РБК (RBC.ru),
27 марта 2020 г.
От ДМС к благополучию: как устроен рынок well-being-услуг в России 2409 просмотров
Антон Кушнер, основатель сервиса «Понимаю», — о развитии мирового и отечественного рынков well-being-услуг, современных программах поддержки сотрудников и основных барьерах для начинающих компаний в этой нише.
Мировой рынок корпоративных well-being-услуг ожидает взрывной рост: в 2018 году аналитики CB Insights оценивали его объем в $48 млрд. По прогнозам Grand View Research, к 2027 году показатель удвоится, перевалив за $97 млрд. Благодаря глобализации и популяризации западной культуры с ее индивидуалистическими ценностями well-being-философия распространяется и в России.
Философия well-being: что это
Концепция well-being наиболее сопоставима с русским термином «благополучие». Она распространяется на все аспекты жизни человека. Условно благополучие можно разделить на три блока: физическое, ментальное и материальное. Философия зародилась в англоязычных протестантских культурах (США, Англия) в 50-е годы прошлого столетия, однако в отечественной бизнес-среде возникла всего около пяти лет назад. Это произошло, когда HR-директора осознали, что представители нового поколения сотрудников (миллениалы и старшие представители поколения Z) обладают иной рабочей мотивацией, нежели их предшественники.
По данным HR-агентства ManpowerGroup, безопасность, возможность не работать в праздники и выходные дни, интересный коллектив и гибкий рабочий график почти так же важны для молодых сотрудников, как уровень зарплаты в компании. Поэтому, чтобы привлечь и удержать эту категорию сотрудников, компании сначала стали оплачивать абонементы в фитнес-клубы, позже организовывать здоровое питание в офисах. В итоге эти меры вылились в формирование системы заботы о физическом здоровье сотрудников. Но на этом все не закончилось: постепенно бизнес подключил ментальный и материальный аспекты, запустив программы поддержки сотрудников (ППС).
Рынок well-being-продуктов в России
По моим оценкам, объем российского рынка корпоративных well-being-услуг составляет около 1 млрд руб. В ближайшие три-семь лет он достигнет 10 млрд руб., а в долгосрочной перспективе — $1 млрд. При этом рынок РФ будет расти быстрее, чем в развитых странах. Для сравнения, в 2019 году объем американского рынка корпоративных well-being-продуктов, согласно данным IBIS World, составил $7 млрд. Аналитики ResearchAndMarkets прогнозируют, что он будет увеличиваться в среднем на 8% в год и к 2024 году достигнет $15,5 млрд.
Сейчас на российском рынке наиболее популярны следующие well-being-продукты:
здоровье тела (физическое). Оценка здоровья онлайн, программы по управлению весом или борьбе с вредными привычками, скидки на членство в спортклубах; здоровье духа (ментальное). Помощь штатного психолога или онлайн-программа психологической поддержки от специализированного провайдера; материальное здоровье (финансовое). Обучение личному финансовому планированию (мониторинг семейного бюджета), консультации по налогам и налоговому вычету, оптимизация кредитной нагрузки и рефинансирование кредитов и т.п.
Хотя продукты для заботы о физическом здоровье персонала — пионеры рынка well-being и в России, и за рубежом, спрос на программы поддержки сотрудников — наиболее востребованную, простую и массовую инициативу в области ментального и материального благополучия — за два года перешел из латентной стадии в открытую. Сейчас бюджет на ППС составляет 5–10% бюджета на ДМС. Цена за ДМС варьируется от 10 тыс. руб. в год на синего воротничка в регионах до 50–80 тыс. руб. в год на сотрудника крупных российских и зарубежных предприятий в столице. Тем временем стоимость ППС везде держится в пределах 2–4 тыс. руб. на человека в год.
Наиболее активно программы поддержки сотрудников внедряют:
компании, которые борются за высокоинтеллектуальные кадры в Москве, особенно организации в сферах ИТ, консалтинг, банковское и страховое дело.
Например, Сбербанк предоставляет своим сотрудникам программу психологической поддержки онлайн, а также проводит офлайн-тренинги по развитию осознанности (mindfulness);
молодой инновационный интеллектуальный бизнес из крупных региональных центров — Новосибирска, Екатеринбурга, Томска или Омска;
компании из отраслей с тяжелыми условиями труда. Новолипецкий металлургический комбинат имеет собственные спорткомплексы для персонала;
компании из регионов со сложным бытовым укладом (Крайний Север, Чукотка).
По большей части российские компании ставят в приоритет физическое и ментальное здоровье сотрудников. Однако на Западе горячая тема — финансовый well-being. Работодатели организуют для сотрудников тренинги по повышению финансовой грамотности. Они рассказывают им, как жить, чтобы хватало зарплаты, как не попасть в кредитную зависимость, как правильно воспользоваться государственными льготами по социальному обеспечению. Они также предлагают финансовые услуги от отобранных провайдеров: страхование, специальные скидки, выгодные предложения по кредитам под залог зарплаты (payroll loans).
Современные тенденции системы поощрения сотрудников
ДМС в классическом виде все меньше отвечает потребностям клиента-работодателя, поэтому компании реструктурируют систему льгот и компенсаций. Чтобы угодить молодым менеджерам, они все чаще внедряют комплексные меры по развитию благополучия. Можно выделить несколько трендов современного корпоративного поощрения сотрудников.
Бюджетирование без привлечения дополнительных средств. Франшиза в ДМС в размере 10% позволяет снизить стоимость полиса примерно на 20%, что с лихвой окупает не только ППС, но и организацию комнаты отдыха, и приглашение массажиста в офис, и наем тренера по темам осознанности, и многое другое. Помимо этого средства можно высвободить и за счет снижения других статей расходов: в компаниях, где действуют well-being-программы, текучесть сотрудников ниже, а значит, меньше расходы на поиск и обучение сотрудников. Фокус на среднего работника. Внимание работодателя в области льгот переходит с топов на основных добытчиков прибыли — менеджеров среднего звена. Это более молодые люди. Их структура потребления и ценностей отличается от структуры потребления и ценностей предыдущих поколений. Им в меньшей степени нужен классический ДМС и в большей — психологическая поддержка.
Гибкие льготы. Многие организации позволяют сотрудникам самостоятельно выбирать, на что потратить выделенный C&B бюджет (Compensations and Benefits — «компенсации и вознаграждения»).
Рост спроса малого и микробизнеса. Well-being-услугами интересуются не только средние и крупные компании, но и фрилансеры. Эти сотрудники привыкли к корпоративным льготам, а теперь они вынуждены оплачивать их самостоятельно, поскольку не готовы расставаться с достигнутым уровнем комфорта (например, при необходимости идти в районную клинику по ОМС). Они покупают розничные страховые и well-being-продукты как физические лица, но по факту это покупки малого бизнеса. В нашем портфеле их доля составляет 3–5% от общего объема корпоративных клиентов.
Основные трудности для начинающих компаний в сфере well-being
Помимо препятствий, которые присущи всем индустриям в самом начале пути, таких как приоритезация задач, исполнительская дисциплина, низкий платежеспособный спрос, развитие well-being-индустрии тормозят:
старые «совковые» стереотипы. Несмотря на то что HR-стратегии — зона ответственности молодых специалистов до 35–40 лет, бюджетами часто распоряжаются представители старшей возрастной категории. Они не всегда согласны с современной системой поощрения сотрудников в силу собственных устоявшихся убеждений. В итоге развитие рынка продуктов ППС тормозит долгий продажный цикл заключения сделок между корпорациями и поставщиками well-being-услуг. Переговоры могут идти от 6 до 18 месяцев. Но и в этом случае вероятность того, что клиент заключит с поставщиком услуг договор, не превышает 50%;
низкая осведомленность потребителя. По моим оценкам, примерное количество участников ППС в России достигает 1 млн человек. Многие из них пользуются услугами well-being посредством страховых компаний (поставщики well-being-услуг часто выступают субподрядчиками страховых компаний), а значит, немалая доля людей может просто не знать о возможности получения бесплатной психологической/юридической помощи;
трудность оценки показателей. Сегодня качество well-being-услуг оценивают с помощью индекса потребительской лояльности (NPS), обратной связи от сотрудников и уровня их вовлеченности. Последний показатель особенно популярен. Однако достаточно сложно установить причины его изменений, так как они являются следствием внедрения компанией комплексных мер по заботе о благополучии сотрудников (ППС — одна из составляющих).
Несмотря на то что философия well-being проникла в отечественную корпоративную среду относительно недавно, постоянно растущий спрос свидетельствует о ее актуальности: за последние пять лет российский рынок продуктов «благополучия» увеличился в два раза. Причина кроется во взаимовыгодном обмене: бизнес заботится о благосостоянии сотрудников с помощью подходящих инструментов (фитнес-абонементов, психологической/юридической поддержки), а сотрудники работают продуктивнее.
Антон КУШНЕР, основатель сервиса «Понимаю»
РБК Про
Вся пресса за 27 марта 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование жизни, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Орелград, 26 ноября 2024 г.
Жизнь чиновников мэрии Орла застрахуют
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Как работать страховым агентом в удалённом формате
|
|
Ведомости онлайн, 26 ноября 2024 г.
Госдума приняла закон о распространении действия ОСАГО на Белоруссию
|
|
Агентство городских новостей Москва, 26 ноября 2024 г.
Госдума одобрила законопроект о новых штрафах за повторное вождение без ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 26 ноября 2024 г.
Азербайджан и Турецкая Республика Северного Кипра подписали меморандум в области страхования
|
|
Финмаркет, 26 ноября 2024 г.
«Газпромбанк Инвестиции» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхования» с целевой ценой 140 руб.
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане зафиксирована рекордная выплата по страховке грузов
|
|
orenday.ru, Оренбург, 26 ноября 2024 г.
Афера не удалась: 4 автоподставщика вернут страховой компании 500 000 рублей
|
|
За рулем, 26 ноября 2024 г.
Эксперт предлагает минимизировать штрафы для тех, кто забыл полис ОСАГО в первый раз
|
|
Российская газета, 26 ноября 2024 г.
Процесс
|
|
День республики, Черкесск, 26 ноября 2024 г.
Получили господдержку по агрострахованию
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Полисы ОСАГО могут подорожать уже весной
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 26 ноября 2024 г.
В Саратове осудят жителей за мошенничество со страховыми выплатами на 13,5 млн
|
|
Frank Media, 26 ноября 2024 г.
«Ак Барс Страхование» получило лицензию на перестрахование
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане страховой рынок вырос на 9%
|
|
Агроэксперт, 26 ноября 2024 г.
Площадь застрахованных посевов в РФ выросла на 40%
|
|
Новости Саратова, 26 ноября 2024 г.
Как сменить регион страхования на Госуслугах
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|