Финмаркет,
27 марта 2020 г.
Турбизнесу предлагают подумать о самозащите 412 просмотров
Туристическая отрасль несет колоссальные потери в глобальном масштабе, на кону стоит само ее существование в нынешнем виде. Российская туриндустрия дополнительно столкнулась с фактическим крахом инфраструктуры страхового обеспечения своей деятельности и стоит перед необходимостью выбирать, как ее восстанавливать, когда дело дойдет до возобновления туристических потоков. С учетом недоверия между страховщиками и турбизнесом возможным вариантом были бы общества взаимного страхования, но подводные камни есть и тут.
Два дна кризиса
Мировой туризм может потерять $1 трлн в 2020 году из-за пандемии - это 70-процентный спад, говорит президент Всемирного экономического форума (ВЭФ) Булут Багчи. Восстановление, по его словам, тоже не будет быстрым и легким.
Российский турбизнес в конце февраля предварительно оценивал суммарные потери в 27 млрд рублей, причем без потерь на итальянском направлении. Это весьма приблизительная цифра - с учетом закрытости и полутеневого характера отрасли, но столь же впечатляющая, как и долларовый триллион в мировом масштабе. Итог один: коллапс.
В российском варианте кризиса у этого коллапса есть и второе дно - туроператорам стало почти невозможно приобрести полисы страхования ответственности. Между тем без тех или иных финансовых гарантий им не позволяет работать закон. Но получение банковских гарантий дорого, трудно и потому почти не практикуется, говорят в отрасли, формирование фонда персональной ответственности, учитываемой ассоциацией «Турпомощь», также не получило развития в реальной жизни. Страхование гражданской ответственности туроператоров, по сути, было единственным для них вариантом гарантий.
Беда или лукавство?
15 марта 2020 года была отозвана лицензия у компании «ИНКОР страхование», которая, согласно данным ЦБ РФ за 2019 год, занимала 94-е место среди российских страховщиков по объему собранных премий. У «ИНКОРа» были договоры страхования ответственности с 55 туркомпаниями, которые немедленно получили уведомление от Ростуризма «о необходимости в срок не позднее 45 календарных дней представить документ, подтверждающий наличие надлежащего финансового обеспечения ответственности туроператора».
Ассоциация туроператоров АТОР направила в этой связи обращение к председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. В нем, в частности, говорится, что в период 2015-2019 годов страховщики неоднократно «предпринимали недобросовестные действия», вследствие которых пострадали сотни российских туроператоров и туристов». Речь идет о том, что страховые компании заключали договоры страхования гражданской ответственности туроператоров, зная о неотвратимом отзыве лицензии.
«Туроператоры были вынуждены нести финансовое бремя в виде повторной оплаты страховой премии после отзыва лицензии. Иными словами, в эти годы туроператоры вынуждены были регулярно перезаключать договоры страхования своей ответственности после отзыва лицензии у очередного страховщика, практиковавшего данный вид страхования в сколько-нибудь массовом порядке», - объясняет вице-президент Национальной ассоциации обществ взаимного страхования (ОВС) Иван Давыдов, работавший начальником управления страхового надзора департамента страхового рынка ЦБ РФ.
Впрочем, возникает вопрос, почему туроператоры вновь и вновь покупали полисы в обречённых страховых компаниях? «Возможно, [такой полис] приобретался по заниженной цене», - предполагает Давыдов.
Заместитель генерального директора компании «Ингосстрах» Илья Соломатин считает, что АТОР выбрала «ошибочный маршрут», обращаясь в ЦБ. «Туроператорам необходимо инициировать кардинальные изменения в законодательство, регулирующее их деятельность. Страхование ответственности оказалось в нынешней конструкции неэффективным», - заявил Соломатин «Интерфаксу».
Альтернативная модель гарантий
Страхователи из туристической отрасли и страховщики ожесточены друг против друга, переговоры о продлении уже заключенных договоров идут трудно, новые договоры страхования ответственности туроператоров с крупными компаниями заключить почти невозможно, описывает ситуацию Давыдов. По его оценке, «налицо кризис доверия».
В этой ситуации, по мнению Давыдова, альтернативой могло бы стать создание в РФ обществ взаимного страхования (ОВС) в туристической отрасли. «В ней есть несколько определяющих участников, мнение и действия которых будут иметь значение для возможных изменений в части гарантий туроператорам и туристам. В их числе Минэкономразвития, Ростуризм, «Турпомощь», АТОР, Российский союз туриндустрии - все основные участники рынка, консолидированные действия которых способны изменить ситуацию», - считает Давыдов.
Преимуществами ОВС Давыдов считает самоуправляемость их организации, а также невозможность банкротства, установленную законом, поскольку при нехватке средств члены ОВС довносят недостающее. В кризисных ситуациях в случае катастрофических убытков государство может оказать адресную помощь отраслевым ОВС, добавляет он. «Остатки» страховых ресурсов, образующиеся в ОВС по окончании сроков страхования, остаются в обществе, являются его некоммерческим доходом, его собственностью, могут инвестироваться.
Еще одним преимуществом, по словам Давыдова, является то, что члены ОВС разрабатывают сами для себя только нужные условия страхования.
«Это очень понятный и прозрачный путь поддержки туризма через возмещение убытков непосредственно туристам в катастрофических ситуациях. Таким образом ОВС - это «народное предприятие», которое допускает в свои ряды только платежеспособных, соблюдающих законы, честных и поддерживающих друг друга членов на основе взаимности - каждый участник ОВС и страхователь, и взаимный страховщик», - отмечает Давыдов.
Но пока ОВС в России не распространены. В реестре ЦБ значатся девять таких организаций. Но в мире есть страны, где ОВС значительно крупнее и сильнее страховщиков. Например, в Италии действует Национальная ассоциация взаимного страхования ASNACODI, которая объединяет 56 ОВС, куда входит 98% сельхозпроизводителей страны. Общества взаимного страхования работают в США и Франции. «В свое время знаменитая французская AXA (ныне акционер СК «РЕСО-Гарантия») создавалась в форме ОВС», - напоминает глава Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов.
Дьявол в деталях
Сама по себе идея создания отраслевой туристической ОВС кажется разумной, считает генеральный директор компании «РТ-Страхование» (страховой брокер госкорпорации «Ростех») Николай Галушин, глава комитета по взаимодействию со СМИ СРО страховых брокеров - Ассоциации профессиональных страховых брокеров. «В принципе возможности ОВС сильно недооценены на российском финансовом рынке», - говорит он.
Но дьявол, по его словам, кроется в деталях. «Нам, к примеру, памятен недавний пример создания в стране крупного отраслевого общества взаимного страхования для формирования гарантий застройщиков перед дольщиками - попытка не была успешной. В том числе ОВС застройщиков упрекали в создании ограничений по вхождению на рынок для конкурирующих компаний, они ограничили прием новых участников», - напомнил Галушин.
«Если требование о членстве туроператоров в ОВС будет обязательным, а решение о принятии новых участников принимает само общество, может возникнуть ситуация создания входных барьеров для небольших туроператоров. Допустим, принимать в ОВС туроператора отказываются, а без гарантий ОВС он работать не может, и вход в бизнес заблокирован», - описал Галушин возможную ситуацию. Поэтому, по его словам, должна оставаться альтернативная возможность приобретения полиса страхования.
В свою очередь вице-президент компании «Марш - страховые брокеры» Армен Гюлумян обращает внимание на опасность создания моностраховщика в форме ОВС в туриндустрии. «Особенность кумуляции рисков в туристской отрасли о том, что они могут носить политический или эпидемиологический характер и затрагивают одновременно всех игроков отрасли. При наступлении системных событий в отрасли ни одна компания не выдержит удара, ее ждет разорение», - убежден он.
В России для создания ОВС для туристической отрасли потребуются изменения в законы, и, значит, быстро новый механизм фингарантий для туроператоров не заработает, признает Давыдов.
Вся пресса за 27 марта 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Взаимное страхование, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
4 февраля 2025 г.
|
|
Regnum, 4 февраля 2025 г.
Эксперт назвала основания для отказа в бесплатной медпомощи
|
|
РИА Новости, 4 февраля 2025 г.
«РСХБ-Страхование» застраховало на 1,7 млрд руб «Тепличное хозяйство» группы «РОСТ»
|
|
NewsKo, Пермь, 4 февраля 2025 г.
Севший на мель в Керченском проливе пермский танкер был застрахован на 20 млн долларов
|
|
Крымское информационное агентство, 4 февраля 2025 г.
Родственники загрызенной львами работницы «Тайгана» получили 2 миллиона рублей страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 4 февраля 2025 г.
83% ДТП в России происходит по вине мужчин 35-44 лет
|
|
car.ru, 4 февраля 2025 г.
Что делать, если у виновника аварии нет полиса ОСАГО?
|
|
МИР24, 4 февраля 2025 г.
Как изменятся правила заполнения европротоколов при ДТП?
|
|
ТАСС, 4 февраля 2025 г.
Союз страховщиков разработал порядок медсопровождения ветеранов СВО
|
|
МК в Туле, 4 февраля 2025 г.
В Тульской области средняя стоимость полиса ОСАГО составила 11 249 рублей
|
|
Финмаркет, 4 февраля 2025 г.
Показатель соотношения собственных средств и обязательств 130 страховщиков за 10 месяцев 2024 г. соответствует нормативу ЦБ
|
|
Газета.Ru, 4 февраля 2025 г.
Россиянам рассказали о схеме мошенничества с неоформленными ДТП
|
|
NEWS.ru, 4 февраля 2025 г.
В России появилась новая схема «развода» с неоформленными ДТП
|
|
KrasnodarMedia, 4 февраля 2025 г.
ДТП без жертв, но с большими потерями: мошенники придумали новую схему
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Перестраховочная емкость высока, несмотря на рост числа страховых случаев и неблагоприятные тенденции в отношении НС
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 4 февраля 2025 г.
Этих марок машин стоит избегать: они чаще всего попадают в ДТП
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 4 февраля 2025 г.
Автогражданка смотрит в будущее
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Страховые кооперативы и общества взаимного страхования в Бразилии получили легализацию
|
 Остальные материалы за 4 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|