДД по аварийности. Так, согласно информации Госавтоинспекции, в прошлом году произошло 164 358 ДТП, что на 2,2% ниже, чем в 2018 году. В то же время страховщики отмечают рост количества заявленных убытков на 3,5% – до 2,27 млн. Разница больше чем на порядок обусловлена тем, что многие попавшие в ДТП решают вопрос составлением европротокола без вызова ГИБДД, а также, вероятно, большой долей аварий с участием более двух машин. Так что говорить о снижении аварийности на российских дорогах в прошлом году было не совсем правильно.
Реформа забуксовала
В прошлом году средняя цена полиса ОСАГО уменьшилась на 4,9%, до 5423 рублей. Это связано не только с накапливанием скидок за безаварийную езду, но и с начавшейся реформой ОСАГО. В начале прошлого года был расширен тарифный коридор на 20% вверх и вниз, а также изменен порядок расчета коэффициента «возраст-стаж».
В этом году должен был начаться второй этап либерализации обязательного автострахования, предусматривающий в том числе дальнейшее расширение базового коридора. Однако осенью прошлого года депутаты «завернули» минфиновский законопроект в этой области. Они посчитали, что предложение увеличить лимит выплат по ущербу жизни и здоровья до 2 млн руб. с нынешних 500 тыс. руб. вызовет резкое подорожание полисов.
В весеннюю сессию планируется рассмотреть два законопроекта по ОСАГО. Это переработанный вариант Минфина, в котором выплаты по ущербу жизни и здоровью остались на ныне существующем уровне и законопроект, разработанный под руководством главы Комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова.
Депутатский вариант не предусматривает отмены ныне действующих абсурдных коэффициентов территории и мощности двигателя автомобиля, но предлагает дать возможность страховым компаниям устанавливать индивидуальный базовый тариф в зависимости от числа допущенных водителем нарушений ПДД и степени их тяжести. С большой вероятностью можно предполагать, что новые важные изменения по ОСАГО вступят в силу лишь в следующем году.
Премии и выплаты по ОСАГО
год
|
Премии, млрд руб.
|
Выплаты, млрд руб.
|
2011
|
103,3
|
56,2
|
2012
|
121,6
|
64,9
|
2013
|
134,2
|
77,3
|
2014
|
150,1
|
90,3
|
2015
|
218,7
|
123,5
|
2016
|
234,3
|
172,6
|
2017
|
222,9
|
175,5
|
2018
|
227,9
|
142,2
|
2019
|
220,6
|
150,1
|
Борис СОЛОВЬЕВ
Вся пресса за 9 марта 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 января 2025 г.
|
|
Вечерняя Москва, 23 января 2025 г.
Водителям напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Петербургский дневник, 23 января 2025 г.
Паспорт здоровья: как ОМС помогает петербуржцам предотвращать болезни
|
|
ТАСС, 23 января 2025 г.
Иванов: расходы из-за ЧП с мазутом должны нести страховщики
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 23 января 2025 г.
РСА объяснил необходимость расширения тарифного коридора
|
|
Portnews, 23 января 2025 г.
Индия допустила еще одну российскую компанию на рынок страхования нефтетанкеров
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Страховые компании Китая будут инвестировать 30% премий в китайские компании - власти
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Суд продлил приостановление корпоративных прав кипрского владельца «АльфаСтрахования»
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Жители новых регионов РФ с начала января купили более 100 тыс. полисов ОСАГО - РСА
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Варламов посетил Калифорнию и назвал проблему штата
|
|
BFM.Ru, 23 января 2025 г.
Индия расширила список компаний из России, которые могут предоставлять морское страхование танкерам
|
|
СенатИнформ, 23 января 2025 г.
Пассажиры такси при ДТП могут получить до 2 млн рублей по новой страховке
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Необходимость страхования смартфона оценили
|
|
Report.Az, Баку, 23 января 2025 г.
БОС возместило 967 тыс. манатов по ДТП с участием незастрахованных транспортных средств
|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 23 января 2025 г.
Единая система автостраховки ОСАГО между Беларусью и РФ заработает с 1 апреля
|
|
5 колесо, 23 января 2025 г.
В России хотят уменьшить штрафы для такси за отсутствие страховки ОСГОП
|
|
Российская газета-Сибирь, 23 января 2025 г.
В Кузбассе будут судить расхитителей средств фонда ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 23 января 2025 г.
Россияне стали чаще покупать медстраховку, а не получать ее от работодателя
|
 Остальные материалы за 23 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|